Сталинская коллективизация

Леонид Киселев
                Канскому уезду, пострадавшему от
                большевистско-сталинского насилия посвящается.   
               

         

      Изучать тему сталинской насильственной коллективизации в пределах всего СССР, нет необходимости. Многое из ее истории известно. Интересно узнать, как происходила коллективизация в каком – то одном месте. В Канском уезде, например. Иосиф Сталин вошел в мировую историю, как тиран, как агрессивный приверженец социально–классовой природы деспотической власти, создатель рабского, феодального труда в ГУЛАГе, инициатор массовых репрессий. Но больше всего его вина в развязывании Гражданской войны среди крестьянства, насильственной коллективизаци. Люди никогда не согласятся, чтобы все это можно ему простить.               
      Лидер российских коммунистов Г. Зюганов уже в который раз призывает к обобществлению собственности, иными словамии ее ликвидации, которая в истории уже происходила по инициативе большевиков в 1917–1930 –е годы. Не приведет ли это стремление коммунистов к новым социальным потрясениям. Пояился слой так называемых неоревизионистов, добиающихся оправдания сталинской насильственной коллективизации и пересмотра доказательств ее безумия, установленных в ходе исторических исследований. Течение ревизионизма в истории не является чем–то новым, оно возникло в во второй половине девятнадцатого века в Германии. Но вспыхнуло сейчас с новой силой, особенно на разных каналах Интернета. В большинстве случаев, вспышка неоревизионистов сводится не к тому, чтобы познать тщательно историю сталинской коллективизации, а к тому, чтобы засветиться в средствах массовой информации в роли неких знатаков, игнорирующих  классические исторические источники, признанные мировым историческим сообществом. Задача неоревизионистов примитивная, обрушить на людей сомнительную информацию. Как правило, авторы этой информации выступают анонимно, не называя своих имени и фамилии.      
         Рассматривется процесс сталинской коллективизации в Канском уезде, его селах и деревнях. При изучении этой темы надо было обозначить цель, тенденцию исторического процесса и полученный результат.
         По России прокатились февральская революция, за ней октябрьский вооруженный переворот и кровопролитная Гражданская война. Казалось, все страшное уже было позади, и крестьяне канских деревень начали успокаиваться, надеясь на улучшение жизни. Но вспыхнула насильственная, сплошная коллективизация, а вернее односторонняя Гражданская война, которую объявили большевики. Сегодня, даже апологеты Сталина, признают, что это была Гражданская война (Сталин. Рыбас. 2012).    
         Город Канск, Канский уезд в те давние времена находились на Восточной окраине Енисейской губернии, ныне Красноярского края. В одной из своих публикаций я подробно описал историю, как, где и когда возникли город Канск и Канский уезд.
         «Канск находится на реке Кан. Река, правый приток Енисея. Легенда  гласит, что в давние времена кочевники, сибирские татары часто совершали  набеги на заимки, разбросанные по реке Кан. В один из набегов на берегу реки  произошла кровавая стычка между набежавшими татарами и местными жителями. Схватка была настолько кровавой, что вода в реке вся покраснела.  С тех пор река называется кровавой, или по татарски–Кан. А вся округа– Канской. Основанием Канской округи считается 1628 год, когда здесь для охраны границ и канской землицы от набегов кочевников на месте одного из зимовий, по–сибирски заимки, был сооружен военный острог. Первоначально Канск был селом. В 1805 году здесь был построен каменный Канский Спасский  собор. А в 1822 году Канское село получило статус уездного города, и он  вошел в состав Енисейской губернии» (Канская золотая россыпь. www. proza. ru. 30 июля 2013).         
         Канский уезд хотя и медленно, но все, же развивался. В середине семнадцатого века, пишет канский историк Л. Э. Способина, в Канской округе насчитывалось: 1 село, 13 деревень, 4 станции, 6 заимок и 6 зимовий. Здесь проживало не более 500 душ мужского пола, постоянно проживающих. В 1868 году, т. е. почти через два века, Канский уезд уже объединял 126 сел и деревень, число дворов в них было 7829. А число жителей в уезде достигло более 50 429 человек. По сведениям «Сибирского торгово–промышленного ежегодника за 1914–1915 годы» в самом городе Канске проживало 17 266 человек. 19 сентября 1833 года на канских просторах было найдено первое золото. С этого времени началась новая, золотая веха в истории Канского уезда. Так, без всяких революционных преобразований, эволюционным путем Канский уезд поступательно развивался. Заметно улучшалось и экономическое состояние уезда. В “Статистических обзорах Енисейской губернии за 1895–1915 годы” говорится, что количество скота в Канском уезде увеличилось с 1864 по 1914 год, т. е. за 50 лет в 2, 7 раза. Производство картофеля с 1899 по 1914 год возросло с 27 тысяч тонн до 148 тысяч тонн, или 5, 5 раза, что свидетельствовало о продовольственном благополучии в сельском хозяйстве канских деревень.
