Экипаж

Анатолий Обросков
На большие экраны вышел долгожданный триллер «Экипаж» с Данилой Козловским и Владимиром Машковым, - ремейк одноименного фильма 1979 года.

Лента не только стала лидером проката, но и собрала сотни хвалебных рецензий от кинокритиков и тысячи восторженных отзывов от зрителей.
Козловский окончательно утвердился в статусе самого популярного российского актера современности.

Сын командира воздушного корабля,которого играет Машков, является стрейтэджером. Стрейтэдж (straight edge — прямая грань, рубеж; сокращенно sXe) — молодежное движение, возникшее в среде панков, но противопоставившее их образу жизни и поведения призыв отказаться от привычек, которые разрушают человека физически и духовно.
Стрейтэджеры используют крест («X») или аббревиатуру «sXe». Крест рисуют или набивают на тыльной стороне ладони. Этот символ в конце 70-х охранники в клубах Англии ставили на руку несовершеннолетним посетителям идущим на концерты. При наличии креста бармен не имел права наливать подростку спиртное. Такой же крест, но уже добровольно, рисовали себе приверженцы Straight edge.
Один крест может быть заменен тремя — ХХХ — символом трех НЕ: НЕ пить, НЕ курить, НЕ принимать наркотики.
И надпись DRUG FREE («свободен от наркотиков») применяется стрейтэджерами.
Валера играет основную роль в спасении пассажиров с самолёта, который пилотирует Машков.
Козловский называет его Чкаловым. А в одной из сцен с герой Машкова спрашивает Валеру: крут как стрейтэджер? Ответ: почти.

Это очень здорово. Огромное число подростков России после просмотра "Экипажа" выберут прямую грань, станут вести Трезвый и здоровый образ жизни.

Впечатляет и сцена в финале: за уставленным чаем,соком, угощениями Трезвым столом, на котором не алкоголя, собрались родители и Валера. Это правильно, на столах лётчиков и лётчиц не должно быть спиртного. Стрейтэджер Валера по прозвищу Чкалов пойдёт по стопам главных героев киноленты, станет лётчиком.

Специально погуглю рецензии. Уверен, что в большинстве их ничего не будет сказано о прямой грани Валеры.
Интересно, что в трезвенном движении давно обсуждается идея фильма об академике Ф.Г.Углове. И предполагалось, что его роль должен был играть Сергей Шакуров. Шакуров создал в "Экипаже" образ отца героя Козловского, писателя.   

Режиссер Николай Лебедев это человек, которого журналисты окрестили русским Хичкоком. Зрителям он известен по таким кинопроектам, как «Волкодав из рода Серых Псов», «Звезда».
«Звезда» подарила своему создателю не только множество поклонников, но и Государственную премию, врученную ему непосредственно президентом РФ. Сам режиссер отзывается о фильме «Звезда» как о дани памяти мужественным героям, ушедшим из жизни во время сражений с врагами.
Николай Лебедев — режиссер, которого привлекает и жанр фэнтези. Доказательством тому служит его творение «Волкодав из рода Серых Псов», сюжет которого взят из знаменитого произведения Марии Семеновой. Любопытно, что ранее экранизацию романа пытались снять и другие люди, однако у них возникли сложности с бюджетом, и работа не была закончена. Сценарий был написан режиссером лично, при его создании он прибегал к помощи автора «Волкодава». Критики сочли, что маэстро превосходно удалось возродить атмосферу древних славян.

Лента Николая Лебедева за первый стартовый уикенд уже собрала в прокате СНГ 680 миллионов рублей – это третий результат в истории для отечественного фильма.

Когда смотришь фильм, то создаётся реальный эффект присутствия.Некоторые кадры надолго врезаются в память. Например, взлетающий к солнцу самолёт из страны, где совершён госпереворот.
Стали интересны подробности съёмок блокбастера.

Из интервью Козловского kinomania.

«Экипаж» можно определить не как «фильм-катастрофа» или «экшн», а как «героическое кино». Ваш персонаж, Алексей Гущин, — эдакий прибывший из советских времен абсолютно положительный герой.

