Крик души 39. Командировка на стройку

Эльвира Рокосова
    Ровно через месяц, как получила квартиру и в канун дня рождения, меня вызвал начальник нашей службы и, помедлив, сказал:
- С нашего предприятия мы отправляем на строительство хоз.способом людей на другое предприятие сроком на один месяц. Хитрость состоит в том, что здесь сохраняется средняя заработная плата, а там, что заработаешь. Многие уже по очереди там отработали, теперь твоя очередь. Ну, как? Согласна?
"А попробуй, откажись", - подумала про себя, но вслух сказала:
- Конечно, согласна.
- Вот и хорошо. А пока иди в Отделение кадрами, распишешься уже в готовых бумагах - направлении на работу, а завтра идешь туда. Там уже ждут человека от нас. 

    Тихо прикрыв за собой двери кабинета начальника службы, вышла в длинный коридор и направилась на первый этаж, в Отделение кадров. Занятая своими мыслями, не заметила, как передо мной неожиданно возник начальник службы, где работала Вера. Слегка заметная, легкая улыбка затронула его губы и он произнес:
- И о чем же мы так задумались и куда так спешим?
Я подняла глаза и внимательно посмотрела на него и только сейчас поняла, что вся ушла в свои мысли и никого вокруг себя не видела.
- Ой, извините, пожалуйста, я вас сразу не заметила.
- Конечно, конечно. А слона-то не приметила, - продолжая улыбаться своей притягательной улыбкой, проговорил он.
- Извините, пожалуйста, - повторилась я, потупив свой взгляд.
- Ну, ничего, ничего, бывает. Так куда все-таки спешим? - повторил он свой вопрос.
И я коротко, в двух словах объяснила причину своей задумчивости.
- Ты хоть не теряйся там, на стройке. Не забывай, изредка, да забегай к нам в службу.
- Хорошо, буду звонить при возможности.
- Удачи тебе, Эленька, - сказал он и, буквально, как вихрь промчался мимо меня по направлению к своему кабинету.
- Спасибо, - только и успела сказать.

     А мысли вновь были уже на новом рабочем месте. Уж как-то сложится, как всё будет, что мне предложат на должности подсобного рабочего? Те, кто поработал, говорили, что там ужас, как тяжело. Сумею ли наладить контакт на новом месте с новыми людьми? Вопросы, вопросы, вопросы. Они сумбурно кружили мысли в моих серых веществах, но ничего умного не могли придумать. Поскольку и представления не имела, какие там работы бывают. А ноги тем временем уже привели меня к кабинету «О.К.» и, робко постучавшись, приоткрыла дверь.
- А, проходите, проходите. Александр Антонович мне уже доложил, что вы согласны идти на стройку, сроком на один месяц. Я думаю, он объяснил всю ситуацию? - не давая мне опомниться, быстро проговорил он.
- Да, всё объяснил.
- Значит, вы не возражаете? - буквально ликовал он, с едва скрываемой радостью. Надо же, как легко он нашел человека отработать для предприятия, положенный срок на стройке.
- Нет, не возражаю.
- Тогда вот, распишитесь здесь, здесь, и еще вот здесь, - тыкал он своим корявым, желтым от никотина, тупым, словно обрубок, пальцем по листку бумаги, лежащим передо мной. По его лицу не трудно было прочитать его же мысли, он ликовал. Чему?  Радовался тому, что наконец-то нашел «козла отпущения» в моем лице? Скорее всего. Наши кабинетные служащие не проявляли особого рвения идти и поработать простым чернорабочим на стройку. Начальнику кадров приходилось буквально всех упрашивать, уговаривать. По их мнению, такая работа была ниже их достоинства. Это не в кабинете сидеть и перекладывать бумажки с места на место. А как же маникюр, педикюр у женщин? А их холеный внешний вид? Там грязь, там тяжелые ведра с цементными растворами, кирпичи, которых нужно переносить несметное количество за весь рабочий день. И просто, это тяжелая, грязная, занимаемая, самую низшую ступень среди всех специальностей, работа.

- Вы направляетесь в бригаду отделочников, оттуда пришла заявка - запрос на одного человека. На сегодня вы уже свободны, можете идти домой чуть раньше, так сказать, готовиться к предстоящему завтрашнему дню , - чуть ли не с барского плеча, повелевал он.
    Подписав все бумаги, которых мне подсунул «О.К.» и, получив направление на новую работу, вышла из кабинета. С завтрашнего дня уже должна быть на стройке.

 "Всё, приплыли, - грустно подумала я. - А может там еще не так уж и плохо? - пыталась успокоить себя и настроить на позитивную волну. Да и дополнительно подзаработать смогу. Да и научусь другой, строительной специальности, а всё это очень даже может пригодиться в моей ситуации", - подбадривая себя, уже веселее шагая, подошла к детскому садику.   

"А почему завтра? Можно уже сегодня сходить на стройку и сразу всё и обо всем узнать за завтрашний же день" - подумала я.
 Детский сад и эта стройка, находились на соседних, перпендикулярных друг к дружке улицах.
"Да это же совсем рядом! И это еще лучше. Приведу дочку и сразу на работу, красота, - продолжая настраивать себя на оптимистичную волну, решительно направилась на разведку, будущую, так сказать Санитарно-Эпидемиологическую Станцию. - Правильно, надо действительно, все разузнать, как и что, когда, в какую бригаду и в чем приступать к работе".

