Воля и труд дивные всходы дают

Виктория Любая
(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)   



Бывают праздники личные, местного значения, государственные и ещё какие-то. А бывают – отдельной строкой – Всемирные. Понимать можно по-разному: Праздник, который отмечается всеми вместе (всем миром) или Праздник, который отмечают во всём мире. Очевидно, что чем человек... цивилизованней, тем – второе значение – ему и ближе и понятнее. Таким Праздником и является «Всемирный день охраны труда».
 
Намеренно не интересуясь официальной стороной, строя свои рассуждения на одних лишь собственных рефлексиях, догадках и «знаниях», думаю, что не ошибусь, если напишу, что учрежден, сей Праздник был ЮНЕСКО или что-то в этом роде. Всемирные праздники, как правило, всегда патронирует международная организация, и, чаще всего, – ЮНЕСКО. Ну, а что же тут патронировать? Вероятно, конституционные права человека. В частности: «право на труд»; «право на отдых»; с каких лет работодатель имеет право брать на работу молодых людей; какие права имеют, при приёме на работу лица с ограниченными возможностями и т.п.; какими правами обладают матери, уходящие с имеющейся работы, в декрет; какие права имеют пенсионеры и могут ли они продолжить работу, после наступления официальной границы, так называемого «пенсионного возраста»; гигиену труда: эргономику, почасовое нормирование рабочего дня, обеспечение (насколько это вообще возможно) безопасности и т.д. и т.п.

Учредив этот Праздник, международное сообщество выделило в особый статус – Работу. Однако все прочие меры и жонглирование статьями Конституций и соответствующих Кодексов повсеместно находятся в руках юристов, нанятых работодателями (если они не дураки и не «скупые рыцари», не соображающие, что «скупой платит дважды»).

Короче говоря, приём и увольнение, неофициально находятся «в руках» у представителей соответствующих организаций,  прекрасно ориентирующихся в статьях Закона, его правилах, исключениях, приложениях и пр. Причем, в разных государствах (коих, в мире немало) – Конституции, Трудовые кодексы, да вообще все законы – свои, а, далеко не «всемирные».  Всё чаще соискатели сталкиваются с откровенным произволом «снизу», исходящим от работодателя, с негласного (невидимого притесненному трудяге) согласия «сверху» (т.е. организаций, имеющих в лице их представителей доступ к... различным манипуляциям с Законодательством…).

Так что всё идёт к тому, что человек, собравшийся на собеседование  (оформление «контракта», «договора» или так, «по старинке», поработать по трудовой (книжке), но с условием «испытательного срока»), – будет вынужден приходить… со своим юристом. И, прежде, чем подписать с фирмой многостраничный пространный договор, вначале его внимательно прочитает и изучит специалист в таких делах, возможно, что-то уточняя по ходу чтения. Но может случиться и так, что грамотный юрист тут же обнаружит в документе заготовленные, его же коллегами, «ловушки». В этом случае, он (пока ещё не проставлены нужные работодателю подписи) отсоветует своему клиенту вообще связываться с такой компанией и не сотрудничать с ней ни на какой основе: ни на дистанционной,  временной, а тем более, на постоянной.

Увы, во всём мире есть ещё недобросовестные руководители или владельцы бизнеса, пользующиеся такими нечистоплотными методами. В Европе их, вроде бы, значительно меньше, но тоже – встречаются.

Интересно, что сама корпоративная культура может резко отличаться, в зависимости от традиционной культуры страны. В фильме, снятом по книге самого знаменитого романа бельгийки Амели Нотомб «Страх и трепет», в основе лежит реальный факт авторской биографии. Дочь дипломата из Бельгии, она часто переезжала из страны в страну. Она даже родилась в Японии.  Едва окончив университет в Европе, Амели решает вернуться в «страну восходящего солнца» как на свою истинную родину, чтобы остаться там навсегда. Но, несмотря на факт своего рождения в чужой стране, все попытки  Амели (а она год проработала в крупной токийской компании)  соблюдать японские традиции и обычаи, всякий раз приводят к неприятностям и оборачиваются довольно жестокими уроками. Увиденное (в фильме) заставляет зрителей то смеяться и удивляться, а то и пугаться. В конце концов, автор выворачивает наизнанку миф о гостеприимной, терпимой и деликатной (друг к другу и особенно к иностранцам из Европы) Японии… А лично мне, эта история напомнила давнее предостережение наших предков,  давно уже ставшее нарицательным: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят».

