Энциклопедия жизни маленькой девочки. Часть XII

Людмила Гулькина
                Переворот

  С чувством тревоги мы возвращались домой…
На первом совещании в школе нас предупредили, что не надо подаваться панике, учебный процесс никто не отменял. Политики не затрагивали: говорили о школьных проблемах, о задачах на новый учебный год, хотя каждый из нас не представлял, каким он будет.
 Началась поголовная миграция. Первыми тронулись немецкие друзья, они уезжали на свою историческую родину. Моя подруга Эрика с мужем и двумя детьми тоже уехала  в Германию. События, произошедшие в Москве, дали толчок уже и так назревшим враждебным разборкам в союзных республиках. По телевизору транслировали толпы воинствующих людей, двигающихся по улицам столицы. Но особенно страшно было смотреть, как  на центральной площади в городе Душанбе рушили памятник В.И. Ленину. Вот теперь мы понимали, что оставаться нам здесь нельзя, в республике  зреет настоящая гражданская война. В школах занятия отменяли в дни, когда проходили столкновения между противоборствующими сторонам: «вовчиками» и «юрчиками». Они собирались и шли по улицам беспорядочной толпой, руша на своём пути всё, что им попадалось.
 «Вовчики» отстаивали исламские порядки: женщин -  под паранджу, платки на голову и длинные платья со штанами. Особенно доставалось современным женщинам местной национальности, которые ходили в брюках, без платков, в современных платьях. Их могли избить прямо на улице. Исламисты отпускали бороды и вступали в открытую борьбу. Были случаи, когда открывалась стрельба прямо на улице, в которой погибали случайные прохожие. В ближайших районах частного сектора вырезали целыми семьями.
«Юрчики» защищали представителей власти. Они боролись за светское государство. Им не хотелось возвращаться назад, в средневековье. А мы, русские, оказались между двумя огнями. Наших мальчишек стали избивать по дороге из школы или просто на улице только за то, что они не таджики. Повсюду звучали слова: «Езжай своя Россия!». По дорогам города разъезжали обросшие  боевики на БТР-х с автоматами в руках. Было очень страшно за детей. Нам пришлось окна закрывать деревянными щитами, так как мы жили на первом этаже около дороги. Детей укладывали спать на пол, спасая от случайных пуль. Чтобы защитить свои семьи, мужчины многоэтажек, вооружившись топорами, металлическими прутьями, дежурили по ночам. Хлеб в магазины привозился редко, приходилось запасаться мукой и печь самим. На базар ходить боялись, старались покупать овощи у соседей из  частных домов.  Со второго полугодия дети практически не учились. Родители не отпускали своих детей в школу, опасаясь за их жизнь.

 Мы пытались продать свою квартиру за любые деньги, чтобы уехать в Россию, но местные жители не покупали, надеясь на то, что мы и так всё бросим. И они были правы. Жить стало невмоготу, надо было срочно увозить детей. К нашему счастью, в конце августа состоялось трёхдневное перемирие между враждующими сторонами. Мой бывший ученик помог нам отправить контейнер с нашими вещами на грузовом поезде. А следом и мы отправились на автобусе в город  Душанбе на железнодорожный вокзал. Нас провожал весь двор. Когда к дому подъехал микроавтобус, наши соседи вышли из своих квартир. Было до боли грустно прощаться с ними: ведь мы рядышком прожили много лет. В основном это были так называемые интернациональные семьи.
 Любовь в советские времена не признавала национальных границ: женились, рожали и воспитывали своих детей. «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!» были не просто высокопарными словами. Каждый чувствовал себя гражданином родной страны и был уверен в завтрашнем будущем: планировал свою жизнь, ставил цели и задачи, стремился внести свой вклад в процветание Отчизны. По сути своей, таджикский народ всегда был гостеприимным. Лозунг «Хуш омадед!», что в переводе «Добро пожаловать!», можно было увидеть везде: у входа в школу, в парки, в музеи. Здесь мирно сосуществовали различные религии – мусульмане и христиане, баптисты и буддисты. В свой праздник Святой Пасхи мы угощали всех куличами и сладостями. А в праздник «Навруз» нас потчевали ароматным пловом, волшебной халвой, пушистыми лепёшками прямо из тондыра, горячей самбусой. Мы  делились своими  рецептами, вместе собирались, готовили, помогали  друг другу. Уважение к старшим считалось главным правилом в воспитании, которое исполнялось беспрекословно. А теперь мир перевернулся с ног на голову: разрушилась многолетняя дружба, и мы стали неугодными республике, в которой родились и  созидали.

 И вот поезд мчит нас в неизвестное будущее. Теперь мы не сможем вернуться в те места, где родились, выросли, где прошла счастливая юность, где похоронены наши родители…
  Как встретит нас наша историческая Родина?  Что нас ждёт впереди?
               


