Орлята

Вячеслав Воложин
       Когда я был на преддипломной практике в Центральном Казахстане, то однажды решил сходить на охоту. Хотя это громко сказано – сходить на охоту, на дичь я практически не надеялся, какую птицу здесь встретишь в степи. Винтовку мелкокалиберную взял на всякий пожарный случай, мало ли что, ну и молоток геологический прихватил и рюкзак. А вы хоть раз бывали в степи? Нет, тогда я расскажу вам немного об этом удивительном крае.

       На всём протяжении 300 километров, от города Каражала, где располагалась база экспедиции и до участка работ на реке Атасу, встретилось нам только одно тонкое дерево, а так – одна бескрайняя степь. Когда ехали первый раз на участок работ, то я впереди увидел сверкающее озеро, но когда подъехали ближе, то оказалось, что оно высохшее, а блестела соль, покрывающая потрескавшуюся илистую почву. Кусты под название караганник, встречаются там довольно часто, но не достигают большой высоты, чаще до полуметра.

       Трава летом выгорает, если нет долго дождей, но зато много ковыля. Это очень красивое растение светло-серой окраски с серебристым отливом. Даже не знаю, с чем можно сравнить это растение? Снизу идёт вначале один стебелёк, из которого после вырастают пушистые тонкие пряди, если их так можно назвать. Когда, этот ковыль колышется под ветром, то по нему пробегают волны, как это бывает на море, и это зрелище просто завораживает.

       Места эти называются Казахским мелкосопочником и действительно, на некотором расстоянии друг от друга, располагаются довольно высокие сопки, чаще с коренными выходами горных пород, в основном магматического происхождения. Ниже по склону видны осыпи из острых камней, а ещё ниже степь покрыта травянистым покровом с прогалинами сложенными глиной или суглинком с гравием. Меж сопок очень большое расстояние. Воздух прозрачный, видно очень далеко, отмечается синеватая дымка. К полдню, когда воздух прогревается, то вдали, на границе земли и неба, видны так называемые миражи. Это полоса из колеблющихся, нечётких очертаний каких-то предметов, которые как бы парят в воздухе.
 
       Что ещё характерно для степи, что там всё: вода, воздух, мироощущение, совершенно иное, чем, допустим, в средней полосе России. Передать словами, о чём я сейчас сказал, очень непросто, надо побывать самому, всё увидеть своими глазами и вдохнуть полной грудью неповторимый воздух степи.

       Иду я меж сопок, солнышко светит во всю, поглядываю по сторонам, может, что интересное встретится. А тут смотрю, в верхней части осыпи, на одной из сопок, на фоне чёрных обломков, виден крупный щебень белоснежной породы. Дай, думаю, поднимусь, да гляну, может это кварц, в нём интересные включения бывают, вплоть до золота. Подъём был непростой, но с остановками взобрался, оглянулся назад: мать честная, а вокруг красота, что дух захватывает.

       Поднял первый обломок и сразу понял по весу, что это не кварц, а барит, такой минерал с большим удельным весом, представляющий собой соединения элемента бария с окисью серы. Все обломки были такого же состава. Отобрал небольшой образчик и стал подниматься до вершины, там, очевидно, обзор ещё лучше. Поднялся, прежде чем оглядеться, смотрю под самые ноги, какие породы выходят, молотком по ним постукиваю. Увлёкся, породы интересные, как ни говори, из самого жерла вулкана изливались.

       А тут что-то оглянулся и вздрогнул от неожиданности. Смотрю, а из большого куста торчат огромные хвосты непонятно каких созданий. Я вначале даже подумал, что это какое-то необыкновенное существо, с торчащими во все стороны перьями, может даже неизвестное науке. Винтовку взял наизготовку, замер, приглядываюсь, диво, да и только. Вдруг, из куста большущая голова показалась. Вытянула голую шею и оглядываться стала. Думаю, ну орлы спрятались в кустах, а тут я пришёл не вовремя. Хотел начать пятиться назад потихоньку, слышал не раз про силу этих степных птиц, лучше уйти, не испытывать судьбу. Потом глянул, из кустов и вторая голова высунулась и тонко-тонко запищала и вот только тогда у меня как груз с души упал. Понял я, что это хоть и большие птицы, но всего лишь, ещё птенцы степного орла. И ещё, что меня утвердило в моём предположении, на носу у них были жёлтые наросты, характерные для птенцов.

       Дело в том, что в детстве я сам долго держал голубей и видел, как они вылупливаются из яиц, как пищат, как просят еду, как постепенно становятся взрослыми птицами. Вот это и помогло мне вовремя сориентироваться в ситуации. Понаблюдал, понаблюдал я за этими созданиями, глянул вдаль, а там, вдали, две точки показались высоко в небе. Понял, что это родители птенцов возвращаются с едой и моё присутствие им совсем не понравится. Подхватил я винтовку и рюкзак, да и начал спускаться по противоположному склону сопки, чтобы не нервировать орлов своим присутствием.

       Когда отошёл от сопки на некоторое расстояние, то увидел, как над вершиной кружат орлы. Иногда были слышны их крики, но постепенно, птицы, видя, что я ухожу всё дальше и дальше, успокоились и спланировали к своим птенцам. Можете себе представить, если предположить, что птицы "умеют говорить", что птенцы про меня наговорили своим родителям.

       Довольный, что всё так обошлось и что мне повезло увидеть этих степных красавцев, пусть даже – птенцов, я весело вышагивал по безбрежной степи, зная, что после сегодняшнего выходного, завтра с раннего утра мы опять уйдём в геологические маршруты. И тогда нельзя будет отвлекаться, будет только работа под палящим солнцем до самого позднего вечера.
10.10.2014