Язык животных

Юрий Солей
Язык животных
Юрий Солей

Когда-то, в далеком детстве, я читал в сказках, что человек, с помощью волшебства, мог вдруг обрести способность понимать язык животных. Я тогда думал, что это было бы очень здорово! Я хотел знать, о чём они думают, хотел поговорить с ними и чтобы они стали бы моими хорошими друзьями.

А потом, много позже, в тяжелые перестроечные времена, когда я стал уже взрослым,  вдруг настал такой момент, что мне, сугубо городскому жителю, пришлось купить в селе саманный домик и разводить кур и петушков - просто чтобы дать возможность жить и учиться в институтах моим двум детям. Да и не только кур - растил я и свиней, и гусей, и кроликов, и перепелов. Растил, как вы понимаете, на мясо.

Естественно, мне пришлось вплотную общаться с различными домашними животными. И, скажу я вам, много я тогда понял. Понял, что мы, люди, фактически ничем от них не отличаемся. Руки только у нас умелые и мозг более гибкий, приспособленный более глубоко познавать мир.

А вот вся гамма чувств, которые мы, люди, воспеваем в стихах и поэмах, которыми гордимся и фактически ими живем, в той же мере присуща всем животным. Даже курам, которых  люди почему-то считают очень глупыми.

Часто я наблюдал в жизни животных такие сложные поступки, совершенные на эмоциях, какие совершают обычно люди. Со временем научился видеть переживания животными различных сложных эмоций и чувств. Пожалуй, не назову ни одной людской эмоции, которую я не видел у животных.

Причем выражение чувств и эмоций у всех животных совпадает с тем, как выражает их человек. Полностью! От злобы и гнева человек также готов кричать и рычать, как лев, как собака, как кот. От боли - жалобно скулить, как побитый пёс. От тоски человек готов по собачьи или волчьи завыть. От умиротворения и довольства готов, если бы умел, мурчать, как кот. Или, как курица, добродушно или с легким оттенком раздражения ворчать, если что-то не так. Что еще? Да что угодно! Все мы теперь знаем, что животные способны на самые высокие чувства, которые ценятся человеком - это самопожертвование ради защиты другого и удивительная верность. В интернете просто огромное количество роликов, где животные спасают особей даже другого вида, где животные проявляют неслыханную верность и самоотверженность.

Так чем же мы, люди, лучше животных? Тем, что мы умеем считать до десяти, а некоторые, особо одаренные, до ста? Или, все же тем, что хочется нам кушать?

Вернусь к своему тогдашнему хозяйству, коль скоро начал об этом говорить. Петушков у нас было тогда аж сто пятьдесят голов! Но мы их знали всех "в лицо". Мы вырастили их с однодневных цыплят. Знали характер каждого. Некоторые, особо харизматические личности, имели у нас клички. И мы, рассказывая друг другу что-то о животных, называли их по именам. Предводителем всей этой куриной компании был наш Петя. Он был самый рослый, красивый и сильный. Ходил с гордо поднятой головой и зорко следил за порядком в стаде. Все петухи боялись его, как огня. Но некоторые петушки, которые также были больше и сильнее основной массы стада, не только боялись его, но и люто ненавидели. Петя присвоил себе исключительное право топтать всех кур и резко наказывал и петушка, и курицу, если замечал подобную сцену.

Однажды, я заметил любопытную картину в своем курятнике. Я насыпал курам и петушкам початки кукурузы и они с увлечением их долбали. В том числе и Петя. Но я обратил внимание на одного петуха, которого мы называли Графом за его белые ноги и штанишки. Все остальные петухи имели нормальные желтенькие ноги. Граф не долбал кукурузу, а стоял в напряженной позе рядом с Петей. Он стоял, не двигаясь, и чуть наклонившись, напряженно смотрел на гребень Пети. Петя, совершенно не замечая этого, наклонившись долбал початок. Я хорошо видел и понимал, какая борьба чувств сейчас захлестнула Графа. Он давно ненавидел Петю, но никогда открыто не вступал с ним в бой, так как еще в цыплячьем возрасте познал от него хорошую трёпку. И вот теперь гребешок Пети, наиболее уязвимая и болезненная часть любого петуха, болтается перед ним совершенно незащищенно и соблазнительно.

