На покосе

Александр Андриевский
Почти два десятка лет наша семья жила в небольшом сибирском посёлке. Родители мои, как большинство наших односельчан, держали коров и телят. Управление колхоза, вернее, бригадир колхоза, ведавший сенокосными угодьями, выделил им пай для заготовки сена.

 Место для заготовки сена находилось в долине, между сопок, в пяти километрах от посёлка. Шалаш, что мы сделали  из веток деревьев и травы, поставили в пяти метрах от небольшой горной речки.
 
С северной стороны от шалаша, который мы называли балаганом, метрах в ста, проходила 
Транссибирская железнодорожная магистраль. Шум проходящих по ней  поездов, сигналы локомотивов, раздающихся с её стороны, напоминали нам о цивилизации.
 
Вот в это живописное место, находящееся в окружении невысоких лесистых сопок, пришли мы июльским утром, в девять часов, с матерью и младшим братом. В тот 196...год я должен был идти учиться в шестой класс, он - в пятый.

Когда мы подходили к балагану, то издали слышали стук молотка по железу: наш отец в это время отбивал литовки, то есть косы. Косы называли в деревне почему-то литовками.

Я стал собирать возле балагана сучки, и кидать их в дымящийся костёр. Мать взяла в балагане чайник, котелок, и ушла к речке, по воду.

В голубом безоблачном небе, над нашими головами, очерчивал невидимые свои круги коршун, ласковый тёплый ветерок причёсывал  воздушными руками изумрудную траву, неугомонные птицы пели песни. Из их птичьего хора слышалась просьба к Творцу о дожде. - Ить-ить-ить,- кричала невидимая птица. Наша мать, услышав её голос всегда говорила : - Ещё чего захотела? Ишь ты! Пить захотела!
 
Но любоваться красотой окружающей нас природы, мне пришлось совсем недолго : вскоре, я увидел идущую от речки мать. Она была чем-то взволнована. В чайнике и котелке, которые  держала в правой руке не было воды.
   
- Сынок,- сказала она, подойдя к балагану,- сходи за водой. В ямке водятся змеи. У них спины чёрные.   
Из-за них я не набрала воду.

Выслушав её рассказ, я улыбнулся.- Мама,-сказал ей,- в наших местах змеи не водятся. Я схожу по воду и заодно порыбачу, принесу рыбу. В Кургатке ты видела хариусов. Ждите меня с рыбой.
 
Я не ошибся в предположениях. В ямке, возле самого берега, плескалась рыба. Из-за того, что давно не было дождей, речка стала мелеть; рыба, находившаяся в ней, из-за этого спасалась в глубоких ямах. 

Хариуса в ямке с водой было много. Рыба была обречена на погибель. Если бы я её не поймал, не вытащил из неё, то она скоро погибла бы: синоптики не обещали дождей в этот месяц.   

Рыбацкий азарт пришёл ко мне. Недолго думая, я сбросил с себя пиджак, и вошёл в воду. Скользкие  хариусы, выскальзывали из моих рук. Я изменил способ ловли: начал выбрасывать их на берег.

Рыбалка оказалась удачной. Я поймал больше десяти килограммов рыбы. Мне пришлось два раза ходить к ямочке за ней.

В обед, мы с родителями и братом ели уху. Необыкновенной была она! Очень вкусной! Может быть, свежий лесной воздух с запахами трав и луговых цветов, делал её такой?  Не знаю!

С того времени не знаю рыбы вкуснее хариуса. Когда говорю о его вкусе , обязательно скажу:- Хариус - вкуснейшая рыба!  Хариус -  мечта поэта!