Пионеры

Петр Панасейко
           Окна в актовом зале были открыты. Школьный хор исполнял песню, в которой звучали знакомые сидящему на скамейке седому мужчине слова:
                «Снова я вспоминаю, как песню,
                Пионерии первый отряд,
                Вижу снова рабочую Пресню
                И весёлые лица ребят.
                Красный галстук из скромного ситца,
                Первый сбор, первый клич: «Будь готов!»
                В синем небе я вижу зарницы
                Золотых пионерских костров».
         
           Он сидел молча и слушал. Сегодня, 19 мая 1980 года, его, Валерия Родионовича Шапошникова, как старого пионера, пригласили к десяти часам утра на пионерскую линейку. Послушав песню, пионер-ветеран задумался: как давно это было?
         
         … В пионеры Валера вступил в 1930 году в своём родном селе. Учился он тогда в пятом классе. В стране шла коллективизация, и главной задачей у школьной сельской пионерской дружины значилось выявление  кулаков  на селе. Тогда он из-за возраста не понимал, что между ушедшими в прошлое помещиками и современными ему кулаками просматривалась очень большая разница. Если помещики эксплуатировали труд крепостных крестьян, то крестьяне, с чьей-то лёгкой руки названные  «кулаками», жили по тем временам зажиточно благодаря своему уму и труду своих семей. Советской власти, сгоняющей «железной» рукой крестьян в колхозы, богатые крестьяне - как «бельмо в глазу».
          
          Прошло столько лет, а он всё не мог забыть одну семью. За ней юный пионер следил долго, но в конце концов ему удалось незаметно пересчитать у них всех кур, свиней, коров, лошадей и так далее. По-пионерски доложил куда следует. Семью моментально «раскулачили» и пустили «по миру». Кур-то он сосчитать смог вместе с цыплятами, а вот количество детей  сосчитать забыл. А их насчитывалось пятнадцать человек в возрасте  от одного года до восемнадцати. О том, что половина  не доехала в товарных вагонах до Сибири,  узнал уже на фронте, встретившись в одном окопе с главой выселенной семьи. Тот вскоре погиб от разрыва снаряда.
         
          В назначенный час Валерия Родионовича  пригласили в здание школы, где он выступил перед пионерами. О том неприятном случае, понятно, оратор не вспоминал. Сосредоточился на рассказе об участии в войне пионеров. Ему, уже комсомольцу, командир партизанского отряда поручал шефство над юными бойцами отряда. Многие из которых до Победы не дожили.
         
          В строю на пионерской линейке в это время стоял и пионер Яша Шапошников. Он знал, что его «пионерский» дедушка не скажет здесь, на линейке, о своей той ошибке в выявлении «кулака» и дальнейшей судьбе последнего и его семьи. Но он, как настоящий пионер, дал честное пионерское слово дедушке, что в своих пионерских делах не допустит такой ошибки, а будет весьма тщательно разбираться в людях, кем бы они для него не приходились: одноклассниками ли, односельчанами или родственниками.
      
          Яша был торжественно принят в пионеры в прошлом году в четвёртом классе, а в этом, пятом классе,  его избрали командиром пионерского отряда.
      
         На следующий день состоялся сбор отряда, где по предложению Яши, был рассмотрен и утверждён план работы на время летних каникул. План предусматривал: 1) Помощь одиноким пожилым сельчанам. 2) Уход за воинскими захоронениями на сельском кладбище.  3) Сбор макулатуры. 4) Сбор металлолома. 7) Посадка деревьев возле школы.
      
