Рим. Театр Марцелла. Часть 1

Борис Готман
   О знаменитом амфитеатре Колизей известно почти всем,  даже тем, кто не знает, что это название он получил спустя семь веков после  окончания его строительства.
   
   А вот о его "старшем брате" – театре Марцелла знают, как правило, только те, кому довелось побывать в Вечном городе.

   Расположен театр Марцелла примерно в километре от Колизея и был построен Октавианом Августом  в 13 году  до н.э. - за шесть десятков лет до амфитеатра Флавиев,  как почти семь столетий назывался Колизей.
   
   Октавиан возвёл этот театр в память о своём племяннике Маркелусе,  сыне  сестры Августа Октавии , умершем совсем молодым .
    
   Маркелус, или Марк Клавдий Марцелл был не только племянником Августа, но и его зятем.
    
   С первого взгляда этот театр производит  на зрителя совершенно необычное впечатление: читатель видит на моём  снимке два античных яруса, или этажа – первый выполнен элементами дорического ордера, второй – ионического;  вместо не сохранившейся конструкции коринфского  ордера третьего этажа, здание завершает почти современная стена.
   
   Начала её сооружать в XII веке семья Фавви, перестроившая театр в крепость.  Дальше театр достраивали и перестраивали следующие его владельцы – Савелли в  XIII веке и Орсини,  которые приобрёли  его в XVI веке.
   
   Не буду здесь останавливаться на архитектурных находках создателей театра Марцелла, хотя многие из них были позднее применены при строительстве не только Колизея, но и других амфитеатров и театров по всему миру. 

   Кого интересуют всякие "валюты" – не доллары и евро, а украшения в виде завитков, "дентикулы", "скоции" и т.п. -  в интернете можно найти всё. Или почти всё.

   Вообще-то идея строительства именно в этом месте театра принадлежала  Юлию Цезарю, который хотел этим сооружением  затмить первый римский каменный театр, построенный Помпеем - вечным соперником Цезаря.

   Строительство началось в 44 году до н.э., но после  "…и ты, Брут!" было остановлено. 

   После смерти Марцелла  Октавиан Август  в 17 году до  н.э.  продолжил стройку,  внеся при этом  значительные изменения в проект театра.

   По некоторым  данным,  диаметр театра составлял 130 метров, высота – 30 метров, вместимость  –  14 тыс. зрителей (12 тыс. сидячих мест).

   По другим сведениям,  диаметр был меньше – "всего" 111 метров, вместимость – 11 тыс. зрителей.
 
   На моём снимке видно, что к стене театра примыкают  остатки портика – портика Октавии, матери Марцелла.

   По послужному списку Марка Клавдия Марцелла можно сделать вывод, что был он весьма развитым юношей.
 
   Конечно, с поправкой на возможную необъективность исторических источников. Ведь о многих высших римских руководителях имеются взаимоисключающие сведения.
    
   Например,  об участии дяди Марцелла – Октавиана  Августа в одном из сражений один источник говорит о его выдающейся роли полководца и личной храбрости, даже о том, что он, наступая в первой  шеренге легиона,  подхватил знак легиона из рук раненого аквалифера.
   
   А другой историк утверждает, что накануне сражения личный врач Октавиана видел нехороший сон и Октавий, узнав о  нём, спрятался на сутки около какого-то болота.
      
   Маленькая деталь организации римского войска: аквалифер (в переводе – "несущий орла") был знаменосцем, точнее "орлоносцем" в качестве своего основного боевого занятия.  А тогдашние "начфины" центурий – сигниферы, чтоб, как говорят в армии, "служба мёдом не казалась", в сражениях  несли боевой знак своей центурии – сигнум – древко копья, украшенное медальонами.
 
      Продолжение следует…