Приговорён к расстрелу

Алекс Суханов
(Вместо рецензии на одноименную книгу Петра Патрушева)

28 марта 2016 г. в Австралии умер Петр Патрушев – герой автобиографической книги «Приговорён к расстрелу».
К сожалению, я не был с ним лично знаком, хотя мы жили в районе Сиднея не так уж далеко друг от друга.
 Когда-то по объявлению я купил у него эту книгу и бегло прочитал её. И вот теперь решил перечитать ещё раз и поближе познакомиться с этим ушедшим человеком, которого называли «легендой».
Больше всего меня интересовали истоки его неудержимого желания бежать из СССР, безрассудной храбрости и бесстрашия, сильной мотивации без предварительной подготовки и элементарного знания условий жизни заграницей. Видимо, это был не просто отчаянный 20-летний парень без серьёзного жизненного опыта, у которого единственный девиз «Ничего – прорвёмся!» или «Где наша не пропадала?»
Конечно, у него не было ничего того, чем можно было бы заинтересовать противника за бугром, кроме молодости и отваги и он не был одним из тех опытных предателей, которые бежали с кучей госсекретов и продавали их за собственную безопасность и благополучие.
В коротком предисловии Петр Патрушев сначала так раскрывает причины своего побега – это и черты его характера ( дерзость, упрямство, независимость и определённые знания в разных областях, включая историю, философию, медицину, психологию), и безысходность в жизни, и боязнь службы в армии. Дважды гадалки предсказали ему путь за кордон и это только укрепило его веру в правильности сделанного выбора, когда ему было ещё только 20 лет.
Далее по прошествии многих лет он пишет уже с уверенностью, что «главной причиной его побега был существовавший в стране режим, карающий любое непослушание и инакомыслие».
А завершает он предисловие тем, что,  покинув Родину, он «прожил, по крайней мере две жизни – сначала русского эмигранта, а потом гражданина мира, ушедшего насколько только было можно от русских корней». По существу он делает заявление, что отказался от своего русского происхождения и вероятно, у него были на это свои причины.
Казалось бы, что он сам уже коротко ответил на мой вопрос выше о причинах его побега заграницу, а далее- всё детали, но продолжу обсуждение по главам книги...

Таёжные корни.
Довольно подробно Петр рассказывает о своём происхождении, о родственниках, об отце, погибшем на фронте, о строгой матери, которая воспитывала его наказаниями и побоями, а также о голодной и трудной жизни в таёжном сибирском городке.
Со старшим братом не было никаких отношений, так как он был полной ему противоположностью и «выработал в себе качества, абсолютно противоположные его поведению – вызов и непослушание». Петр признался, что « был игривым и умным симулятном, который только создаёт видимость тяжелого труда».
Сверстники называли его «Звездочетом» потому, что он жил в своих фантазия  « где-то в лучшем, загадочном и по-настоящему интересном мире».

Школа.
Петр «учился хорошо, но был бунтарём – дерзким, непокорным ребёнком». В нём «начали развиваться тенденции, которые позже привели к конфронтации с обществом» и он стал «сердитым, молодым человеком».

Томск.
В 14 лет он бежал в Томск, чтобы уйти от опеки и конфронтации с матерью. Поступил в техникум, но был равнодушен к учёбе. Вместо этого продолжал чтение книг по психологии, медицине, истории, философии, занимался гипнозом, боксом и плаванием. Вошёл в состав городской команды пловцов и ездил на соревнования. Во времена Хрущёва стал слушать иностранные радиостанции Би-Би-Си, радио «Свобода», читал запрещённую литературу. После окончания техникума сначала работал на фабрике в ОТК, а затем инструктором по физкультуре в санатории.

Нонконформисты.
Приближался призыв в армию и Петр увлёкся нонконформизмом, изучал возможность «откосить» от армии, симулируя различные болезни, включая шизофрению.

Призыв.
Его всё-таки призвали в армию, когда ему исполнилось 19 лет.
Сначала он попал в армейский спортклуб в Новосибирске как пловец, а потом в обычную воинскую часть. Испытал армейские порядки и дедовщину, был в госпитале, симулируя сначала боль в желудке, а затем и шизофрению.

Клиника № 333.
Из госпиталя его перевезли в психиатрическую клинику № 333. Как он считает, «что был выигран второй раунд в битве за жизнь». Петр продолжал так играть сложную роль шизофреника-нонконформиста-пацифиста, что даже известный проф. Голденберг, вызванный из Москвы, тестировал его, как безумного, а не диссидента или  дизертира. Иногда Петру казалось, что он опасно вошёл в роль помешенного, заигрался и ему будет трудно вернуться назад в нормальное состояние.
Он бежал из психушки в Томск и брат Володя поручился за него, взяв всю ответственность за его дальнейшую жизнь.