…. Если подумать, то человек, вынужденный «в поте лица добывать хлеб свой», без работы, как таковой, остаться не может, в принципе. Обычно «работой» не называют то, что человеку делать ненавистно (всяко, конечно, бывает, но, ради праздника, будем, пожалуй, держаться середины). Так что копошение на огороде; в цветнике; на постройке и обустройстве жилища; стирка; глажка; уборка; «готовка»; воспитание детей;  уход за престарелыми или больными, не могущими позаботиться о себе самостоятельно членами семьи или родственниками и т.д. – ничто иное как – работа. Разве, нет? Даже учеба и та – труд, и немалый. Иными словами: физическая или интеллектуальная работа – значения не имеет. Иное дело, социум.

 Значение (для социума) имеет:
--------------------------------------------------
- «оплата» деятельности и
- прочие социальные статьи:
* трудовой стаж;
*«накопительная пенсия» (некоторые так и не успели «распробовать», что это за фрукт);
* трудовые награды и
* полагающиеся (принятые в этом государстве) льготы. 

Следует отметить, что человек весьма интересно устроен: ту деятельность, которую он выполняет с радостью и удовольствием, в которой видит смысл – он и за работу-то не считает, он и так, без оплаты и записи в трудовую книжку, готов, порой, работать. Особенно в России. «Нам хлеба не надо, работу давай!» (с). Если же человек, слёту, не стремится  к тому чтобы выполнять низкооплачиваемую, не входящую в стаж или не предполагающую никакой социальной поддержи (на время болезни, декретного отпуска, «потери кормильца» помощи, пусть не денежной, а теми же услугами или как-то ещё, за что надо платить; материальной помощи многодетным семьям или одиноким матерям), то, и…. «Баба с возу – кобыле легче», – говорят им в след «добрые наниматели». Факт: бывает, что соискателей и нарочно отпугивают тем, что машут перед носом пустым «социальным пакетом».… 

Всё происходит иначе, если работодатель  заинтересован заполучить данного сотрудника. Нет проблем. Нынче только тупой и умственно ленивый не знает, что необходимо как-то «мотивировать своих подчиненных». Не «как-то», а то-то и оно, что современный руководитель прекрасно знает – КАК – привет академику Павлову и Фридриху Ницше, которого так любят цитировать различные тренеры, обучающие руководителей премудростям «дикого Запада».

«Человек выдержит любое как, если знает зачем», - так сказал Ф. Ницше, не предполагая, что высказанной им «формулой» будут пользоваться не только такие гуманисты, как В. Франкл*. (Франкл цитировал слова философа в качестве лозунга для поддержки духа человека, попавшего даже в нечеловеческие условия, указывая на то, что человек действительно может выжить и в концлагере, если будет всем своим существом охвачен мыслью, «зачем» (ради чего, кого) ему необходимо выжить. Иначе бы такой человек давно бы уже бросился на колючую, проводящую ток, проволоку)…

Те, кто обучает, каким образом можно  «замотивировать» человека, демонстрирующего свой (однако не устраивающий работодателя) выбор, свою свободу воли, «против» его (работодателя) воли – делают, мягко говоря, недоброе дело. Две большие разницы: «замотивировать» отстающего в учебе учащегося, – заинтересовав его, помочь поднять ему самооценку… И, совсем другое, – «дурить голову» взрослому человеку и только за тем, чтобы, в итоге, совершить с ним невыгодную  сделку. Например, добиться от него, чтобы он применил на благо работодателя свои знания, умения, навыки. Со своей же стороны, – тяжело вздыхая и, возможно, отводя взгляд в сторону (если совесть ещё не до конца утрачена, ведь он уже заранее знал, что  работнику заплатят – мизер или вообще ничего), – «прокрутит ему динамо», говоря на понятном нам всем, жаргоне.

Если бы, к примеру, граждане нашего государства были юридически грамотны, то она представляла бы собой бесконечный, многомиллионный (в смысле, количества участников) судебный процесс, который, наверняка, был бы не менее захватывающим и вместе с тем, утомительным, чем произведения Франца Кафки. Но большинство россиян неграмотны не только юридически, но и экономически, а подавать в суд – нужны деньги… на адвоката. Денег у большинства, разумеется, тоже нет, как и нет удачной практики отстаивания собственных интересов. И, вышеописанные «благодетели», беззастенчиво этим пользуются.