       Оставшиеся дни мая улетели в даль, уступив место лету с его каникулами.
       Прежде чем поручать звену  Лысакова помощь одиноким пожилым людям, Яша перечитал (в который уж раз!) книгу Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Сам прочитал и заставил это сделать Сашу.
       - Смотри мне, - приказал командир отряда, - чтобы всё было по-честному и без жалоб от нуждающихся в такой помощи. Помогать бесплатно. Никакого вознаграждения не брать.
       Тот же, решив по просьбе мамы, навестить свою бабушку в городе, перепоручил своё задание  Тоне, а та за поцелуй передала задание пионерам своего звена Юре Абрашкину и Васе Котову, а сама отправилась в город к тёте.
      
          Работа закипела. Одним помогли прополоть огород, другим - наносить с колодца воды в баню, третьим - сбегать в магазин за продуктами, четвёртым - навести порядок в доме. Так пролетел июнь. Яша, как командир пионерского  отряда, решил проверить, как выполняется его задание, и пошёл по домам одиноких сельчан. Когда он вернулся домой, то дедушка  Валера еле его успокоил. Оказалось, что все одинокие остались довольны помощью пионеров, просили  присылать ещё. При этом добавляли, что они им снова заплатят за работу. То, что ребята брали деньги за помощь и проедали их на мороженое, от командира те скрыли, разумеется.
       - Тимуровцы и деньги? - жаловался Яша своему дедушке, - уму непостижимо! Что за это с ними надо сделать, дедушка?
       - Исключить из пионеров, - последовал ответ.
      
         С исключением Яша решил повременить до начала учебного года, когда можно будет собрать пионерскую дружину школы имени Вали Котика. Но двух этих «тимуровцев» от выполнения пионерского задания отстранил, поручив его другому звену в нагрузку. Основное задание у этого звена, командиром которого был Илья Рябов, состояло в сборе макулатуры. Поэтому, он поручил дополнительное задание Макару  и Семёну, а сам с Зиной пошёл собирать дальше макулатуру. Половину села они до этого всем звеном успели обойти. Но село считалось большим.
      
         Зашли они и в дом бабушки Анфисы. Та отдала им старые газеты, ненужные книги. Когда пионеры уже выходили из её дома, она вдруг их остановила:
         - Постойте, постойте, заберите у меня ещё  макулатуру на чердаке. Я уж туда сама не полезу, сил нет.
         
         Пионеры с разрешения бабушки полезли на чердак. К их удивлению, они там увидели вместо макулатуры в их понятии, журналы и книги довоенной поры. Всю эту литературу, упаковав в ящики они сняли с чердака. Другие бы на их месте понесли в школу и бросили в общую кучу макулатуры, предварительно взвесив на весах. Но эти оказались  настоящими пионерами. Объяснив бабушке ценность находки и получив на то её согласие, они с помощью своих родителей отвезли «находку» в город и сдали в букинистический магазин, а вырученные деньги, все до копейки, передали благодарной бабушке. Дополнение к её пенсии оказалось существенным.
      
        После сбора макулатуры они же вдвоём занялись и сбором металлолома, В итоге получили благодарность председателя колхоза и бесплатные путёвки в «Артек». Нет, сильно много они металлолома, в отличие от макулатуры не собрали. Зато  нашли на околице села «металлом», который оказался запасными частями к тракторам. Кто из колхозников решил таким нечестным способом «озолотиться», следствием установлено не было. Зато Илья с Зиной вернулись с «Артека» загорелыми и отдохнувшими. Мечтать об «Артеке» они раньше не могли.
       
       Уход за воинскими захоронениями  командир отряда взял  под личный контроль. Сам он принимал активное участие в приведении могил в порядок, в том числе одной братской.  Помогали ему вернувшиеся в село пионеры Саша  и Тоня. Когда все трое закончили работу на братской могиле, покрасив в том числе доску с фамилиями, к ним подошёл незнакомый пожилой мужчина. Постояв у могилы, прочитав несколько раз фамилии, он обратился к пионерам:
        - Ребята, а я живой!
         
         Все трое, открыв рты, молча смотрели на незнакомца. В братской могиле находились не сельчане, а воины, освобождавшие в 1943 году село. Поэтому фамилия, которую тот назвал, для ребят ничего не значила.
       
