Пелевинские пелена

Сергей Александрийский
                пасхальные размышления.
    
   "Богу нечего предложить нам кроме страха смерти, от которого мы бежим укрыться в его чертогах. Но Он всякий раз оставляет нас в реальности неотвратимых угроз, ожидая появления бесстрашных".
                Люк Яхве

   
    "Людям нужна открытая архитектура духа, open source. Но иудеохристиане очень хитры. Получается, любой, кто предложит людям такую архитектуру — это антихрист. Нагадить в далеком будущем из поддельной задницы, оставшейся в далеком прошлом — вот, пожалуй, самое впечталяющее из чудес иудеохристианства." В.Пелевин
    Формально догматическое христианство со всеми "узкими местами" так по-пелевински и выглядит.
    Другое дело, как ты его воспринимаешь душой в той последней реальности, которую принял на веру.
    На многие досужие вопросы оно не отвечает, но это и не важно.
    Все "узкие места" для христиан не имеют значения, они верят в реальность сотканную самой историей христианства.
    "Как было" никого не интересует, есть и было так как я верю.
    Вера сама себе доказательство.
    В этом вся феноменология веры.
    Вернее, фаноменология -- все мы фаны своей реальности.
    Не только религиозная, любая реальность результат субъективных представлений.
    Вера  живет в противоречиях, сама того не замечая, и может поэтому наукообразные "доказательства" суровых апологетов так смехотворны.
    Вера не глупа, она "иное" мудрости.
    Миф, будь-то евангельская история или история просветления Будды, есть карта сознания с ориентирами на метафизическое, а не то, как было "на самом деле".
    Даже если бы Иисус Христос был вымышленной фигурой, в миллиардократном фокусе вер живых и мёртвых его истовых последователей, он бы обрёл плоть и кровь, а с ним и вся евангельская история.
    Ибо реально только то, во что веришь.
    История не происходит, а фальсифицируется сознанием.
    Миф это не дым над костром, а сам костер.
    Религии всего лишь способ выхода в андреевские затомисы ("Роза мира").
    Надо же где-то пристроить гипотетическую душу...
    Примечательно, что во всех религиях присутствует архетип Лестницы Иакова, ступени которой символизируют постепенное восхождение в некую абсолютную реальность.
    Возможно, в этой ступенчатой иерархичности Царствие Небесное является окончательной реальностью только до тех пор пока мы люди.
    Христианство, вообще, ради человеческого в человеке, оно, человеческое, и есть божественное.
    И Творец в этой имманентности себя находит как Богочеловека, -- а ради чего, собственно, затея с творением мира?
    Ради шубы с барского плеча?
    Нет, конечно...
    Надо было заварить кашу, пересолить её потом и кровью, чтобы потом, рыдая, было что расхлёбывать.
    Идеальный мир стал бы скучной обителью "благоразумных рабов", жмущихся к голенищу Создателя.
    Сыновей никогда не покидавших отцовский сад в поисках своей неповторимой судьбы.
    Человеку трудно полюбить холодный как лягушка Абсолют, нечто исполненное беспредельного величия и могущества, творящее от избытка, пустой забавы.
    Ему подавай Бога с человеческой слабинкой, Бога-страдальца, ищущего уют в своем творении, Отца Небесного, "бога живаго", которого по-свойски можно и распять, а потом пару тысяч лет, расшибая лоб, каяться.
    "Не страдающий Бог не оправдан"
    Вроде верно, но, вникнув глубже, закрадывается подозрение, что Бог принёс себя в жертву за неудачное сотворение мира.
 ...Буддизм в отличии от монотеизма имеет целью надчеловеческое разоблачение всякой возможной реальности как иллюзии.
    В том числе и иллюзии Бога.
    Для него рай лишь углубление вселенского сна, сказка на ночь.
    Для крота истина в пространстве его норы, для птицы в пределах неба, для человека в радиусе его осознанности.
    Но и сознание, как последний редут эго, буддист стремится схлопнуть в ничто, таящем нирваническое нечто.
    Буддизм с места в карьер начинает с бездны апофатики, может поэтому и не прижился в первоначальной версии.
    Но время показало, принципы дорогое удовольствие и позиция смягчилась.
    Теперь махаянистский буддизм говорит о сострадании ко всем живым существам, омрачённым неведением и движимыми страстями-клещами.
    Однако здесь кроется противоречие -- как можно испытывать сострадание к иллюзии.
    Культ бодхисатв ничем не лучше почитания святых.
    Думаю, это поздняя уступка "человеческому слишком человеческому".
    Тёпленького захотелось.
    Ваджраяна почти православие -- иконы Спасителя, цветастые статуэтки, свечи, благовония, пышный алтарь, молитвы под кадило, литургическое песнопение...
    Гаутама с ума бы сошел.
    Ещё раз.
    Понятно, человеку проще общаться с визуальными образами.
    А вся пышная мишура это "упайя" -- уловка, обман для направления ума в ничтожащее его русло, ведущее в иссушающее никуда.
    Временная уловка для пребывающих в дукхе, авидье, гунах невежества и пр.
    Такие же методические хитрости есть и в догматическом христианстве.
    В апофеозе, практики "умного делания" афонских старцев почти не отличаются от восточных медитативных упражнений с сознанием.
    То же "убийства ума", мыслящего картинками и выход на чистое сознание, пустотное априори.
    Но это для особо одарённых...
    Пелевин, кстати, в "Трёх цукербринах" тоже смягчил тон до почти христианского звучания.
    Видно, устал от петькиной Пустоты и ничтожащего пулемёта Будды.
    И в буддизме появились направления на углубление сансарических иллюзий по причине сомнений в окончательном пробуждении.
    Ведь и долгожданная шунья может оказаться сном воспалённого воображения.
    Задача  -- не следовать за майей, а научиться целенаправленно режиссировать её, взяв под контроль желания через мотивации.
    Что-то вроде управляемого сновидения Кастанеды.
    Но это возможно только в актах предельной осознанности.
    Именно на пике такой осознанности Христос подобно Будде пришел разорвать цепь перевоплощений, "вытащить стрелу" сомнений ради возможности невозможного -- высшей реальности любви, в которой экстатически купаются все явленные сущности.               
    На первый взгляд это кажется гораздо предпочтительней малопредставимой нирваны.
    Пока мы люди, разумеется.