        Еще в 1885 году С. Чудновский в книге “Енисейская губерния к трехсотлетнему юбилею Сибири” писал, что по урожайности и производству хлеба Кансий округ занимал третье место в Енисейской губернии, после Минусинского и Ачинского округов. В Канском уезде хорошо был развит и охотничье–заготовительный промысел. В 1915 году здесь было добыто: горностая и колонка 3154 штуки, белки 141109 штук, лосей–344 головы, рябчиков, тетеревов, глухарей, уток, гусей –12230 штук, рыбы хариуса около 12 тонн. Все это свидетельствует о том, что хорошо развитое сельское хозяйство и прекрасные природные условия с их ресурсами способствовали хорошему социально–экономическому развитию Канского уезда. Но все эти эволюционные изменения одним разом разрушила безумная сталинская насильственная коллективизация.
Отношения между большевиками, удерживающими власть в своих руках и крестьянами Канского уезда, складывались очень тяжело. Газетные публикации тех лет свидетельствуют, что Канский уезд  был тем местом, где  большевики боролись за свою власть с остервенелой жестокостью, устрашая тем самым народ. 
         Общеизвестно, что российское крестьянство в прошлом было набожным и с большим уважением относилось к священнослужителям, которые в лихую годину всегда заступались за народ. В 1918 году канцы содрогнулись от того зверства, которое совершили большевики. Они учинив жесточайшую расправу над священниками Неровецким из древни Анап и Новочадовским из села Талынское. Первого убили, и труп сожгли, второго распяли, прибив его руки и ноги к забору костылями. В селе Тасеево, Канского уезда, где базировалась верхушка тасеевской партизанской армии, за непризнание ее власти, большевиками было расстреляно 500 человек. 
         Коллективизаторы в Канском уезде появились не в одночасье, они были для этого готовы давно, ждали лишь распоряжения властей. В числе коллективизаторов были в основном те, кто во времена Гражданской войны набил руку на грабежах крестьян. Особенно те, кто входил в так называемые продовольственные отряды. Большевики нещадно грабили канские деревни. По сообщению газеты «Красноярский рабочий», летом 1920 года из общего количества яиц, собранныхпо всей Енисейской губернии, 80 % большевики вырвали из крестьян канских деревень.
         По заданию продразверстки большевики запланировали за первую половину этого года у крестьян Канского уезда принудительно изъять два миллиона пудов хлеба, т. е. по 250 пудов с каждого крестьянского двора. Ведь понятно, чтобы изъять такое количество яиц и хлеба у крестьян, без насилия не обходилось. За не сдачу продуктов или хлеба крестьян сразу же сдавали на расправу в Енисейский губернский ревтрибунал. Разграбив канские деревни, большевики позакрывали в них продовольственные рынки, торговать крестьянам стало нечем и негде. Канские крестьяне долго терпели грабеж большевиками их деревень, но после того, как 20 июля 1920 года Ленин подписал секретный декрет «Об изъятии хлебных излишков в Сибири», терпение у них лопнуло, и они стали объединяться, чтобы оказать хотя бы какое–то сопротивление грабительской советской власти. Ответом на ленинский драконовский декрет, в Канском уезде вспыхнуло известное «гололуповское» вооруженное восстание, в котором участвовало 700 крестьян. Восстание было жестоко подавлено отборными воинскими частями особого назначения (ЧОН). В Канском краеведческом музее имеется фотография, на которой заснята группа тех чоновцев, которая уничтожала протестующих крестьян. 
