Подвиг Рекса

Елена Николаевна Егорова
        Рассказ десятый из книги для младших школьников "Благородный Тузик"

        Иллюстрация: переработанное фото из интернета


9 мая Митя ходил с бабушкой и родителями на шествие акции "Бессмертный полк" и городской митинг, посвящённый Дню Победы. Надежда Петровна взяла с собой портрет своего отца, майора Петра Ивановича Родина, убитого на фронте в начале войны. Во время минуты молчания из глаз бабушки потекли слёзы. Возложив букет красных тюльпанов на чёрную гранитную плиту, где золотом было выбито имя павшего «Родин П.И.», семья вернулась домой.

После обеда Митя принялся расспрашивать Надежду Петровну, как погиб его прадедушка.

- В похоронке значится, что он пал смертью храбрых в 1941 году под Ржевом. Была указана его должность – командир стрелкового полка. Больше мы ничего, Митенька, не знаем, хотя ездили на братскую могилу, где захоронен твой прадедушка.

- А ты помнишь, как началась война?

- Конечно, ведь мне накануне сравнялось уже 6 лет. Моя мама, а твоя прабабушка, как и папа, была военным специалистом и тогда имела звание старшего лейтенанта. Родителей в начале мая послали с военного завода, который здесь, в нашем городе, находился, в длительную командировку в Белоруссию. Там они на полигоне проводили испытания боеприпасов нового типа. Мы жили в военном городке примерно в 40 километрах от границы. Мама и папа целыми днями пропадали на полигоне, а меня определили в детский сад. Обстановка становилась всё тревожней. Я почувствовала это, когда увидела, что мама заранее собрала чемодан и поставила его в чулан. Но за день до войны всё было хорошо. Стояла тёплая, ясная погода. Родителям дали выходной, и мы гуляли в лесу, я собирала фиалки. Компанию нам составили папин друг дядя Миша, который работал на полигоне, и его служебная овчарка по имени Рекс. Это был большой сторожевой пёс, очень серьёзный, сильный и притом необыкновенно добрый к детям. Я беззаботно с ним играла: бросала ему резиновый мячик, он хватал пастью налету и нёс мне. Я весело смеялась. А на следующий день Рекс спас мою маму от смерти.

- Бабушка, как же это получилось? Он совершил какой-нибудь подвиг?

- Слушай дальше. Ночью нам позвонили. Папа быстро собрался, поцеловал меня, полусонную, попрощался с мамой и уехал в часть на прибывшей за ним машине. Я этого сама хорошо не помню, так мама мне рассказывала. Она меня одела, и я снова уснула. Мне показалось, что разбудил меня далёкий гром, но это оказались взрывы. Около 5 часов утра, когда уже почти совсем рассвело, за нами приехал дядя Миша. Он объявил нам, что немцы перешли границу и уже бомбят райцентр. Мама взяла чемодан и сумку с припасёнными в дорогу продуктами, отдала ключ от комнаты испуганной соседке, мы спустились вниз по лестнице и сели в военную эмку. К моей радости, кроме шофёра там находился Рекс. Дядя Миша должен был доставить маму с секретными документами в Минск. Тогда я, конечно, про секретные документы ничего не знала и думала, что он просто хочет отвезти нас в безопасное место. Мы быстро поехали. Вначале дорога была свободна, но скоро нам стало попадаться много людей, покинувших свои дома и устремившихся на восток. Время от времени слышались взрывы. Я обняла за шею Рекса. Рядом с такой сильной и надёжной собакой мне было не так страшно. Рекс ничуточки не боялся взрывов, потому что давно привык к ним на полигоне. Часам к 10 утра я очень проголодалась и расплакалась. Мы решили сделать коротенький привал,  чтобы перекусить, и вышли из эмки. Вдруг в небе послышался ужасный гул немецких самолётов. Потом мне сказали, что это были штурмовики. Таких уродливых крылатых машин со свастикой я никогда не видела. «Ложись!» - громко скомандовал дядя Миша. Мы все упали на землю вниз лицом. Раздались выстрелы и взрывы снарядов. Штурмовики пролетели, и всё стихло. Я хотела поднять голову, но не смогла и заревела. Мои длинные косички будто кто-то прибил к земле. Это оказались осколки фашистских снарядов! Какое счастье, что ни один из них не попал в меня! Дядя Миша вытащил эти осколки, помог мне встать и подошёл к маме. На её спине неподвижно лежал истекающий кровью Рекс, ещё живой. Он тихо скулил. Дядя Миша и водитель осторожно приподняли его и положили рядом на траву. Мама встала на ноги. На ней не было даже царапины, только платье всё окровавлено. Оказывается, когда начался обстрел, овчарка закрыла маму собой. Почему Рекс защитил именно её, а не своего хозяина или не меня, маленькую девочку, как почувствовал, что именно маме угрожает смертельная опасность, я не знаю. Наверное, это мамин ангел-хранитель  внушил ему.

- Что с Рексом дальше стало? Он выжил?