Побег.
Весной 1962 г. Петр приехал в Батуми, «чтобы сбежать из страны, в которой родился». Несмотря на режимный статус грузинского города Батуми, ему быстро удались и устройство на работу, и прописка и начало тренировок как нового пловца из Батуми для участия во Всесоюзном чемпионате в Москве. Ему просто везло. А он готовился совсем к другому заплыву – через границу СССР в Турцию.

За кордон.
Продолжая подготовку, он стал плавать в ластах  в море по вечерам и искал способ ухода от света прожекторов. Сначала он нырял и под водой пережидал проход луча света над ним, но потом нашёл более эффективный метод – он замирал на воде, распластавшись, как медуза, и погрузив в воду лицо. Негласное наблюдение КГБ за ним заставляло ускорить подготовку и он искал удобного случая.

Дорога в неизвестное.
С какого-то заброшенного полигона он стартовал в сумерках, испуганный голосами людей. Плыл всю ночь вдоль берега под светом прожекторов, а к утру спрятался в большой пещере, где стояла подводная лодка. Отдыхал там до вечера и снова поплыл к Турции из последних сил.

Добро пожаловать эффенди.
Никто не сказал ему этих слов. Когда спустился с горы к селению, он понял, что в Турции, но его воспринимали, как шпиона и неверного. Заперли на ночь в сарае, а утром за ним приехал на джипе турецкий офицер. Петр снова подумал о побеге.

Полковник Адольф-оглу.
Его привезли в Эрзурум и повестили в камеру тюрьмы. Начались бесконечные допросы, которые вёз полковник с усиками, как у Гитлера. Он не верил, что Петр переплыл такое расстояние за две ночи в одиночку и считал его шпионом.

Гамбит Гамлета опять?
Петр стал изучать турецкий язык, недовольный переводчиком-осетином. Думал опять о симуляции шизофрении, чтобы выбраться отсюда. Полковник требовал от него выдачи каких-нибудь военных секретов.

Мое «признание»
Наконец, находясь на грани нервного срыва, Петр решил признаться, что он якобы русский шпион. Его переодели и отвезли в Стамбул для дальнейших допросов.

Стамбул.
Здесь Петр содержался уже  в обычной комнате, ему разрешили прогулки, он получил доступ к русским книгам и газетам, но допросы продолжались.
Скоро было принято решение отвести его в лагерь для беженцев  в Левенте под Стамбулом. Ему выдали документы.

Непрошенные гости.
В лагере шла своя жизнь – беженцы ждали, когда их примет какая-нибудь страна. Иногда ожидания были очень долгими. Петр стал самостоятельно учить английский, а потом даже написал статью в журнал «Посев». Кому-то это не понравилось и его предупредили, что пострадает его семья, если он будет продолжать писать.

Мадам Павиолли
Богатая немолодая итальянка из католической миссии в Стамбуле полюбила русского дезертира Николая. Петр был у них переводчиком. Некоторые беженцы такие, как Николай жили неплохо в Стамбуле, о чём и пишет Петр.
Вдруг, Петру дали визу в Австралию.

Наконец, Австралия!
К сожалению, точная дата прибытия Петра в Австралию неизвестна. Вообще-то, автор уделял мало внимания датам в своей жизни, поэтому неудивительно, что он пишет о себе, как двадцатилетнем парне на протяжении нескольких лет.
Наконец, свобода! Но нет «денег, проклятых денег» и приходится работать сначала чертёжником, а потом и контролёром, тренером по плаванию, чернорабочим и даже завести бизнес-химчистку.
В Брисбене встретил русскую Наталью, они стали встречаться и у них родилась дочь. Его затягивала обыденность семейной жизни, он задыхался среди русских эмигрантов из Китая и Европы. Стал много пить.
«Единственной отрадой в жизни, как и в детстве, оставались книги и природа»
О серьезной учёбе он и не думал, надеясь только на самообразование.

