Массажистка

Светлана Юшко
В Болгарии, недалеко от Золотых  Песков, я  увидела женщину преклонного возраста, массирующую толстяка. Внимание привлекли изуродованные артрозом и напоминающие коряги руки, ловко продавливающие точки на голове, ладонях, пятках. Очередь из  болгар, русских, немцев  расположилась  прямо в воде.               
Место это не простое. Людей сюда  притягивает не только море. Из недр  на поверхность земли выходят источники  горячей минеральной влаги;
в основном, изливается она в дорогие бассейны. Одну ветку для местного 
пользования  вывели к берегу. На высоте трёх  метров над морем возвышается труба с 
хлещущей из неё чудодейственной 
жидкостью. Там, куда низвергалась горячая вода, соорудили из  огромных валунов ограждение вроде купели с тем, чтобы божественный дар задерживался, ане уходил в море. Получилось что-то наподобие чаши,где стены из камней. В этой лагуне занималась та старушка
 целительством.        Мне нравилась балканская страна,  поэтому я ежегодно её посещала. И  на протяжении многих лет видела  старую женщину,окружённую праздными
 туристами.                

Как-то у самой разыгралась мигрень; 
таблетки не оказали должного эффекта, и я обратилась к ней за помощью. Дождавшись  очереди, я присела около целительницы. Она, прикоснувшись к моему лбу костлявыми  холодными пальцами (в тот момент  я  пожалела,что так легко доверилась  первой встречной, а на самом деле -- неизвестно кому), сделала несколько скользящих движений в сторону висков  по направлению к затылку,прошлась  по теменным областям и спустилась  к воротниковой зоне. Этот приём она называла «косынкой».               
Боль моментально улетучилась. Эффект  потряс и изумил! Волшебница,  довольная своей работой,а  заодно и  впечатлением,произведшим на меня,
 улыбаясь предложила на следующее утро прийти вновь. Конечно,я с
нескрываемой радостью сие приглашение  приняла. Так мы познакомились. Она, бывшая медсестра, вышедшая на пенсию  ещё при царе Горохе, ежедневно в семь   утра приходила к морю,усаживалась в лагуне и всем желающим проводила  оздоравливающие манипуляции. Бесплатно. Многих она исцелила. 

С тех давних пор и по сегодняшний день чарующий образ морской феи не  покидает меня. Я вижу,словно  наяву доброе,в глубоких морщинах,
лицо,небесного цвета глаза,  слышу голос и осязаю прикосновение  её добрых рук.

В последующие десять лет мы  поддерживали отношения, правда,  сезонного характера - в конце  лета, когда я приезжала в Варну.  Мне было известно о её детской  слабости к леденцам и я привозила из Молдовы упаковки конфет, 
национальные  сувениры: войлочные расшитые  тапочки и  байковые халаты. Она  радовалась подаркам, как ребёнок,  восклицая: "Наконец моя приятелка  Светла  прибыла! Я её целый год  жду. Бомбонки молдавские уж очень  вкусные!"

Как-то я сфотографировала её,и  картинку в рамке с изображением 
благодетельницы расположила в кабинете  на столе. Пациенты часто задавали вопрос:

 -- Это ваша бабушка?

 -- Нет, это мой  Учитель.

***

Она показала мне несколько приёмов,
 устраняющих боль. И, благодаря  этим нехитрым знаниям, я помогла  тоже многим. А чего стоит только её  знаменитая «косынка»!
Сама она уже давно передвигалась с  огромным трудом. Болезнь поразила её суставы, кости,и позвоночник
укоротился. Из-за небольшого роста --  примерно 130 сантиметров -- она уподобилась восьмилетнему  ребёнку. Ноги тоже подверглись  изменениям. Так как движения по  земле причиняли боль, ей приходилось носить лапти. Звали её Сийкой.
Она и в зимнее время появлялась у  трубы. Ведь минеральная вода тёплая -- шестидесятиг радусов. Рассказывала,
 что в январе-феврале у берегов море иногда замерзает и ей приходится к лагуне добираться по льду ползком; и сидит потом она часами,отгороженная от холода,созерцая падающие снежинки. «Я будто в сказке»,-- говорила она.

***

Приехав в очередной раз в Болгарию и 
оказавшись на пляже, я застала пустоту. Как и в былые годы, над берегом 
возвышалась труба, но поржавевшая и без воды, а в том месте,где когда-то находилась лагуна с отдыхающими -- было ровно, словно прошёлся бульдозер. В том году Сийке исполнилось восемьдесят пять лет.

***

Действительность ошарашила: горячий  поток завернули в недавно  возведённый отель,и простые люди  остались без минеральной воды и  знахарки. Я попыталась навести  справки о Сийке. Из местных никто не знал ни фамилии,ни адреса её.

Хотелось прийти к ней и отблагодарить  за те знания,которыми она поделилась со мной, за наполнившие меня  необъяснимой силой процедуры,за  отношение ко мне,даже за слова,  однажды сказанные нам,здоровым,  молодым,сидящим подле неё и ждали очереди:

-- Почему вы бездельничаете? А ну - ка,массируйте друг друга!

Мы, ещё минуту назад не знакомые  друг с другом, немцы, россияне, болгары, уселись  вагончиком из человек десяти и принялись за дело. Соседу я  разминала спину,тогда как позади  сидящий -- мои плечи,руки. Со  стороны мы гляделись,как одна  команда во главе с суровой предводительницей.

Самой больной из нас оказалась Сийка. Но, несмотря на это обстоятельство,  старая женщина с неизменным  
упорством помогала нуждающимся. 
Огромным сердцем наделил Господь  массажистку.

***

Жизнь сложилась так,что несколько  лет я не приезжала на благословенную землю
.
Прошли годы. 
И вновь я оказалась в южной стране. Отправилась к "трубе". Признаюсь,мечтала увидеть  незабвенную массажистку,хотя  понимала что этого не может быть. Уже никогда. Только, наверное,во сне.

Невозможно представить то побережье  без Сийки. Море оно везде море. А вот целительница одна. Ей тогда  исполнилось бы девяносто четыре года. Но ведь есть,есть случаи, когда человек живёт сто лет,  и дольше.

***

Я так и не смогла отдать ей долг. 
Болгары в течение нескольких  лет взывали к местной администрации
с просьбой вернуть им лечебную воду.
Годы оставалась труба,что над  морем,сухой. И  вот,наконец,сильные мира сего услышали глас народа и сжалились.

Вновь появилась минеральная вода в  трубе (спустя лет пять). Да и лагуну воздвигли. И люди,как прежде,сидят в ней,среди которых много тех,кто знал ту святую с золотыми руками. Уверена, если тогда не 
перекрыли воду и не разравняли ограждение,по сегодняшний день Сийка 
не оставила бы своего ремесла.
Умение исцелять было отпущено  массажистке свыше. Подобно  солнцу, безвозмездно всех обогревающему, 
помогала  она  страждущим,ничего не требуя  взамен. 
  
На  фотографии  болгарская  целительница  Сийка  (2005г.)
,