Спорт. бокс. война н. королёв

Валерий Куйбышевский
http://vvprohvatilov.livejournal.com/213593.html ИСТОЧНИК


    


НИКОЛАЙ КОРОЛЁВ. Смертельный ринг



Андрей Ведяев
11 ч · Москва ·

НИКОЛАЙ КОРОЛЁВ
Смертельный ринг

В нынешние времена, когда спорт всё больше похож на инкубатор, в котором с помощью химикатов выводят породистый скот на продажу, уже и не верится, что ещё недавно спорт был одним из важнейших условий физического совершенствования и воспитания моральных качеств миллионов граждан нашей страны. В целях улучшения спортивной подготовки населения была создана специальная организация ОСОАВИАХИМ, под эгидой которой в 1931 году вводится всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». В процессе подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО молодежь овладевала разнообразными физическими, прикладными и военными упражнениями, запасалась необходимыми в трудовой и воинской жизни качествами, знаниями, навыками и умениями. Например, в 1939 году в нормативы комплекса ГТО были включены такие виды испытаний, как переползание по-пластунски, скоростной пеший переход, метание связки гранат, лазание по канату и шесту, переноска патронного ящика, плавание с гранатой в руке, преодоление полосы препятствий, оборонительные и нападающие приемы различных единоборств. Сдача этих нормативов помогла миллионам юношей и девушек пройти тяжелейший путь к Победе над фашизмом.
Лучшие советские спортсмены, так же, как стахановцы и челюскинцы, пользовались поистине всенародной славой. Среди них легендарный боксёр-тяжеловес Николай Королёв. Он родился и вырос в Москве, с ранних лет был увлечен спортом, начинал свой спортивный путь в Измайловском парке 14-летним подростком. А уже в 19 лет в июне 1936 года Николай Королёв становится чемпионом СССР. Более того, в сентябре того же года в бою за титул абсолютного чемпиона СССР он побеждает пятикратного чемпиона страны Виктора Михайлова. На следующий год Николай Королёв подтверждает это звание, до войны ещё трижды став лучшим боксером-тяжеловесом СССР.
Советские люди знали о приближении войны и готовились к ней. Готовились и спецслужбы. Ещё 17 июня 1941 года нарком внутренних дел Лаврентий Павлович Берия отдал приказ старшему майору госбезопасности Павлу Анатольевичу Судоплатову сформировать особую группу из числа сотрудников разведки для осуществления разведывательно-диверсионных акций на случае войны. Помимо диверсионных операций в тылу врага на группу были возложены организация партизанской войны, создание нелегальных агентурных сетей на оккупированной территории и руководство радиоиграми с немецкой разведкой с целью дезинформации противника.
В оперативном подчинении Особой группы находилась отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН) – спецназ госбезопасности. «Нам требовалось огромное количество людей, — вспоминает Павел Анатольевич, — тысячи и тысячи. Никакие штаты НКГБ не выдержали бы этого. Так возникла идея о создании особой воинской части, которая должна была бы заниматься исключительно разведывательно-диверсионной работой».
