Эликсир блаженства Аль Газали

Владислав Плеханов
                Аль Газали о познании самого себя

О познании самого себя говорили многие мудрецы от Сократа до Раманы Махарши, но лишь Абу Хамиду аль Газали (1058 – 1111) удалось описать это познание последовательно, просто и ясно в трактате «Эликсир блаженства».


                1. Ключ к познанию Бога

«Знай: ключ к познанию Бога это познание самого себя <...>. Нет ничего более близкого тебе, чем ты сам. Если ты сам себя не знаешь, как ты собираешься познать что-то иное» <тем более Бога>*?


                2. Поверхностное знание о себе бесполезно

«Ты говоришь: "Я знаю себя!" Однако ты ошибаешься, потому что такое <поверхностное> «знание» не является ключом к познанию Бога. Даже звери знают о себе столько же сколько и ты. Эта голова, лицо рука и нога, эта плоть и эта кожа, вот что ты знаешь, кроме этого ничего. О твоём внутреннем мире ты знаешь столь же «много»: то, что ты ешь, когда голоден, кидаешься на людей, когда находишься в гневе и стремишься к спариванию, если тобой овладевает страсть. Но в этом ты подобен всем животным.»
 

                3. Вопросы, ведущие к истинному познанию себя

«Поэтому <, оставив своё поверхностное знание о себе,> ты должен стремиться к познанию твоего истинного существа :

                - что ты есть <по твоей истинной природе>,
                - откуда пришёл,
                - куда ты идёшь и
                - для какой цели ты пришёл на пару дней в этот караван-сарай**,
                - для чего ты был создан,
                - в чём состоит твоё счастье,
                - благодаря чему ты достигаешь <истинного> блаженства,
                - в чём твоё несчастье и
                - из-за чего ты становишься <воистину> несчастным.»


              4. Познание своих внутренних свойств и определение, какое из них является вечным и истинным

<Чтобы найти ответы на эти вопросы рассмотри себя более пристально и познай:> «Свойства, которые соединены у тебя внутри частично свойства скотины, частично хищника, частично дьявола и частично ангела. Каким из этих существ являешься ты? Какое из них является твоей настоящей сущностью и какие тебе чужды и только взяты на время?  До тех пор пока ты этого не знаешь, ты не можешь искать своё счастье, потому что каждое из этих существ находит свою пищу и счастье в совершенно иных вещах чем другие.

                Пища и счастье скотины это еда, сон и спаривание.
                Пища и счастье хищного животного — бить, убивать, разрывать.
                Пища и счастье дьявола: сеять зло, обманывать, льстить.
                Пища и счастье ангела это созерцание божественной красоты,

а вожделения, гнев, низменные инстинкты скота и хищных животных не имеют доступа к нему. Итак, если ты по своей природе ангел, старайся познать Бога, найти путь к созерцанию Его красоты и освободить себя от господства над тобой вожделений и гнева.»


                5. Сердце

<Ты спросишь: «Но как я могу познать Бога?» - «Продолжая глубже познавать себя»>  «Если ты хочешь себя познать <глубже>, то знай, что ты создан из двух вещей. Первая из них это внешняя оболочка, которую называют плотью и которую можно видеть внешним оком. Другая — это твоё внутреннее <существо>, которое иногда называют душой, иногда духом, а иногда сердцем и которое можно увидеть только внутренним оком. Это внутреннее существо есть твоя истинная сущность, а всё остальное только спутники, воины и слуги. Мы предпочитаем называть её сердцем. Поэтому когда мы говорим о сердце, то знай, что мы имеем в виду истинную сущность человека, которую по-другому также называют душой и духом, а не кусок плоти, который находится в левой части нашей груди, и который не имеет <высокой> цены, потому что животные и мёртвые также имеют его. <...> Настоящее сердце человека не от мира сего, оно чужестранец, который прибыл в этот мир для короткого путешествия в нём. А тот внешний кусок плоти, это животное, на котором оно путешествует, а члены его тела это его вооружение, оно же само является царём всего тела.»

Познание его существа и его свойств есть ключ к познанию Бога. Поэтому старайся его познать, потому что оно обладает благородной субстанцией, подобной ангельской природе и место его происхождения — Божество. Оттуда оно произошло и туда же оно пойдёт. Сюда оно пришло как чужестранец, чтобы вести торговлю и сеять семена. <...>»


                6. Метод самопознания.

<Далее Газали предлагает простой метод самопознания.> «Если человек закроет глаза и забудет своё тело, а также небо, землю и всё, что его око может увидеть, то он получит представление о своём <истинном> существовании и сознании себя самого, если при этом не будет осознавать своё тело, небо, землю и всё, что его око может увидеть. Если человек таким образом правильно наблюдает <себя>, то он получит представление о существе потустороннего и познает, что если у него и будет отнята плоть, то он всё же останется, а не превратится в ничто».


                7. Предназначение и тайное свойство сердца

«Сердце создано для иного мира и  задача его - искать своё блаженство. Блаженство же его в познании Бога.» При этом Аль Газали замечает, что «на вопрос о существе, об особенном устройстве сердца Священное Писание не разрешает отвечать». Однако при этом он успевает всё же сказать нечто, что проливает свет на тайну этого устройства: «Человеческое сердце не имеет протяжённости и величины <, а значит и границ,> и не способно к разделению на части.» То есть оно представляет собой одно единое целое. Отсюда следует, что сердце не имеет в себе двух начал: себя и Бога, но соединяется с Богом в одно целое***. Хотя прямого выражения этой мысли у Аль Газали нет.


                8. Вывод,  напрашивающийся сам собою, но отсутствующий у Аль Газали

Итак, сердце в отличие от нашего тела и ума недвойственно и в силу этого одарено способностью созерцать Единого Бога внутри себя как само себя в своей божественной полноте****. В этом созерцании и заключается эликсир Блаженства.

Этому нельзя научить. Это дар Божий тем, кто прилежно внимает своему сердцу, ведя мудрую борьбу со всем, что мешает им исполнить сердечное предназначение.


----------------

* В угловых скобках я добавил некоторые пояснения.

**"Караван сарай" это образ преходящего мира.

*** Поскольку сердце не имеет в себе разделения на субъект и объект.

**** Или, что одно и то же одарено способностью претворяться в созерцание Богом Самого Себя.