- Нет. Ему в спину попало много пуль. Я села на корточки и стала гладить Рекса по голове. Через несколько минут, лизнув мне руку, мамин спаситель умер на наших глазах. Я снова заплакала. Мне было очень жалко Рекса. Дядя Миша и шофёр отнесли тело собаки в неглубокий придорожный овражек под берёзкой, взяли из машины лопаты и быстро закопали, пока мама смывала с себя кровь и переодевалась в чистое платье. Большими ножницами она наскоро остригла мои волосы, повреждённые снарядами, заплела мне коротенькую косичку, закрепила её кончик одной ленточкой, а вторую повязала на ствол берёзки. Я уже не просила кушать, только пила воду из фляжки. Мы поехали дальше. Я всю дорогу плакала и почти не обращала внимания на взрывы. Они гремели где-то далеко, потому что дядя Миша вёз нас большую часть пути не по шоссе, а по известным ему лесным дорогам. Мы сделали только одну остановку в лесу минут на 15, наскоро перекусили, шофёр залил в бак бензин из канистры и мы тут же тронулись. При подъезде к Минску нас везде беспрепятственно пропускали, стоило дяде Мише показать документы. К ночи мы въехали в город. В штабе нас тоже не задержали. В сопровождении двух военных мы добрались до Москвы поездом, а потом на служебной эмке до нашего военного завода.

- Бабушка, у тебя есть фотография Рекса?

- Да, в альбоме, который мы увезли с собой из Белоруссии, сохранилась  маленькая любительская фотография, где я снята с Рексом, - бабушка достала старый потёртый альбом с верхней полки шкафа. – Вот, смотри. А кто на соседней фотографии, узнаёшь?

- Конечно.  Такая же фотография, только увеличенная, у нас в рамке висит. Это мои прабабушка и прадедушка - Мария Степановна и Пётр Иванович Родины.

- Снимок сделан в фотоателье в Белоруссии за две недели до войны. Это последнее фото моего отца. Он тогда, 22 июня 41-го, принял командование полком и воевал на передовой. О его гибели мы узнали только в августе 42-го года, потому что в начале октября 41-го уехали в эвакуацию в Сибирь вместе с военным заводом. Фашисты тогда подступили к Москве, столицу и область бомбили, поэтому многие предприятия эвакуировались. Наш эшелон добирался до места больше месяца, потом там очень быстро возвели новый завод и начали выпускать снаряды. Меня отдали в круглосуточный детский сад, и я маму почти не видела. Она дневала и ночевала на производстве. Вестей от папы не приходило, но мама верила, что он жив, что его письма лежат здесь, в нашем почтовом ящике, ведь все соседи уехали с нами, некому было переслать. Когда немцев отогнали от Москвы и опасность оккупации нашего города полностью миновала, мы вернулись домой, ведь надо было налаживать производство снарядов и здесь. Поставив в комнате чемоданы, мама бросилась к почтовому ящику. Там оказалось только одно письмо от отца, очень короткое. 8 октября 1941 года папа писал, что жив, не ранен, бьёт врага и непременно вернётся, просил маму беречь себя и меня.

- И это всё, что было в ящике?

- Наверняка папа писал нам и раньше, но письма затерялись. В ящике лежало ещё несколько писем от разных родственников. Среди них мама не сразу обнаружила небольшую открытку и, прочитав её, разрыдалась. Она ничего не хотела мне говорить, но случайно выронила похоронку, я сама прочла её по слогам и всё поняла. Мы тогда долго плакали вместе.

- Бабуль, а про хозяина Рекса ты что-нибудь знаешь?

- Помню, что дядя Миша был в звании старшины. Тогда, в ночь на 23 июня 41-го года, он сразу уехал обратно в свою часть. Мама просила у него на память ошейник Рекса, но дядя Миша не отдал. Больше о нём ничего неизвестно.  Мама пыталась найти сведения, но безрезультатно. Вскоре после войны мы с ней ездили в Белоруссию, в тот военный городок, где жили в 41-м году. Посёлок был уже не военный и весь отстроенный заново. Где стоял наш дом, я узнала по росшим невдалеке вековым елям. Потом мы отправились искать место, где Рекс ценой своей жизни спас маму, но не нашли берёзки с моей ленточкой. Там ведь шли жестокие бои, изрытая окопами местность стала совсем не узнаваема.

- Ты мне рассказывала, как наш Тузик спас меня от большой собаки, когда я был совсем маленький. Это очень храбрый поступок, но его нельзя сравнить с тем, что совершил Рекс. Он настоящий герой войны! Я обязательно расскажу о его подвиге в классе. Давай попросим маму увеличить на компьютере это маленькое фото, где ты снята с Рексом, и повесим на стенку рядом с фотографией прадедушки и прабабушки, а в следующем году обязательно возьмём в День Победы на шествие и митинг.

- Митенька, это замечательная идея. Как же я сама раньше не догадалась так сделать? На празднование Дня Победы мы с тобой фото Рекса обязательно возьмём.