Костяк командного состава бригады составили преподаватели и слушатели Высшей школы погранвойск и Высшей школы НКВД СССР. Местом формирования бригады стал Центральный стадион «Динамо» в Москве. Зачислялись только добровольцы. В бригаду влилось свыше 800 спортсменов – весь цвет советского спорта, в числе их и Николай Королёв.
Осенью 1941 года, пройдя специальную подготовку, включающую тактику действий небольшими группами, приёмы ведения ночной разведки, минное дело, топографию, радиодело и прыжки с парашютом, Николай Королёв был заброшен в тыл врага в составе разведывательно-диверсионной резидентуры № 4/70, имеющей кодовое наименование «Митя», под командованием будущего Героя Советского Союза Дмитрия Николаевича Медведева, став его личным адъютантом.
Дмитрий Николаевич еще в далёком 1921 году за работу в органах госбезопасности был награжден золотыми часами, в 1927 и 1929 годах — личным именным оружием, а в 1932 году — знаком «Почетный работник ВЧК-ОГПУ». В 1936 году после окончания курсов высшего начальствующего состава НКВД СССР он был направлен на работу во внешнюю разведку, а в конце 1939 года по состоянию здоровья вышел на пенсию, проживая под Москвой.
С началом Великой Отечественной войны Дмитрий Николаевич Медведев вернулся в строй и возглавил первый диверсионный отряд из состава ОМСБОН, заброшенный в тыл немецких войск в начале сентября 1941 года. Отряд «Митя», действовавший до января 1942 года на территории Калужской, Смоленской, Брянской и Могилевской областей, провёл свыше 50 дерзких рейдов и налётов в тылу немцев, принимал участие в выявлении немецкой агентуры, внедренной в местные партизанские формирования. И всё время рядом с Медведевым был Николай Королёв.
«Вспоминаю наш налет на город Хотимск в Могилевской области, – рассказывал он. – Подошли к нему вечером. Город тих, словно мёртв, весь взрыт противотанковыми рвами и окопами. Ветер стучит сорванным с крыш железом. Странно было идти по улицам. Отвыкли… В городе захватили немецкую комендатуру, взяли много важных документов. Перерезали провода связи, повалили столбы, подожгли большой деревянный мост. Всюду расклеили листовки… На следующий день немцы выслали в Хотимск большой карательный отряд. Но напрасно – мы уже были в лесу. А сунуться в опасную зону, какой объявили наш лес, каратели не рискнули. Во время такой же операции в Жиздре, ликвидировав комендатуру, захватили 500 тыс. советских рублей и взяли в плен Николая Корзухина – сына бывшего обер-прокурора Синода в буржуазном Временном правительстве России князя Владимира Львова, перешедшего на сторону немцев. Отправили его самолетом в Москву. А вот начальнику русской полиции райцентра Людиново по фамилии Латышев, принимавшему личное участие в расстреле попавших в окружение наших солдат и подпольщиков, приговор вынесли прямо на месте…».
В ходе одной из операций в районе Клетни Брянской области отряд попал в окружение. «Мы с командиром засели за какой-то поваленный ствол, – вспоминал Николай Королёв. – Он руководит отходом: “Пройдете лесосеку, организуйте оборону!” Ждём, пока наши доберутся до опушки. Скоро ли? Эсэсовцы весь огонь сосредоточили на нас. Минные осколки, пули впиваются в ствол, за которым мы залегли. Наши тем временем все уже у цели, и тут немцы пошли на нас. Кричу: “Перебегайте, товарищ командир!”