Первый раз

Павел Патлусов
                Первый раз
     В школу Петьку собирали тщательно; ему купили полевую
сумку, с которой лесники обычно бродят по лесам, новые учебники,
тетради и карандаши. Кроме того отец лишил Петьку длинных
пепельных волос; он безжалостно отхватил их ножницами для
стрижки овец. Причёска получилась очень странная: стриженый
барашек - явно были видны полосы более длинных волос. Но,
малыш чувствовал определённую гордость. Ему купили вельветовый костюм,
у которого на штанах не было гульфика.
И всё же это было неудобство определённое, не такое как у взрослых.
На коричневой куртке имелось два накладных кармана из чёрного вельвета.
   И вот малыш с полевой сумкой через плечо вместе с соседемя
по бараку Ниной Трапезниковой и Федей  Ковшевниковым  отпра-
вился в школу. Родители их не сопровождали. Школа находи-
лась в Засколке, деревеньке - спутнице Шутёма. Около полукило-
метра нужно было идти по железной дороге. Конечно можно было
от переезда шагать по грунтовке, но там нужно было спускаться
в глубокую лощину, а кому этого хотелось?
   Учитель начальных классов Петр Романович встретил перво-
классников у входа. Это был мужчина немногим выше среднего роста.
На нём был костюм дымчатого света и белая в полоску рубашка, глухо
застёгнутая на все пуговицы. Галстука не было. Брюки заправлены в
хромовые сапоги.
     Школа находилась в двухэтажном деревянном здании. Возле школы
были сгружено огромное количество не распиленных  дров. В стороне
находился туалет на два раздельных очка. Именно на них указал Петр
Романович,- Если у вас возникнет нужда сходить в туалет, то не
нужно этого делать за кучей дров или под кустами в палисаднике. Понятно?
   - Понятно. - Дети кивнули головой.
   - А после туалета мыть руки с мылом в рукомойнике... Идём за
мной,- он вошел в школу, точнее в небольшой коридор, где к стенке
был прибит рукомойник. - Вот вам - рукомойник! Понятно! Под-
нимаемся в класс...
   По крутой лестнице дети за учителем поднялись на второй этаж.
Толпа первоклашек столпилась перед черными партами. Прежде,



чем усадить детей за парты, Петр Романович отсортировал их
по росту. Маленьких недорослей посадил вперёд, а более крупных
назад. Петька оказался в среднем ряду и в самой середине. Его
соседом стал Андрей Титов, из Верховлян - ещё одной спутницы
Шутёма.
     Далее учитель объяснил, как нужно обращаться с одноклассни-
ками и с учителем. Чтобы процесс обучения был организованным,
недопустимо выкрикивать с места, а нужно только поднять руку.
Затем он дал первые понятия об арифметике, русском языке, пении,
рисовании и физкультуре. - Для уроков арифметики я попрошу
ваших родителей подготовить двадцать деревянных палочек; они
понадобятся нам уже завтра. Ещё на этом вводном уроке был
выбран староста класса. Им стал Витя Дружинин аккуратный
чистенький мальчик.
    После перемены дети писали карандашом в тетради палочки
и точки. Для Петьки это оказалось трудным занятием; он совер-
шенно не знал букв и цифр. Большинство его сверстников имели
такую же подготовку. Во время упорного начертания палочек
в тетради его сосед по парте пустил ветры. Петька поднял руку.
   - Что. Петя, у тебя? Какие трудности? - спросил Петр Романович.
   Петька встал из-за парты, откидывая её крышку,- Андрюша
пёрнул!
   - Так говорить Петя нельзя. Нужно сказать: испортил воздух.
Понял? А Андрюша принесёт тебе извинения.
   - Понял.- Пробормотал мальчик, усаживаясь за парту и одновременно
пустив громкие ветры. -  Извини, Андрюша,- повернулся он к соседу
по парте. Класс дружно загоготал.  Хохот детей
остановил громкий окрик учителя,- Ну, прекратить! Специально,
Петя, такие вещи не делают. И едва ли за подобное можно человека
извинить. Ты это понял?
   - Понял.
   - Повтори.
 