Я понял, что сейчас что-то произойдет и с интересом наблюдал. Наконец, Граф не выдержал и сильно долбанул Петю в гребешок. Долбанул и тут же низко, до самого пола, склонил голову и так стоял не двигаясь. Зато Петя, резко высоко выпрямившись, возмущенно "кококал" и крутил головой, выискивая обидчика. Он явно не знал, кто смел его долбануть. А обидчик замер в напряженной позе рядом, низко склонившись к полу. Наконец, его нервы не выдержали и он побежал. Петя - за ним. Они носились по курятнику, сбивая всех. Петя поймал Графа и как следует задал ему трёпку. Граф кричал от ужаса и боли.

А я стоял и думал, что только что видел у петушков всю сложнейшую гамму чувств, которые мы, люди, обычно замечаем только у себя. Стоит ли перечислять, какие были чувства, например, у Графа?

Как-то я сказал подобную мысль своему соседу, дяде Васе, сугубо сельскому жителю, но умному и бывалому человеку и философу по жизни. И он сказал мне умную фразу, которая объясняет всю философию сельского человека: "Ээээ, Юра! Нельзя на них смотреть, как на личности. Это - мясо! Не более того! ".

Эта фраза объяснила мне все. Человек должен выжить в этом мире, который был спроектирован нашим Создателем именно таким - жестоким и кровавым, где каждый должен сожрать другого, чтобы выжить. При этом человек вынужден не обращать внимания на чувства животных, чтобы поберечь свою психику.

Я с ним, конечно, тут же согласился, так как именно мне скоро предстояло всех этих петушков, кроме Пети, превратить в мясные консервы. Если бы вы знали, как мне этого не хотелось! Я ведь полюбил их за это время. Но… Куда я мог деться с этой «подводной лодки» под названием Жизнь?

И тем не менее, я явно видел и осознавал, что животные испытывают те же самые чувства, что и мы. И в этом отношении ничем от нас не отличаются.

Более того, животные всегда явно выражают свои чувства друг другу, чтобы быть понятыми. В этом смысле ИМЕННО чувства являются универсальным языком, понятным всем видам на земле.

То есть основной язык и животных, и людей - это эмоциональный язык. Интонации, мимика, жесты тела - одинаковы и понятны любому существу без слов.

Сейчас фото и ролики про кошек, котов, да и собак, заполонили Интернет. И нельзя не обратить внимание, насколько выразительна кошачья или собачья мордочка. Она выражает всю гамму чувств, присущую людям. И выражает эмоции непосредственно и неподдельно. Видимо, именно это нас так и умиляет, и смешит — это карикатура на нас. Но не надо забывать, что это также одна из составляющих эмоционального языка животных.

Животные внимательно наблюдают за нашим выражением лица, за жестами и настроением. И это лучше всяких слов говорит им, что от нас ждать. Можете провести эксперимент: улыбнитесь бездомной собаке и скажите ей что-нибудь ласково. А потом другой собаке скорчите грозную злую рожу и вы увидите поразительную разницу.

Однажды, я ждал автобус на остановке в полном одиночестве. Рядом сидела только бездомная собака. Я в то время хронически не высыпался и поэтому сладко и продолжительно зевнул. Когда закончил зевок, обратил внимание на собаку, которая также зевала во всю свою пасть. Думаю, что это я её "заразил"))).

Эмоции - это первая и главная сигнальная система. Это средство МЕЖВИДОВОГО общения. А вот вторая сигнальная система — это речь, которая присуща, в основном, людям. Вторая сигнальная система - это средство ВНУТРИВИДОВОГО общения. Она также в какой-то мере имеется и у животных и вырабатывается в процессе совместной жизни. А потом передается из поколения в поколение, от особи к особи. А иногда и на генетическом уровне, так как моим инкубаторским петушкам и курицам никто ничего не мог передать.

Например, через некоторое время общения с курами, я начал различать, что звук "Кок. Ко-ко" означает предупреждение о появлении опасного врага. Я, если слышал такой звук, всегда выходил из дома и шел искать опасного для кур посетителя, который зашел ко мне во двор: либо кошку, либо собаку, либо человека.

Все, кто близко общался с курами, знают, каким особым клёкотом петух подзывает своих куриц, когда он нашел корм. Например, наш Петя, найдя какое-то зернышко, иногда сам не съедал его, а подзывал своих курочек.

Прислушиваясь к интонациям куриного ворчания и непосредственно видя ситуацию, я иногда понимал, что в этот момент она говорит или чем недовольна. В отличие от нас, животные не скрывают своих эмоций, так как это их язык.