                Жизнь продолжается
                Как в первый раз…               

   Начинать всегда трудно, но надо. Это я хорошо понимала,  как и то, что нам нужно поставить на ноги своих детей. Но как сделать безболезненными для них эти внезапные перемены?
 Я всегда верила, что в мире добрых людей больше и   ещё раз в этом убедилась, когда к нам отнеслись с пониманием на новом месте моей работы.
По прибытии в город Самару мы остановились жить у тёти Дуси, в небольшом  частном доме. А так как она жила в пригороде, до школы приходилось добираться рейсовым автобусом полтора часа.
 Когда прибыл контейнер, вещи некуда было определить. Этот вопрос помогла решить нам директор школы, где я уже работала и где учились мои дети. Мы сложили вещи в школьной раздевалке. Поскольку  моё расписание не совпадало с расписанием моих детей,  девочкам приходилось ждать меня в нашем временном жилище – в раздевалке, здесь же они делали уроки. Такое положение их удручало, особенно болезненно переносила младшая дочь. Видимо, чувствовала унизительное положение перед одноклассниками, а её  учительница не смогла найти подход к восьмилетнему  ребёнку. Дочка таяла на глазах: осунулась, похудела. Надо было срочно что-то решать. Наконец, муж нашёл съёмную квартиру, где мы потом прожили два года. Приходилось экономить на всём. Всё вроде стало налаживаться, но вот  хозяйка вдруг решила продать свою квартиру, а нам предложила освободить жильё. Но куда?! Ответ хозяйки не заставил себя ждать: «А хоть на улицу! Мне какое дело?»
Никому не пожелаю оказаться в такой ситуации!
Спасибо работодателю мужа - нашли для нашей семьи временное жильё.
Потом добрые люди подсказали, что надо зарегистрироваться в Миграционной службе как вынужденным переселенцам из горячей точки. Теперь у нас появилась надежда, значит,  всё будет хорошо…
Я очень благодарна теперь уже родному городу Самара.
После того, что нам пришлось пережить – пройти эту никому не нужную войну в Таджикистане, Самара стала для нас второй Родиной.
Видеть в глазах своих детей страх и ужас – не пожелаю никому!

Бог услышал наши молитвы. Нам  повезло - выделили  отдельную двухкомнатную квартиру со всеми удобствами.  Вселялись в новый дом  с необыкновенной радостью. Лифт ещё не включили, но мы  летали на двенадцатый этаж с грузом, не чувствуя  тяжести. У нас появились крылья надежды.
Девочкам с бабулей досталась спальня в 14 кв. метров. Но как же там разместить четыре кровати? Быстро нашли выход. Муж соорудил двухъярусные кровати. Мы с супругом разместились в зале.

И началась новая жизнь…
Я трудилась в новой светлой школе, девочки продолжали учиться.
Но время не стоит на месте. Чувствовала, что знаний недостаточно, надо повышать свой профессиональный уровень. Решила пойти на повышение  квалификации. Прошла курсы,  создала свою учебную программу к курсу школьной риторики. После двухгодичного  обучения проводила с учениками КВНы. Кроме этого, мы с учениками выпускали рукописные журналы, проводили презентации, литературные гостиные. Жизнь целиком  меня захватывала, потому  что школа  для меня   была моим вторым  домом. Правда, муж, подшучивая, говорил - «Первым  домом». Не спорю, возможно, он прав.
 
Я иногда задумывалась, что бы я делала без школы… и не находила ответа.
Мне выпало счастье работать с замечательным творческим коллективом, с добрыми и отзывчивыми людьми плечом к плечу – 21 год. Позади   44 года работы в школе.
 

 А завтра…
               
Вот оно и наступило – завтра!
Мысли о пенсии всегда старалась отгонять от себя. Но время всё ставит на свои места.
В жизни у каждого из нас много ролей –
        дочь,
        жена,
        мама,
        учитель
 и, на мой взгляд, самая приятная -
       роль бабушки!
 Но, думаю, на всех этих этапах жизни надо всегда оставаться    
      ЖЕНЩИНОЙ –
      любимой,
      красивой,
      обаятельной
  и  привлекательной
– пусть даже
     БАБУШКОЙ с душою
     Маленькой девочки!

 Как сказал кто-то из поэтов:
                Жизни дар беспечно ты не растеряй,
                Словно чистый жемчуг, Господу отдай!

Я горжусь нашими детьми. Мы с мужем воспитали их правильно. В каждой из них моё женское начало. Я постаралась наделить их женской мудростью, которая поможет им преодолевать любые преграды и беречь свой семейный очаг. А Отец для них всегда будет образцом  Мужчины, Защитника, Кормильца.
               
Так что жизнь продолжается…