         Присев на траву, незнакомец рассказал внимательно  пионерам, как он выжил тогда. Хоронили воинов-освободителей местные жители. Наступление было столь стремительным, что этого не могли сделать их однополчане. На могиле написали фамилии погибших, согласно списка переданного жителям начальником штаба танкового батальона, в котором воевали погибшие. Но его, как командира танка, танкисты в последнюю минуту, не поставив в известность команда батальона и начальника штаба, забрали с собой. Впереди в нескольких десятках километрах  находилось родное село «погибшего» танкиста. Его подчиненные решили отдать тело его родителям для захоронения. Что вскоре и сделали, а сами продолжили победный путь на Берлин.
       
        Жена танкиста, оплакивая мужа, взяв его за руки, заметила слабый пульс на левой руке. «Погибший», явно подавал признаки жизни. В освобожденное село вернулись врачи местной больницы, которые, сделав операцию, вернули танкиста к жизни. Правда, не сразу.
       
        Рассказывая об этом, бывший танкист то и дело вытирал платочком слёзы. Ему жаль было тех молодых ребят, которые  навсегда нашли приют в этой братской могиле.
        - Что я могу для них сделать? – спросил он в конце рассказа.
        - Можете. Завтра мы возле школы сажаем берёзы, приходите и посадите  их в память погибших однополчан, - ответил Яша.
      
         На следующий день бывший танкист-освободитель  посадил в селе возле школы лично 15 берёз. Именно столько его боевых товарищей лежало в той братской могиле. Шестнадцатого, его младшего лейтенанта, на братской могиле со списка вычеркнули.
      
        Пионерское лето «убежало за горизонт», наступил новый учебный год. Двух пионеров  Абрашкина и  Котова из пионеров единогласно  исключили. А пионерская жизнь не остановилась, продолжала наравне с учёбой. Теперь в пионерском отряде  состояли уже шестиклассники. Главных задач у пионеров  отряда в период учёбы было две: 1) являться примером в учёбе и 2) осуществление шефства над октябрятами, будущими пионерами. С этой задачей пионеры успешно справились, добившись того, что две отстающие  звёздочки октябрят за год сравнялись  с лучшими.
      
         Минула осень, прошла зима, в свои владения вновь вступила весна. Из трёх весенних месяцев пионеры ждали с нетерпением один – май. А точнее, девятнадцатое его число. И вот оно наступило.
      
         После обеда в этот день пионеры школы время провели в лесу, что раскинулся сразу же за селом. Здесь сыграли и в «Зарницу», и в «Казаков-разбойников». Здесь же  проводились и спортивные соревнования. Когда наступил вечер, все переместились к речке, возле которой развели пионерские костры. Ужин готовили на кострах. Многие мамы потом дома не досчитались своих кастрюль, вилок и ложек. Но это  пустяки по сравнению с пионерскими кострами на берегу реки.
      
         Увы! Всё хорошее когда-нибудь  заканчивается: пионерские костры погасли до следующего Дня пионерской организации. Нет сомнения, что каждый пионер, сидящий тогда у костра, с благодарностью вспоминал тех делегатов Второй Всероссийской комсомольской конференции, которая девятнадцатого мая 1922 года  приняла решение о создании в стране пионерских отрядов.
      
         В настоящее время, в середине 2010-х годов, в некоторых школах постепенно возрождаются пионерские отряды. Каждый год, 19 мая, на Красной площади проходит торжественный приём в пионеры. Вот только не надо бы второй раз наступать на «те же грабли». Пионерские галстуки новым пионерам не должны вязать представители политических партий. Не надо ребят снова втягивать в политику. Пионеры должны быть патриотами своей страны, но не   подчиняться партиям. Возможно, по этой причине необходимо Государственной Думе принять и закон о пионерских отрядах.

28.04.2016 г.

Фото из Интернета