. Он побежал, я прикрываю его огнем. Потом сам быстро к нему перебежал. Огонь сплошной. Сам удивился, когда добежал: неужели ещё жив? До леса от нас метров 30-40. Вижу: командир лежит, ртом жадно снег хватает. Достает гранаты, выкладывает их. Говорю: “Вставайте, бежим в лес!” Качает головой: “Нет, Коля, не могу…Ты беги. Я останусь здесь”. “Еще что!” – думаю. Вспомнилось в тот момент, как мой тренер, “старик” Харлампиев, говорил нам, что запас энергии в человеке неистощим. Если себя заставить, как следует – силы найдутся. Как закричу: “Бегите!” Командир удивленно посмотрел, но гляжу, собирает гранаты встает. Я снова открыл огонь по немцам. Слышу: сзади кто-то поддерживает. Немцы залегли. Оглядываюсь – командир уже вошел в лес. Я вскочил, бегу к деревьям. Подбегаю: командир не может двигаться дальше. Дышит со свистом. И силы иссякли, и ранен в голову. Шальная пуля зацепила… Взвалил я его на спину – и пошел тихонечко. Не зря, думаю, занимался спортом, самое время теперь показать на что способен. Да и снег, хорошо, был неглубоким».
Прошли ещё километр, и вдруг: «H;nde hoch!» Опустив командира на снег, Королёв поднял руки и пошел в сторону немцев... Два эсэсовца держали на прицеле лежащего на снегу Медведева и самого Королёва, третий снял с него автомат. Подвели к блиндажу. Офицер спустился вниз, видимо, к рации. В этот момент Королёв резко развернулся – и нанёс двум оставшимся рядом с ним немцам два коротких и страшных по силе удара – те рухнули, как подкошенные. А через мгновение в блиндаж полетела граната, похоронившая всех, кто там был. Всё произошло в считанные секунды – Николай подхватил командира на плечи и через несколько часов вынес его к своим. В итоге, воспользовавшись замешательством врага, отряд «Митя» вырвался из окружения, а в конце января 1942 года пересёк линию фронта и вернулся в Москву, где Николай Фёдорович Королёв, спасший командира, получил из рук председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина орден Красного Знамени.
Несмотря на две контузии, полученные в брянских лесах, в 1944 году Николай Королёв снова вышел на ринг и в трудном поединке с Евгением Огуренковым вернул себе звание абсолютного чемпиона СССР, а в 1945 году повторил это достижение.
К 1953 году Николай Королёв был уже девятикратным чемпионом СССР в тяжёлом весе и четырёхкратным абсолютным чемпионом СССР. Всего за свою карьеру он одержал более 200 побед, из них более 50 закончил нокаутом, а 39 – за явным преимуществом.
Последним выступлением Николая Фёдоровича на ринге было участие в Спартакиаде народов СССР в 1956 году в возрасте 39 лет, что явилось рекордом спортивного долголетия в боксе. Королёв вышел в финал турнира, но участвовать в нём не смог из-за травмы руки. Завершив выступления на ринге, он перешел на тренерскую работу, несколько лет возглавлял Федерацию бокса Москвы, преподавал на кафедре МВТУ им. Баумана. Свой 57-й день рождения он планировал встретить в подмосковном пансионате, но не дожил до праздничной даты два дня – сердце «короля ринга» остановилось, когда он играл в любимый бильярд…
Похоронен Николай Фёдорович Королёв в Москве на Введенском кладбище. На памятнике всего три слова: «Боксёр, партизан, коммунист».