          После всех пережитых потрясений крестьяне канских деревень совсем перестали верить большевикам. Так что атмосфера для начала насильственной коллективизации в Канском уезде была психологически подготовлена давно. Пропагандисты не переставали кричать на все голоса, что коллективизация в Енисейской губернии идет полным ходом и при активном, заинтересованном участии самих крестьян.
         Особенно этим отличались канская газета «За власть советов» и газета «Красноярский рабочий». Исключались сообщения о любых массовых выступлениях крестьян против насильственной коллективизации. Однако по сведениям мирового исторического сообщества, за короткий период с февраля по март 1930 года против коллективизации в СССР было 7948 массовых выступлений крестьян.      
         Большевики, удерживая с помощью оружия в своих руках власть, на сельское хозяйство внимания не обращали. В большей степени старались его грабить. Чего стоит так называемая Тасеевская партизанская армия, в которой были бандитствующие отряды, грабившие деревни и села Канского уезда. Если внимательно проанализировать изданные книги красноярских историков, то там можно найти много парадоксов.
         С одной стороны, отряды так называемой Тасеевской партизанской армии воевали против колчаковских войск, а с другой, грабили канские села и деревни. В Тасеевской партизанской армии были специальные отряды, которые совершали рейды в отдаленные канские деревни и там грабили крестьян, отбирая у них последний кусок хлеба.
         Как известно, накануне коллективизации, в январе 1928 года, Иосиф Сталин секретно побывал в Сибири, в частности в Новосибирске, где своими выступлениями подтолкнул сибирских большевиков к немедленной насильственной, ликвидации единоличных крестьянских хозяйств или сплошной их коллективизации. 1929 год войдет в истроию, как год «великого перелома». 
         С этого времени грузин Сталин в течение нескольких лет был не только инициатором своего любимого детища, насильственной коллективизации, но и злейшим врагом крестьянства. Все заседания политбюро ЦК ВКП (б) по вопросу коллективизации, принятия насильственных мер к непокорным крестьянам, проводил сам Сталин.
         Канская газета «За власть советов» в январе 1930 года перепечатала
лицемерное признание Сталина, которое он произнес в своей речи 27 декабря 1929 года на конференции аграрников–марксистов в Москве. Он заявил, что   
в 1927 году в России кулаками было собрано 600 миллионов пудов хлеба, тогда как колхозами и совхозами всего лишь 80 миллионов пудов, т. е. меньше в 7, 5 раза. А кулаков было всего 3 %. Колхозы и совхозы 20 – х годов, это ленинские, сельхозкоммуны, малочисленные и неэффективные хозяйства периода военного коммунизма. В период колективизации преобразованы в сталинские колхозы.
         Продолжая тезис о ленинских сельхозкоммунах, следует сказать, что         
люди в них работать не хотели, даже если их кормить сладкими коврижками. Они работали из–под палки, через пень–колоду. В этой связи стоит сказать, что покойный историк, профессор Владлен Сироткин написал интереснейшую книгу под названием “Сталин. Как заставвить людей работать?” И дает в ней ответ, используя сталинское понимание труда. Для полноценной работы в “сумерках сталинизма” необходимо создавать так называемые “крестьянские колонии”. Что Сталин и сделал для колхозного крестьянства в СССР. По-существу, крестьянскую деревню превратил в феодальную казарму с подневольным трудом, без права выезда из нее. 
         Несмотря на то, что кулаки в России были самой большой  производительной силой, но Сталин, проявляя к ним классовую неприязнь, призвал сломать кулачество и ликидировать его как класс. Не успел Сталин очухаться от произнесенной речи перед аграрниками–марксистами, как услужливые сибирские большевики–совдеповцы принялись принимать постановление о выполнении его произнесенных задач.
         Коллективизация в древнях и селах Канского уезда началась по постановлению Западно–сибирской советской власти, олицетворением которой были Сибирский крайисполком и сибирский крайком ВКП (б), находившиеся в городе Новосибирске. 25 ноября 1929 года Сибкрайисполком на своем пленуме принял постановление, из которого вытекало: во–первых, кулаки большевиками были объявлены врагами советской власти и подлежали физическому уничтожению, во–вторых, сибирские большевики потребовали  немедленно начать насильственное форсированное обобществление,  коллективизацию крестьянских хозяйств. Были установлены сжатые сроки проведения коллективизации и создания колхозов, не позднее 15 января 1930 года. Требования сибирских большевиков–совдеповцев и задачи Сталина, произнесенные перед аграрниками–марксистами по уничтожению кулачества как класса по времени почти совпали. Исходя из данных решений и опираясь на современное историческое понимание происходящих в прошлом событий, можно сказать следующее. В основе коллективизации лежало агрессивное  стремление большевиков удержать любой ценой в своих руках власть над самой большой людской массой в СССР–крестьянством. Большевики, приверженцы марксистско–ленинского толкования складывающейся ситуации,  проводили насильственную ликвидация единоличной, частной собственности с целью создания тоталитарной аграрной экономики, получения рычагов командовать ею  безраздельно.   