Невозможно было бы представить «Экипаж» без Леонида Эмильевича Верещагина – человека, обладающего и колоссальным опытом, и огромным продюсерским талантом, и возможностями. Проект нужно было, выражаясь словами Леонида Эмильевича, «спакетировать» таким образом, чтобы на каждом этапе все работало. Нужны были правильный сценарий, правильный режиссер, правильный актерский ансамбль, специалист по графике, люди, которые смогут обеспечить на должном уровне самолеты и взлетно-посадочные полосы. Потом — маркетинг, продажи, рекламная кампания. Это колоссальная работа, которая требует нетривиального мышления. Но остается вопрос: «А что за фильм ты раскачиваешь?». Ответ — это фильм Николая Лебедева. А он — один из немногих в нашей стране режиссеров, умеющих снимать по-настоящему зрительское кино.

Работа на съемочной площадке — волшебное время реализации всего того, что было продумано и сочинено ранее. И время импровизаций. Лебедев и на «Легенде» работал сверхпрофессионально и точно, но «Экипаж» в несколько раз сложнее с точки зрения технологических задач, так что и подготовка требовалась на другом уровне. Представьте: приходишь на площадку — там семь камер, 150 артистов! И в итоге если и были смены с переработкой, то, может, пару раз всего, и то из-за поломки техники. Лебедев всегда собран, всегда сверхдисциплинирован, и при этом на площадке полное ощущение, что он думает о тебе. Артисты же все капризные, немного ревнивые, хотят внимания. А Коля всегда находит время на то, чтобы ответить на вопросы, обсудить с каждым, что же именно происходит с его персонажем.

Мне достались, кажется, всего две хромакейные сцены, и то для общих планов. Нам создали все условия для того, чтобы мы честно играли. Стояли зеленые экраны по фонам, но перед ними было, например, настоящее огромное здание, которое рушилось. Мы задыхались в реальном дыму, были настоящие холод и ветер. Пепел, огонь.

Я не ставлю себя в один ряд с коллегами из американской индустрии, но взгляните, как работают, например, Брэд Питт или Том Круз. Про них никто не скажет, что они наплевательски относятся к окружающим.

«Экипаж» это главный национальный блокбастер сезона, это не преувеличение. Фильм покорит миллионы зрителей, соберёт миллионы долларов в прокате и надолго займёт место в массовом сознании, потому что говорит об очень важных предметах.

Внешний сюжет киноленты таков. Блестящий пилот Алексей Гущин (Козловский) – молодой идеалист, который бунтует против коррумпированного начальства и вообще верит, что не все в жизни нужно делать по правилам. Алексей по рекомендации отца, видного авиаконструктора из известного правительственного дома в Москве, находит работу в пассажирской авиакомпании и становится вторым пилотом в экипаже Леонида Зинченко (Машкова), который не терпит, когда люди делают что-то не по уставу. Однажды они получают задание вывести пассажиров с острова в Тихом океане, где началось извержение вулкана. Дальше начинается полтора часа сплошного экшэна и борьбы за несколько сотен человеческих жизней.
Николай Лебедев вводит себя в сюжет как Хичкок иронично и точно – как тренера пилотов, единственного человека, который может скомандовать этим, в буквальном и переносном смыслах, небожителям полезть по канату.
В кинокартине много достоверных производственных деталей.Любовная линия сделана неотрывно от профессиональных отношений. Александра Аасмяэ играет и во втором "Экипаже".
Создатели фильма поставили перед собой задачу создания национального героя. Первый "Экипаж" прочно вошёл в советскую мифологию, стал её важной частью.Новый "Экипаж" опирается на отдельные мотивы и общую структуру фильма-катастрофы Митты, но на деле рассказывает другую историю.
Среди нынешних зрителей фильма очень много тех, кто жил в СССР и осознал его крушение как личную катастрофу. Поэтому, второй "Экипаж" касается гибели советского общества на мифологическом уровне, так как первый "Экипаж" всегда где-то за кадром. Скорее всего, это фильм о надежде на воскрешение идеи справедливого государства. И в центре этой идеи, её олицетворение: герой Козловского.

Одним из продюсеров фильма стал Никита Михалков, лента снималась при участии студии Михалкова "Три Тэ".