Бригада особого назначения майора Судоплатова
5 июля 1941 года для выполнения особых заданий Наркоматов внутренних дел и обороны СССР «по уничтожению немецко-фашистских захватчиков и их приспешников во вражеском тылу» приказом НКВД СССР № 00882 была создана Особая группа при наркоме внутренних дел Лаврентии Павловиче Берия.
Её возглавил старший майор госбезопасности Павел Анатольевич Судоплатов.
В своих воспоминаниях он пишет: «Нам требовалось огромное количество людей — тысячи и тысячи. Никакие штаты НКГБ не выдержали бы этого. Так возникла идея о создании особой воинской части, которая должна была бы заниматься исключительно разведывательно-диверсионной работой».
Костяк командного состава составили преподаватели и слушатели Высшей школы погранвойск и Высшей школы НКВД СССР. Местом формирования части стал Центральный стадион «Динамо» в Москве. Зачислялись только добровольцы. В их составе было свыше 800 спортсменов — весь цвет советского спорта.5 июля 1941 года для выполнения особых заданий Наркоматов внутренних дел и обороны СССР «по уничтожению немецко-фашистских захватчиков и их приспешников во вражеском тылу» приказом НКВД СССР № 00882 была создана Особая группа при наркоме внутренних дел Лаврентии Павловиче Берия, которую возглавил старший майор госбезопасности Павел Анатольевич Судоплатов. В своих воспоминаниях он пишет: «Нам требовалось огромное количество людей — тысячи и тысячи. Никакие штаты НКГБ не выдержали бы этого. Так возникла идея о создании особой воинской части, которая должна была бы заниматься исключительно разведывательно-диверсионной работой».
Костяк командного состава составили преподаватели и слушатели Высшей школы погранвойск и Высшей школы НКВД СССР. Местом формирования части стал Центральный стадион «Динамо» в Москве. Зачислялись только добровольцы. В их составе было свыше 800 спортсменов — весь цвет советского спорта.
Прошедшие специальную подготовку бойцы и командиры в рамках поставленных им диверсионно-боевых и разведывательных задач в тылу противника действовали в составе подразделений мелкими группами и индивидуально. 3 октября 1941 года сформированные Особой группой части были сведены в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН) в составе двух полков, а на базе Особой группы был образован 2-й Отдел, преобразованный затем в 4-е Управление НКВД СССР, начальником которого был также Павел Судоплатов.
С февраля 1942 года и до конца войны в тыл противника были направлены 108 спецотрядов и групп обшей численностью 2537 человек и более 50 одиночных исполнителей. Кроме того, ОМСБОН был призван стать ядром разворачивающегося партизанского движения, оказывать ему всестороннюю помощь, создавать подполье в городах.
К числу основных задач относились: сбор разведывательных данных и информации военного, экономического и социально-политического характера; разрушение стратегических железнодорожных и шоссейных магистралей и других коммуникаций в прифронтовой зоне и в глубоком тылу противника, выведение из строя важных транспортных узлов; срыв железнодорожных и автоперевозок живой силы и техники противника на фронт; разрушение мостов, станционных сооружений; всяческое препятствие вывозу в Германию советских граждан, техники и награбленной немцами национальной собственности советского народа и имущества граждан; разгром военных, жандармских и полицейских гарнизонов;
вывод из строя промышленных предприятий, электростанций, средств связи.
Первым подразделением из состава ОМСБОН стал отряд «Митя» (разведывательно-диверсионная резидентура № 4/70 войск Особой группы при НКВД СССР) под командованием Дмитрия Николаевича Медведева, заброшенный в тыл немецких войск в начале сентября 1941 года. Отряд, состоящий из 30 бойцов (адъютантом Медведева был абсолютный чемпион СССР по боксу Николай Королёв), действовал до января 1942 года на территории Смоленской, Брянской и Могилевской областей. Отряд провёл свыше 50 крупных операций: было взорвано три железнодорожных и семь шоссейных мостов, уничтожено девять самолетов врага, в 13 местах сильно разрушено железнодорожное полотно, пущено под откос три военных эшелона противника. Бойцы отряда разгромили несколько гарнизонов и полицейских постов, уничтожили шесть пунктов телеграфной связи, вывели из строя шесть заводов, выполнявших военные заказы, уничтожили двух генералов, 17 офицеров, более 400 немецких солдат. Справедливое возмездие постигло 45 предателей Родины.
«
Итоги боевых действий ОМСБОНа на фронтах поражают всякое воображение — ни одно соединение Красной Армии не имело таких успехов. Только за 1941-1943 годы омсбоновцы подготовили к разрушению 128,5 км железнодорожных путей, шоссейных дорог и автомагистралей, вырыли на них 11564 фугасные воронки, изготовили и перезарядили 8998 мин, заложили 2057 фугасов, взорвали полотно шоссейных дорог и автомагистралей протяженностью 71,5 км, заложили 49252 минных поля, взорвали 350 мостов, установили 94 километра минных завалов, вывели из строя более 36 промышленных предприятий, подготовили 2469 подрывников из числа рабочих и служащих местных предприятий и т.д.
Всего под откос было пущено 1415 вражеских эшелонов и разгромлено более 120 гарнизонов противника. Свыше тысячи раз омсбоновцы вступали в открытые схватки с карателями и элитными частями вермахта и СС, уничтожив около 137 тыс. фашистов. 25 омсбоновцев стали Героями Советского Союза.