         На каком социально – экономическом фоне начиналась коллективизация в Канском уезде? Повторяясь, еще раз следует сказать, что  большевики, захватив власть, и руководствуясь революционной целесообразностью, не занимались сохранением сельского хозяйства, а в большей степени старались его пограбить, создавая в нем разруху. Не был исключением и Канский уезд. Разруха сельского хозяйства обернулась  большим падением сельскохозяйственного производства, продовольственных ресурсов. Газета «Красноярский рабочий» 30 марта 1922 года сообщала, что за период революции и Гражданской войны в Енисейской губернии, в том числе и  Канском уезде, посевные площади сократились почти наполовину, скотоводство упало более чем на четверть, овцеводство на одну треть, свиноводство в два с половиной раза.
         Тем не менее, большевики готовились с помощью коллективизации ринуться на канское крестьянство. Несмотря на значительные разрушения сельского хозяйства в период революции и Гражданской войны, крестьяне Канского уезда с большими усилиями смогли его восстановить, залечивая раны революционных и военных потрясений. Канский уезд был зажиточным. В 1929 году в нем проживало 22 455 человек. В уезде насчитывалось 1123 518 голов скота. В насильственной коллективизации крестьянских хозяйств в деревнях и селах Канского уезда участвовала большая армия ее сторонников: 4720 большевиков, 5295 комсомольцев. На подмогу приехали 76 ленинградских партийцев, безжалостных активистов, уже имевших большой опыт расправы с крестьянами. Это напоминает историю, рассказанную Михаилом Шолоховым в романе «Поднятая целина». Многочисленная армия опиралась на вооруженные отряды ОГПУ. Канские чекисты отличались особой жестокостью.
         О том, что они представляли собою, хорошо рассказал писатель Владимир Зазубрин, долго живший в городе Канске, в своей книге «Щепка». Большевики определили, что писатель В. Зазубрин, создатель сибирской писательской организации (в это время жил в Новосибирске) со своей прямотой и откровенностью очень опасен для власти большевиков. В 1928 году сибирские большевики из Сибкрайкома ВКП (б) дают задание НКВД на его арест, и в разгар сталинских репрессий, в 1938 году его расстреливают (Историческая энциклопедия Сибири, том 1, с. 572, 2010).   
         Насильственная коллективизация в Канском уезде происходила сумасшедшими темпами, в виде кавалерийского наскока при безграмотном командире. На 10 марта 1930 года в Канском уезде было коллективизировано 62,7 %  хозяйств. Но вскоре коллективизация захлебнулась, 58,8 % хозяйств снова вышло из колхозов, в них осталось только 3, 9 % хозяйств. Вот тогда сибирские большевики поняли, что без насильственных мер обойтись нельзя. В села и деревни Канского уезда были направлены вооруженные отряды ОГПУ, которые и возобновили коллективизацию крестьянских хозяйств по своему усмотрению. Так что, коллективизацию в Канском уезде проводили не только большевики и их приспешники, но оголтелые, воинские отряды ОГПУ. 
         Как известно, в прошлом все уезды были разделены на волости. В Канском уезде было несколько волостей, одна из них Рождественская, которая считалась с хорошо организованным, крестьянским сельским хозяйством. Накануне коллективизации в Рождественской волости было 70 населенных пунктов, в них проживало 12 048 человек, они имели 74 60  5 голов скота, из них 12048 лошадей. Волость имела полевого и усадебного посева 20878 десятин, что составляло 4, 88 га на 1 хозяйство. В России средний размер на 1 хозяйство составлял 4, 5 га. Когда  рухнула социалистическая система, в таких странах, как Германия, Чехословакия, Эстония, земли и имущество были возвращены наследникам семей. В России президенты Ельцин и Путин вследствие присутствия у них политического и человеческого безволия не пошли путем возврата земель и имущества, национализированных большевиками в 1917 – 1933 годах. А вклинившаяся в 1990 годы приватизация усугубила этот вопрос и навсегда его вычеркнула из истории России, расколов общество на богатых олигархов и беднейших слоев населения.    
