Прежде чем рассказать о возникновении и судьбе Князь – Владимирской церкви, кратко вспомним историю поселка Лисий Нос, так как она тесно переплетается с историей самой церкви.
Первое упоминание о посёлке находим в Переписной окладной книге Новгородской Водской пятины 1500 года. (Таким образом, Лисий Нос старше Санкт- Петербурга на целых 200 лет.) Указанное в окладной книге «Село Лисичье в Корине Носу», лежащее на «море», относилось к Воздвиженско – Корбосельскому погосту Ореховского уезда Водской пятины. Оно располагалось вблизи длинной песчаной косы (носа), далеко вдававшегося в залив. Косу называли Корин Нос, что по-фински означало «подводный камень или риф». Впоследствии нерусское название отпало, и вместо него появился Лисий Нос. С 1323 года до Северной войны 1721 года земли, где потом возник Лисий Нос, неоднократно переходили от русских к шведам и наоборот, пока окончательно не вошли в состав России, в границы Санкт-Петербургской губернии (до 1710 года она именовалась Ингерманландией). Во времена императрицы Анны Иоанновны большая часть земель, находившихся в северной части Невской губы, включая Лисий Нос, были переданы Дворцовой конторе. В середине 18-го века селение Лисий Нос, входившее в состав мызы Лахта, оказалось в ведомстве 1 — ой Канцелярии от строений дворцов и садов. В 1764 году из ведомства Канцелярии мызу Лахта отдали во владение фавориту Екатерины Второй графу Григорию Григорьевичу Орлову. Григорий Орлов недолго владел мызой Лахта. В конце 1760-х годов новым владельцем земель стал граф Яков Александрович Брюс. В конце 18-го века на мысе Лисий Нос появились первые оборонительные сооружения.
После смерти Я.А.Брюса в 1791 году владелицей мызы Лахта стала супруга полковника В.Н.Куломзина – Сара Яковлевна (урожденная графиня Стенбок).
С 1813 –го года во владение мызой вступила Капитолина Ивановна Яковлева. Из-за множества её долгов в 1840 году уездный суд учредил над имением
опекунское правление, а через некоторое время эти земли продали с публичных торгов. С 5-го октября 1844 года новым владельцем земель стал граф Александр Иванович Стенбок – Фермор, который являлся выходцем из старинного шведского рода Стенбоков. С начала 19-го века на мысе Лисий Нос не прекращались фортификационные работы. В 1854-м году из-за начавшейся Крымской войны и угрозы со стороны Англии в Лисьем Носу был построен военный лагерь с гаванью и укрепленным редутом. С возведением военных укреплений возникла необходимость постройки часовни, а затем и храма, о чём будет рассказано позже.
Пятнадцатого декабря 1866 года А.И.Стенбок — Фермор продал принадлежавшие ему земли своему младшему брату Владимиру.
Именно в память о Владимире Александровиче дачный поселок был назван Владимировка, впоследствии переименованный в Лисий Нос. В 1907 году земли мызы Лахта были разбиты на участки с образованием поселков: Ольгино, Александровка и Владимировка.
Владимирский проспект, начало 20-го века. РНБ, сайт старые открытки.Ольгино получило название в честь супруги А.В.Стенбок-Фермора Ольги, Александровка была названа в честь Александра Владимировича Стенбок-Фермора и, наконец, Владимировка, как уже упоминалось, была названа в честь отца А.В.Стенбок-Фермора. Главный проспект в поселке Владимировка был также назван Владимирским, что в свою очередь повлияло на название построенной в будущем церкви.
После утверждения Генерального плана в 1909 году началась План поселка Владимировкапродажа земельных участков и их застройка. Планировка улиц и их первоначальное название сохранились до настоящего времени, за исключением двух улиц: Земская (ныне Приморское шоссе) и Владимирский проспект (ныне Балтийский).
В 1895 году частное акционерное общество построило тридцатикилометровую железную дорогу, связавшую Петербург с курортом Сестрорецк.