Хотя иногда хитрят. Пытаются скрыть свои намерения и обмануть. Например, я много раз наблюдал, как подросшие молодые петушки, пытаясь привлечь внимание взрослых куриц и потом потоптать их, делали вид, что нашли что-то съестное и издавали характерный клекот. Некоторые курицы подбегали к петушку и, видя обман, задавали ему хорошую трёпку. Взрослые курицы у нас были раза в два крупнее молодых петушков. Но иногда и они попадались на эту уловку….

Однажды я видел уморительную картину, когда молодой петушок подкрался к взрослой курице сзади и вскочил на неё. Курица была застигнута врасплох и не знала, кто на ней. Я видел, что она была в совершенной растерянности: может всё-таки это Петя? А Петя в это время был рядом, но за непроницаемым забором. Он слышит звуки и понимает, что происходит, но не видит, где. Я вижу одновременно и его, и курицу с петушком. Петя крутит встревоженно головой и пытается понять, куда ему бежать, чтобы навести порядок. Молодой петушок в это время сделал свое дело и, в экстазе, как куль, свалился с курицы. Курица, наконец, увидела, кто был на ней, и давай долбать петушка. Тот - бежать. В это время Петя вырулил из-за забора и помчался к курице. Долбанул её, как следует, чтобы впредь клюв не разевала и помчался догонять петушка. Ну? И чем вам не Санта-Барбара?

Еще один эпизод этой куриной Санты-Барбары. Кроме молодых петушков в этом выводке были молодые курочки. Но Петя был очень авторитарным хозяином и не разрешал молодым петушкам топтать молодых курочек. У меня не отложилось в памяти, топтал ли он их сам или он просто был на страже нравственности. Среди молодых курочек была одна дефективная. Она была самая маленькая, тщедушная и какая-то кривая. Но к ней был неравнодушным один молодой петушок. Они с некоторых пор почти всегда стали ходить рядом. И удивительно, но Петя не запрещал им ходить вместе. Он отгонял от неё всех охочих до куриного тела, но этого петрушка не трогал. То есть он разрешил этой паре всё. При этом я не видел, чтобы молодой петушок топтал эту дефективную курицу. Но однажды на неё всё же вскочил другой резвый и борзый молодой петушок. Когда он убежал, курица осталась лежать на боку, не подавая признаков жизни. Я подумал даже, что она скончалась. Но через время она таки поднялась и пошла гулять дальше. Правда, прожила она вообще недолго. Скорее, причиной её смерти было просто слабое здоровье.

Не знаю, смог ли я доказать вам в этом рассказике, что язык у животных есть и, в основном, он  эмоциональный и понятный всем видам, то есть язык этот универсальный.

Получается, что как такового словесного языка животных не существует, кроме может нескольких десятков характерных звуков, которые что-то означают определенное.

Косвенным доказательством этому может являться один эксперимент, проведенный учеными с обезьянами. Как только ученые научили шимпанзе языку жестов, аналогичному тому, как общаются глухонемые люди, обезьяны тотчас начали активно объясняться на этом языке между собой.

 Самки шимпанзе даже сами обучали языку жестов своих детёнышей. Для поощрения ученые давали обезьянам фрукты. А потом стали давать еще и жетоны, которые они могли обменять в автомате на фрукты. Через некоторое время ученые заметили, что шимпанзе начали покупать у других шимпанзе кое-какие услуги за жетоны и фрукты. При этом договаривались о сделке на языке жестов. Количество слов-жестов, которые понимали обезьяны достигло двухсот.

 Заметьте, что в человеческой семье люди говорят на родном привычном языке и не переходят на иностранный, даже если очень хорошо его знают….Вывод из этого факта может быть однозначно один: нет у обезьян их родного языка. Есть только эмоциональный, плюс с пару десятков характерных звуков, которые что-то означают. Да и то эти звуки имеют явную эмоциональную окраску. То есть - это просто часть эмоционального языка.

(Небольшое дополнение: недавно прочитал, что ученые исследовали два вида обезьян, ветви эволюции которых разошлись миллионы лет назад. Ученые выделили у тех и у других только три звука опасности, которые сигнализируют о леопарде, питоне и орле. То есть, всего три обезьянних "слова", причем эти слова не претерпели изменения миллионы лет. )

Корреспондент, который описывал этот эксперимент, также понимал язык жестов глухонемых. Он подошел к орангутангу, который также участвовал в этом эксперименте, и спросил его: "Ты человек или животное"? На что тот ответил: "Я - великолепное животное орангутанг".