         Накануне коллективизации большевики завершили административно–территориальную реформу, так называемое районирование. Губернии, уезды и волости были ликвидированы. Первоначально часть волостей теперь именовалась кустом. Такой статус получила и бывшая Рождественская волость.
         Если продвигаться по Канскому уезду с юга на север, то по ходу попадутся такие деревни и села, как Улюколь, Шеломки, Макарово, Канарай, Кондратьево, Денисово, Топол, Колон, Турово, Борки, которые до революции составляли ядро Рождественской волости. Формально коллективизаторы в Рождественской волости действовали от имени органа советской власти. В спешном порядке они  образовали 21 сельский совет, наполнив их сельским пролетариатом–беднотой, лодырями и пьяницами. А они не только не были способны поддерживать личное хозяйство на необходимом уровне, но и не желали решать насущные крестьянские задачи. Несмотря на то, что в крестьянских селениях появился некий орган власти, однако крестьяне ему не доверяли. Большевистская, советская власть действовала насильственно, установливая порядок ликвидации крестьянских единоличных хозяйств и расправы с ними: если крестьянин добровольно отказывался вступать в колхоз, сдавать свое имущество и скот, то немедленно зачислялся в кулаки, враги советской власти, лишался избирательных прав и подлежал выселению из родной деревни в отдаленные места или физическому уничтожению.
         Крестьяне, напуганные таким натиском властей, бросали свое имущество, дворовые постройки и сбегали из деревень, чтобы остаться в живых. Сбегали куда глаза глядят. Крестьяне деревень и сел Макарово, Шеломки, Кондратьево, Денисово, и других, спасая себя и свои семьи,  ринулись на Удерейские золотые прииски, с которыми у них были связи с середины девятнадцатого века.
         Как известно, сталинская насильственная коллективизация обернулоась сильнейшим голодом в СССР. До сих пор распространяется ложное мнение, что голодомор в СССР коснулся только Украины, центральных областей и Казахстана. Это специально распространяемая ложь, чтобы сказать, что в других местах голода не было. Голод был везде и в Енисейской губернии тоже. Он возник в связи с той разрухой, какую устроили большевики– сталинисты в ходе насильственной коллективизации крестьянских деревень. Коллективизация ударила, прежде всего, по экономическому состоянию деревень, вслед за этим значительно упало и наличие продовольствия. Газета «Красноярский рабочий», за август 1930 года сообщала: «Уже на первом этапе коллективизации, в 1930 году, в Енисейской губернии поголовье лошадей уменьшилось на 28, 3 %, крупного рогатого скота на 26, 9 %. Семенной фонд был заготовлен всего на 43 %». Отсюда и резкое поступление продовольствия в продажу.          
         У многих крестьян, не согласившись вступать в колхозы и отдавать свое имущество, коллективизаторы сожгли их усадьбы. Одна часть крестьян во время коллективизации в Канском уезде сбежала из родных деревень и сел. Другая часть была репрессирована, даже расстреляна НКВД, о чем свидетельствуют документы. Следует добавить, что по сведениям американского историка Роберта Конквеста, хорошо изучившего сталинскую коллективизацию, к концу 1930 года бежали из деревни 1, 5 миллиона человек.
         Насилие в Канских деревнях происходило не только в виде коллективизации, но и в форме репрессий. Каким был размах репрессий, можно судить по сообщению канского историка В. Крамного. В одной из своих публикаций, он пишет, что в мае 1929 года в селе Верхний Амонаш проживало 2539 человек. Из них было репрессировано 525 человек. Это только в одном селе. А их было много.      
         Коллективизация–суровая трагедия народа, ураганом пронеслась по деревням и селам Канского уезда. Коллектаизаторы–сталинисты рьяно уничтожали крестьянское, кровное хозяйство, созданное многолетним тяжелым трудом. О том, какая была атмосфера в деревнях Рождественской волости в период сталинской насильственной коллективизации, приводится несколько конкретных примеров. 