Приморская железная дорога являлась частной и принадлежала акционерному обществу инженера Петра Станция Раздельная. РНБ, сайт старые открыткиАлександровича Авенариуса. Кроме неё он владел ещё и Невской пригородной конно-железной дорогой. В конце июля 1892 года государь-император Николай Второй, находясь в Балтийском море на своей яхте «Полярная звезда», лично утвердил проект Станция Раздельная. РНБ, сайт старые открыткиновой железной дороги. Согласно его резолюции, было «разрешено устройство железной дороги для перевозки пассажиров и грузов между С.- Петербургом и Сестрорецком (протяженностью 25 верст) с ветвями: к Озеркам (6 верст) и пристани в Лисьем Носу (3 версты), отходившей на 16-ой версте основной дороги, так что общая протяженность дороги была не менее 36 верст».
Станция Раздельная Приморской ж.д. РНБ, сайт старые открытки
Железная дорога вдохнула новую жизнь и в поселок Владимировка. Железнодорожная станция получила название Раздельная, так как в этом месте от неё отходила трехкилометровая ветка до пристани на мысе Лисий Нос. Отсюда ежедневно по расписанию, согласованному с движением поездов, отходили пароходы на Кронштадт. Открытие пароходного сообщения между пристанью Лисьего Носа и Кронштадтом торжественно состоялось 2 августа 1895 года. После окончания молебна супруга строителя дороги П.А.Авенариуса М.Я.Авенариус открыла путь к пристани на дамбе, перерезав символическую ленточку. Затем служители церкви, гости, местные жители и рабочие направились по полотну железной дороги к пристани, где состоялось освящение обоих пароходов, предназначенных для сообщения между Кронштадтом и Лисьим Носом. В конце 1900 года между станциями Раздельная и Горская появилась платформа Каупилово, возле одноименной деревни. Станция Раздельная представляла собой двухэтажный деревянный вокзал с буфетом. Пассажиры, следовавшие в Кронштадт, пересаживались на поезд, шедший до пристани Лисий Нос.
Уже после революции названия поселка Владимировка и станции Раздельная были упразднены, и весь поселок стал называться Лисий Нос.
Согласно описи имения Лисий Нос, сделанной в конце 1908 года, земли в нем числилось 2818 десятин 240 саженей, из них 12 десятин усадебной, 100 десятин пашни, 250 десятин кустарника. Таким образом, «удобной» земли числилось 2372 десятины, а «неудобной» — 446 десятин 240 саженей. «Хозяйство в имении ведется самими владельцами за свой счет, причем, главным образом засевается клевер с тимофеевкой», — сообщалось в описи имения. «Но так как в последнее время явилось много желающих заселиться в этой местности, в особенности около железной дороги, то продажа земли производится арендаторам, и они устраивают культуру садов и огородов».
Для приведения в порядок поселка Владимировка и для его благоустройства было учреждено Общество по благоустройству.
Согласно уставу, членами Общества могли стать «лица обоего пола всех званий, состояний и вероисповеданий, владеющие в районе деятельности Общества недвижимым имуществом, или арендующие, или нанимающие таковые, а также лица, имеющие какие-либо интересы в благоустройстве означенной местности.» В то же время, как указывалось в примечаниях, в число членов Общества не принимались «лица иудейского происхождения», а также: а) несовершеннолетние, за исключением имеющих классные чины; б) учащиеся в учебных заведениях; в) состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера; г) подвергшиеся ограничению прав по суду и д) состоящие под надзором полиции». Общество включало почетных действительных членов и «членов-соревнователей». «Членами- соревнователями» считались арендаторы и съемщики дач.
В число почетных членов Общества вошёл владелец Лахтинского имения граф Стенбок-Фермор. В 1913 году в комитет Общества благоустройства на должность председателя избрали В.П.Викентьева, его заместителем (товарищем) — почетного гражданина А.М.Попова, секретарем – К.В.Петрова, казначеем – Н.А.Дорогутина. Кроме них членами кабинета стали К.Ф. фон Гунниус, Э.Н.Гельвих, Ф.Ф.Мазинг и К.Ф.Колюбанов.
Население поселка постоянно росло, возникла необходимость в строительстве новой церкви, Общество по благоустройству стало решать эту проблему. На общем собрании был избран состав правления, в который вошли: в церковно-строительную комиссию — настоятель Сестрорецкой Петропавловской церкви Комаров и архитектор П.М.Мульханов, в ревизионную комиссию – надворный советник А.М.Иванов, крестьянин Новгородской губернии Д.А.Шувалов, почетный гражданин Ф.И.Кононов.