 - Если "пукнул" случайно - извиняйся, если же испортил воздух
специально, то извинений не нужно... 
   - Если сделал намеренно, то уже нужно наказывать,- выйди из
класса!
    Петька, опустив под барана стриженную голову, вышёл из класса.
В коридоре он начал рассматривать плакаты, где изображались пионеры
и октябрята.Дети на плакатах с барабанами и горнами выглядели очень
уверенными и счастливыми в отличии от него.
В его голове сидела упорно мысль: почему за одни и
те же действия может быть наказание и прощение. Здесь что -то не
справедливое! Ответа он себе в этот день дать не смог. В углу, возле
окна сидела с тряпкой в руках уборщица.- Ну, что уже выгнали? С первого
в жизни урока?- спросила она.
   - А-га,- тускло ответил мальчик
   - Ох,- вздохнула она тяжело,- видимо, не лёгкая ждёт тебя судьба.
   После знакомства с букварём, уроки в школе были закончены.
   - Дома вы продолжите рисовать палочки в тетради карандашом.
Тебе Петя нужно будет выполнить ещё и то, что мы сделали в классе,
то есть наверстать упущенное...
   Первоклассники с шумом и гомоном вырвались на улицу. Петька
с Федей побежали вприпрыжку вдоль железной дороги, размахивая
полевыми сумками над головой. От проходящего грузового состава
дети спасались обычно, спускаясь далеко вниз по насыпи. В Петькины
сандалии насыпался песок - балласт. После того, как
паровоз ушёл далеко в западном направлении, мальчики вытряхнув
балласт из обуви, продолжили путь. Домой сразу они не пошли,
а заскочили на танцевальную площадку и размахивая сумками
довольно долго носились по ней из угла в угол. И только когда
проголодались они решили идти домой, в свой барак. Федька ре-
шил обойти здание клуба, а вот Петька надумал перемахнуть
через забор. Он перебросил сумку, затем взгромоздился на прожилину,
к которой крепился штакетник и решил спрыгнуть...
Но прыжка, который он задумал, не получилось. В правую шта-
нину попал конец штакетины. Мальчик завис над землёй. Он
барахтался, но ничего сделать не мог. Подбежавший Федька не
смог приподнять малыша и снять его со штакетника. В это время
вельветовые штаны начали предательски потрескивать. Петька



ещё подёргался и штанина прямо на глазах разъехалась до пахо-
вой области и мальчик оказался на земле и сделав последнее
усилие, оторвал штанину от забора. Со слезами на глазах он
пошёл домой. Хорошего приёма от своей мамы он не ждал.
    Когда мать увидела в таком виде своего первоклассника, то
у неё казалось отнялась речь, но через минуту она пришла в себя
и по привычке попробовала подёргать мальца за волосы, но лишь
только поскребла пальцами неровно стриженную Петькину голову .
   - Снимай штаны.
   Петька послушно снял поврежденную на заборе одежду.
Агафья Ивановна в сердцах пару раз хлестанула сына ими по
голове.- Паразит. Ведь так на тебя никаких денег не хватит!
Надо идти к Фиёшке. Одевайся.
   Мальчик надел свои привычные штаны на лямке.
   - Ты, Ната, последи здесь за Валей. Если она забазлает1, то
покачай её в зыбке и сунь ей жёванку2,- дала, перед уходом, задание
старшей Петькиной сестре мать.
   Фиёшка - местный портной жил за прудом, на колхозной сторо-
не. Идти надо было вокруг, через плотину, у мельницы. Затем
по пригорку на крутой склон Афониной горы. У Фиёшки не
было левой ноги: он пользовался деревяшкой. Зато правой ногой
он лихо крутил швейную машину. Портной даже летом не снимал
с себя телогрейку с обрезанными рукавами. Агафья Ивановна
объясняла это просто:" Замерзал в Финскую войну,- вот и не
может согреться..." 
   После того, мать с Петькой вошли в избу, и поздоровались.
Портной вместо приветствия спросил: " Что у тебя Ганя случилось?"
   - Этот паразит,- она показала на Петьку,- порвал на заборе штаны.
Только ко школе купили.
   - Давай сюда.
   - Через минуту машина бодро стучала, а Петькины штаны быстро
ехали по столу. Еще через мгновение он подал их женщине.
______________________________
1Базлать - реветь, плакать.
2Жёванка- жеваный хлеб с сахарным песком в марле. Употреблялась
вместо соски.


   - Носите на здоровье.
   - Что с меня причитается?
   - Ни чего. Пусть только учится хорошо. Будешь учиться хорошо?
обращается он к мальчику.
   - Буду.
   - Вот и ладно. Идите с Богом.
   Мать поблагодарив портного, взяв Петьку за руку, вышла на
улицу.
   - Вот дядя Фиёшка уже не порвёт штаны,- сделал вывод маль-
чик.
   - С чего ты это взял?  - удивляется Агафья Ивановна.
   - С деревянной ногой на забор он не залезет,- ответил перво-
классник.
   Мать улыбнулась и слегка, можно сказать ласково, хлопнула
малыша по затылку.