         Деревня Канарай. Крестьянин Константин Кокоулин.
         «Когда началось принудительное создание колхозов, сдавать обязывали в первую очередь лошадей. Я знал, что если не сдам лошадь добровольно, то ее заберут силой. Боязнь за семью заставила меня сдать лошадь на колхозный двор, который был отобран у зажиточного крестьянина. Через-день я пришел проведать свою лошадь на колхозном дворе, она стояла в нечищенном стойле голодная. Тоже самое, повторилось через два, три дня. Но когда через неделю я пришел снова взглянуть на свою лошадь, то ужаснулся. Все дни не кормленная, она от голода обезножила, лежала не поднимаясь. Насмотревшись на муки своей лошади, я ушел с конного двора со слезами на глазах. Семья осталась без тягловой силы и кормилицы и с этого времени в жизни все пошло наперекосую».
         Село Кондратьево. Крестьянин Ефрем Максимович Владимиров.         
         В 1930 году за отказ вступить в колхоз, коллектвизаторы насильственно зачислили его в кулаки, соответственно и во враги советской власти, отобрали у него зхозяйство, арестовали и выслали неизвестно куда, где он бесследно и сгинул.
         Село Макарово. Крестьянин Григорий Макаров. 
                В 1932 году Григорий Васильевич Макаров за отказ вступать в колхоз был арестован ОГПУ, осужден на 5 лет и выслан на принудительные работы в Иркутскую область, на бодайбинский прииск, на лесоповавал. А дальше все происходило как по накатанной дорожке. Большевистская, советская власть, как явление в своей природе тоталитарнная и мстительная, в 1938 году Григория Васильевича снова арестовывает и в марте НКВД расстреливает. Он был растрелян в числе 20 рабочих и крестьян (документы Уркутского УФСБ) 
         Село Макарово. Крестьянка Татьяны Кузьминична Макарова.   
         Вступать в колхоз отказалась. Колектвиизаторы учинили в доме обыск. Нашли портрет царя Николая Второго и несколько золотых монет– рыжиков николаевской чеканки, которые она хранила на всякий черный случай. Жестоким был приговор коллективизаторов. Усадьбу спалили, а ее, как социально опасного человека, не сдавшего золотые монеты большевистской власти, упрятали на три года в тюрьму.
         Село Макарово. Крестьянка Евгения Кузьминична Макарова. За отказ вступать в колхоз пашня и хозяйство были конфискованы.
         Таких бывших уездов в СССР, как Канский, было много, несколько тысяч. И все они в одинаковой степени сильно пострадали от насильственной сталинской коллективизации.
         Что удалось узнать из изучаемых источников по результатам сталинской колектвизации? Каковы были ее итоги? В ходе коллективизации с 1929 по 1933 год в СССР было ликвидировано около трех миллионов крестьянских хозйств. Общая стоимость разграбленного крестьянского имущества, ликвидировнных хозяйств оценивалась в 400 миллионов рублей. А каковы были производственные результаты “великого перелома”в сельском хозяйстве, вернее экономические потери сталинской колекивизации? С 1928 по 1934 год поголовье крупного рогатого скота сократилось на 26, 6 миллионов голов (45 %), коров на 10, 3, или на 35 %, свиней – на 12, 1, то есть в два с лишним раза, овец на 64, 4, или почти в три раза, лошадей – на 17, 2 миллиона, или в два раза. На восстановление того поголовья крупного рогатого скота, которое насчитывалось в 1928 году, потребоавался 31 год (оно было восстановлено в 1959 году), свиней – 25 лет (1953), овец – 29 (1957).      
          Но самые большие потери были людские, человеческие. Когда главу советских коммунистов Хрущева спросли, сколько человек погибло в входе сталинской коллективизации с 1929 по 1933 год, он саркастически отвечал, “кто их считал” Специалисты–историки, представители мирового исторического собщества, изучая людские потери от сталинской колективизации, определили, они составляют 6–8 миллионов человек. Такова цена безумной сталинской насильственной коллективизации.
         Сможет ли нынешняя верховная власть Кремля противостоять  российским коммунистам и не обрушить опять на крестьянство России новую авантюру колективизации. 
         Уподобляться забывчивости в исторической памяти – нонсенс. 
Россия–Сибирь–Канск–Новосибирск, 5 апреля 2016 г.