К свету.
В 1967 году он встретил индийского гуру и увлёкся медитацией и йогой, которые помогли ему уйти от пристрастия к табаку и алкоголю и найти на время душевное равновесие.
На ферме тестя в Квинсланде много писал, искал золото, но безуспешно.
В 1966 году связался по телефону с матерью, которая разыскивала его через Красный Крест. Но разговора не получилось. Между ними была огромная пропасть. Они «жили на разных планетах» -по словам Петра.
В 1968 г. был принят на работу в русскую службу Би-Би-Си в Лондоне. По его слова он находился в состоянии экстаза и неистовства. Ему всё нравилось. Скоро он вместе с другими русскими стал делать свои программы.
Но воодушевление от работы на Би-Би-Си стало быстро истощаться. Его опять стала давить рутина жизни, обстановка в семье была напряжённая – вплоть до развода. Он уволился с Би-Би-Си и они вернулись в Сидней. Он стал раздражительным и агрессивным и брак с Натальей распался.

Конфронтация со «Свободой»
Он подал заявление о приёме на работу на радио «Свобода» в Мюнхене и был принят. Однако и там он не прижился надолго по разным причинам, включая цензуру, введённую американцами. «Я никак не мог прижиться в Германии. Может, подсознательно во мне таилась неприязнь к немцам из-за войны и гибели отца».

Белый свет на волю дан.
Посетил США и сделал много интервью. Затем по дороге в Сидней останавливался на Фиджи и Новой Зеландии. Начал работать над книгой под странным названием «Трансцендентальная обезьяна» на английском языке, которая вышла в 2005 г.

В поисках себя.
« Я с детства интересовался гипнозом и шаманством, склонность к такого рода занятиям была, наверное, у меня в крови» - пишет о себе Петр.
Он интересовался также йогой, древнекитайской философией, медитацией, психотехникой и т.д. Он называл себя «пилигримом духовного роста».
Он начал думать о том, чтобы вернуться в Австралию и «начать заново устраивать жизнь». «Как моё прошлое, так и  мечты о каком-то фантастическом будущем, всё ещё преследовали меня – признаётся он – Я никак не хотел опуститься с неба на землю». Сказано довольно откровенно.

«Едоки картофеля».
В 36 лет он устал от журналистики и решил доказать, что он может стоять на собственных ногах и на равных соревноваться на рынке «интеллектуального труда». Он ушёл с радио «Свобода» и отправился в Австралию через Европу и Японию.
В США  установил контакт с одной компанией и занялся бизнесом, устанавливая компьютерную связь – предшественник будущего Интернета.
Он достиг некоторого материального благополучия, переехал на берег моря и вдруг...
«Я вдруг почувствовал себя бесплодным и пустым» - неожиданно пишет он.
Что это? Смена настроения, отсутствие цели в жизни, неудовлетворённость собой или что-то более серьёзное?

«Последний срок»
Не выдержав конкуренции, Петр закрыл свой офис в Сиднее и отправился в путешествие на север Австралии. Жил в тропической части страны, наблюдая природу, знакомился с аборигенами и их обычаями, много читал, медитировал и т.д.

Возвращение в реальность.
Возвратился в Сидней изнурённым и в состоянии депрессии. Ему исполнилось 43 года и его волновало будущее.  Его преследовал страх нищеты, потери уважения и положение изгоя.
Встретился с сестрой Катей в Индии, где подхватил какой-то вирус и тяжело болел.

Работа в Вавилонской башне.
С началом перестройки он был востребован как переводчик для установления контактов с русскими. Работа переводчика позволила ему повстречаться с многими известными русскими деятелями, чем он , кажется, гордился. Много ездил на международные конференции. Но постепенно интерес ко всему русскому стал спадать из-за негативных событий в самой России.


Лекарство от ностальгии.
В 1990 г. Петр впервые приехал в Россию после реабилитации. Посетил Сибирь, увиделся с семьёй. Он воочию убедился во что превращает Россию бандитский капитализм, а цинизм становится новой философией русского народа.

Выиграть может каждый?
Перевел книгу Хелен Корнелиус «Выиграть может каждый» -пособие по разрешению конфликтов, надеясь, что она заинтересует кого-то в нынешней России.

Эпилог.
Он вкратце тут упоминает, что сейчас живёт с женой Алисой и сыном Андреем (отмечу, что это его вторая семья - АС) на берегу моря. Занимается переводами, пишет статьи.
«Мне хотелось, чтобы и моя история стала бы ещё одним мазком на этом пёстром холсте жизни» – так завершает он свою книгу.
*****

(Из сборника «Рассказы Эмигранта», который можно купить и скачать по ссылке:

Рассказы Эмигранта


Пожайлуста, оцените не только обложку, но и саму книгу!
Приятного чтения!)
® Copyright 2016 – Алекс Суханов