…Религиозные тексты разных конфессий повествуют о том, что человеку, пришедшему на землю, необходимо: 1) молиться; 2) трудиться; 3) радоваться жизни и 4) славить Бога, благодаря его за всё, что бы человеку не выпало в жизни. (Остальное, надо понимать, – на усмотрение человеков…).  И нигде в священных текстах нет откровенных призывов к праздности (пусть «служенье муз и не терпит суеты», - как заметил  А.С. Пушкин, но и сочинение хороших стихов и прозы – тоже труд, сжигающий массу калорий, не говоря уже о приносимой (вольно или нет «презренной пользе»).

Что же касается труда вообще (и отсутствия оных призывов), оно и понятно: а как бы иначе люди смогли выжить и «цивилизоваться» на нашей дивной планете?!

Кстати, всем нам знакомая народная мудрость, цитируемая в качестве поговорки: «Кто не работает, тот не ест», – оказывается, практически, дословная цитата из Послания ап. Павла к фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».** Вот так.

Но смысл «наказа» трудиться, работать – не только в одном буквальном: «Что потопаешь, то и полопаешь».*** Человек – существо, грубо говоря, «стадное», в современном понимании – социальное. Совместная работа или участие в совместном труде нужны ему, не только потому, что: «Дружно – не грузно, а врозь, хоть брось»***, а потому что:

- совместная деятельность вынуждает человека постоянно совершенствовать свои коммуникативные и прочие навыки и умения;
- понуждает его учиться чему-то (и у других и на стороне) или переучиваться, если изменилось что-то в самом процессе работы или изменились внешние обстоятельства: отношения с другими людьми или окружающая среда (например, из-за погодных условий и т.п.).

И так повелось с давних времён: от древнего человека, когда он начал жить в стаде (общине, племени) и до сего дня. Кроме того, физический труд, буквально, требует физических, мускульно-мышечных затрат, следовательно, необходимо поддерживать физическую форму, как минимум. Интеллектуальный труд – это тоже знание и умение применять различные стратегии коммуникаций, придумывать или совершенствовать что-то (я, здесь также имею в виду и доисторический, и – дальнейшие периоды развития человечества).

«Думать и богатеть» – это приметы XX – XXI века. Быть просвещенной, развивающейся, самосовершенствующейся  личностью – приметы времени, тянущиеся от эпох Возрождения и «Просвещения». Причем, избавляться от невежества считалось необходимым не только ради собственнических, корыстных целей, но и для того, чтобы делиться своими познаниями с другими.  Так размышляли и так трудились, не знавшие о «страховом полюсе» и «обязательной медицинской страховке» – великий гений Леонардо, философ Спиноза, математик, логик, лингвист Лейбниц, великий композитор И.С. Бах, архитекторы, строители, садовники, поэты и прочие «трудящиеся» – «работники физического и умственного труда» минувших столетий. Не все, конечно. Но лучшие представители рода человеческого, уж точно. Будь то Европа, Россия, Америка, Азия, Африка или Крайний Север, с его немногочисленными обитателями, оторванными от основной массы людей суровыми климатическими условиями среды обитания.

А ещё работа, как труд на благо других – растит душу, или, как бы сказали те же самые просветители прошлого: «этический и моральный закон внутри нас». Скажем, известному русскому сказочному персонажу Емеле, лежащему на печи, «по барабану», что надо бы самому вызваться помочь собственной матери, хлопочущей с приготовлением обеда, опять же, не только для себя, но и для своего дитятки – Емелюшки (который, однажды спрыгнув с той же печи, оказывается готов, хоть сейчас, идти под венец)… 

Впрочем, сказочный мир живёт по своим законам, поэтому, вероятно, не стоит к данной рефлексии приплетать ещё и параллельные миры…



ПС: Мне, к сожалению, трудно представить как именно отмечают (празднуют) этот День в других странах (сама я как-то ни разу не попадала на такого рода мероприятия). Вообще праздник, тем более – Всемирный, неплохо было бы отметить в выходной. Но вот парадокс: «Всемирный день охраны труда» (во всяком случае, в нашей стране) трудоспособное население отмечает, не сходя с рабочего места.


Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с полномасштабным Праздником и пожелать каждому – заниматься СВОИМ делом, а значит – с радостью и с душой. И чтобы работа не утомляла, а радовала вас и всех, кто будет пользоваться плодами вашего труда. А качественные «плоды» (пока мы живём не в эпоху всеобщего равенства и братства) – должны хорошо оплачиваться. Хотя бы затем, что это и есть одна из лучших мотиваций или затем, чтобы трудящийся и дальше старался хорошо работать на своём месте,  а также мог жить достойной (с экономической точки зрения) жизнью.


=======================================
*) Виктор Франкл – австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Известен как создатель логотерапии – метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

**) ап. Павел (Фес. 3, 10).

***) Русские народные поговорки