Когда я написал эти строки про орангутанга, я вспомнил своё наблюдение в московском зоопарке. Народу было очень мало. Я бродил там от клетки к клетке, пока не увидел орангутанга. Он лежал на боку, в скучающей позе, подставив под голову согнутую в локте руку. Поза была чисто человеческая. Каждый из нас видел людей в такой позе тысячу раз. Перед ним была насыпана горка семечек. И он лускал их. Наши  глаза встретились и я увидел, какая тоска была в глазах орангутанга…. Я стоял и смотрел на него совершенно пораженный. Я видел перед собой не животное, а большого человека, который был в тоске…. Но он так же отлично понял мое состояние. Он взял горсть семечек и посыпал их себе на голову.  Чтобы развеселить именно меня — никого больше рядом не было. Типа, «ничего, парень, всё нормально!» Я улыбнулся, помахал ему рукой и пошел на выход.

Конечно, тезаурус слов у кур не может достичь такого количества, как у человекообразных обезьян, в силу их физических возможностей. Причем не только из-за того, что они не имеют рук, как обезьяны. Очевидно, что свойства их мозга сильно ограничены. Особенно я заметил это на перепелах. Оказалось, что перепелки не способны запомнить практически ничего. Даже, где в клетке располагается выход.

Когда я видел, что какая-то из перепёлок выглядит больной, я отсаживал её в отдельную клетку, чтобы лечить. При этом она постоянно тыкалась между прутьев, пытаясь выбраться из клетки. Иногда она попадала в дверцу, и та открывалась. Я садил перепёлку обратно, и та начинала опять тыкаться кругом, не понимая, где находятся двери. Я намеренно, ради эксперимента, не закрывал на запор дверцу, чтобы ей удалось выбраться из клетки. Но перепелка так и не смогла запомнить связь "дверца-свобода" и понять вообще, что такое «дверца». Она каждый раз снова и снова тыкалась между прутьев. Поэтому, конечно, чему она может научиться?

Такими разными нас создал Бог. Ну, или Природа, если вы всё еще не верите в Создателя. Это не столь важно в данном случае, во что верит каждый из нас.

Конечно, если вдумываться глубоко дальше, зачем и почему Высшая Сила создала такими и нас, и животных, и весь этот многообразный и, в тоже время, такой многоподобный Мир, то непременно начинаешь думать о Смысле Жизни, о Назначении Человека. Но здесь не об этом речь.

Здесь речь о том, что бы было, если бы свершилась моя детская мечта и мы начали бы вдруг резко понимать язык животных. Тогда я думал, что это было бы  просто очень интересно. Лишь много позже я пришел к выводу, что последствия были бы очень серьезными.

Я думаю, что чтобы понимать эмоциональный язык животных, нужно чтобы все стали очень эмоционально восприимчивыми. Обретя резко такое свойство, мы бы все почувствовали себя дикими варварами-каннибалами. И может быть потом перестали не только поедать животных, но и гнобить и убивать себе подобных.

Мир бы, наверное, стал идеальным.

PS
Наберите в поисковике фразу "горилла Коко" и Вы получите кучу интересных видео и текстов по этой теме. К примеру, как Вам такой отрывок (взято по ссылке
"Сегодня горилла Коко — успешная 43-летняя дама, чей лексикон насчитывает примерно 2000 слов английского языка. Коко составляет предложения из пяти-семи слов, прекрасно понимает несколько тысяч терминов, что соответствует вокабулярной активности нормального, то есть не умственно отсталого человека. Более того, некоторые существительные горилла-вундеркинд может воспринимать не только на слух, но и в печатном виде".

23.04.2016
Юрий Солей

Это замечательное фото котика взято из Инета. Вы только посмотрите на эту выразительную физиономию! Сколько страдания написано на этой милой кошачьей рожице! Ну дайте уже ей колбаски!

Ещё  рассказы с участием дяди Васи:
http://proza.ru/2019/08/01/33 - Чёрный язык. Рассказ дяди Васи
http://proza.ru/2019/03/11/2051 - Стрелянные гильзы. Рассказ дяди Васи
http://proza.ru/2017/09/03/1920 - Емеля и Волк. Рассказ дяди Васи
http://proza.ru/2017/05/22/2040 - Петух и лиса. Рассказ дедушки Васи.
http://proza.ru/2015/07/18/1090 - Моя борьба с грызунами