    Еще издали увидела трехэтажное кирпичное здание. На недавно еще оштукатуренной, серой парадной лестнице здания в спецовках сидели рабочие. Рабочий день уже заканчивался и все ожидали прибытия прораба.
- Здравствуйте, – поздоровалась я со всеми . - А как бы найти бригадира отделочников?
- Это буду я. Только я помощник бригадира, - отозвалась молоденькая девушка. - Вы направлены к нам? - тут же спросила она.
- Если ваша бригада отделочников, тогда к вам.
- Но вам сначала всё нужно обсудить с самим бригадиром - Зинаидой Петровной. Да вон она, сама сюда идет. А я, стало быть, и есть её помощник, Надя меня зовут, - уточнила она. Представилась и я.
- О, к нам пополнение? – словно подтверждая свое предположение, подойдя ближе, спросила она.
- Да, пополнение, – вместо меня ответила Надежда.
- Ну, а как вас зовут? - уже обращаясь ко мне, спросила она.
Я вновь представилась, теперь уже лично ей. 
- Хорошо, хорошо, значит, вместе будем работать. И безо всяких вступлений  выложила всю информацию, которая нужна была и которую я должна была знать. Поначалу показавшаяся мне хмурой, слегка угловатой и даже суровой, она при нашей беседе оказалась совсем другой.
- Вот это да, - подумалось мне. - Вот так посмотришь на человека и думаешь, - а, нет, не подходит. А поговоришь с ним, а он оказывается совершенно противоположным, да еще и очень интересным собеседником и неплохим товарищем.
- В общем, не опаздывай, завтра к восьми часам на работу, - сразу переходя на «ты»? - сказала она и, попрощавшись «до завтра», ушла в бытовку.
     Сегодняшний рабочий день закончился. Я вышла из здания и направилась за дочкой.

      Как и значилось в предписании, попала в бригаду отделочников. Мне предстояло многому здесь научиться, всё здесь было ново для меня. Но я усердно училась всему новому, прекрасно понимала, что все это очень может пригодиться в жизни. Надеяться было не на кого, а значит всё самой нужно уметь делать и не стушеваться ни перед чем. И второе - двойная заработная плата. Как писала выше, на моей основной работе сохранится среднемесячная заработная плата, а здесь - уже что заработаю.
 И работать приходилось, дай Боже. Что такое «подсобный рабочий» на стройке? Думаю, многие догадываются, какой это был адский труд. Но, у меня не было другого выхода, мне с моей маленькой дочуркой нужно было выжить. Да, да, именно выжить. Выжить, как бы это не трудно было, выжить, во что бы это не стало. Нам нужны были средства, чтобы приобрести хоть какую-то мебель. Спать и есть на чем-то, а не сидя на полу. Лето быстро пролетит, а впереди маячила осень. А у меня даже еще и печки не было. Нужно было найти печника, чтобы правильно сложить её, чтобы она нас зимой грела. И я с усердием продолжала работу на стройке, улавливая все тонкости и хитрости новой для меня работы.

     Бригада, в которую попала, была чисто женским коллективом. Меня учили всему, что должен был знать и уметь отделочник. Терпеливо разъясняли, подсказывали, показывали, как правильно «выводить» потолки, углы, «швы» на потолках, на стенах. Шпатлевать, белить, красить и так далее, и так далее. Я очень старалась и у меня действительно скоро все стало получаться. Ведь не Боги горшки лепят. Да и девчата все относились ко мне просто великолепно. В таком ударном темпе даже не заметила, как пролетел назначенный мне месяц каторги - работы на стройке. Но когда подошел день заработной платы и я, получив на руки мною честным, тяжелым трудом заработанные деньги, была приятно удивлена.
- Здесь заработала даже больше, чем на своей основной работе, - вырвалось у меня и это уже неплохо.
"А может еще на месяц остаться?" - подумала и позвонила в Отделение кадров.
- Какой вопрос, конечно же, можно, - услышала довольный, восторженный голос «кадровика».
Я прекрасно понимала и то, если бы я не осталась еще на месяц, ему пришлось бы искать и уговаривать другого человека. А кто же захочет? И я осталась довольной, что все так быстро разрешилось. Да и девчата уговаривали меня:
- Оставайся, Эля, видишь, неплохо ты заработала. Даст Бог, в другом месяце тоже все хорошо будет.
- Конечно, девчата, остаюсь еще на месяц с вами.
- Надо обмыть это дело, пропела своим тоненьким голоском помощник бригадира Надя.
- Конечно, обмоем в обед в столовой, чаем, - сказала и пошла работать.
 
    Проработав еще и второй месяц на стройке, вернулась на постоянное место работы. Но на следующий же день меня вновь вызвал Зав. кадрами и с порога:
- Эля, а не хотели бы вы еще на один месяц в командировку туда же? А то, понимаете ли, у нас не хватает кадров, а вы уже там поработали, работу знаете, - растягивая каждое свое слово, продолжал он кривить душой.
Я все прекрасно понимала. Но также понимала и то, что мне нельзя было отказываться, хотя уже приближалась осень, а вместе и холода. Но безвыходность моего положения не позволяла мне отказываться. А Зав.кадрами наглым образом пользовался этим.
- Если это необходимо для нашего предприятия, - словно, не замечая его лживые доводы, - то пойду, конечно, еще на месяц.
- Да, да, это нужно для предприятия, - подхватил он, понимая, что уже меня уговорил.

     Весело мурлыча себе под нос, усердно докрашивала строй отопительных секций на одном из этажей. Внимательно посмотрев, осталась довольной работой и уже весело пропела несколько строк одной из своих любимых песен. И тут же за спиной услышала:
- А эта девчонка все время поёт. Я обернулась на голос и увидела Николая Федоровича в окружении его свиты. От неожиданности, кажется, покраснела до самых пяток. Мне стало так неудобно, что он и вся его свита, стали свидетелем моих «музыкальных способностей».
"С чего это он взял, что я все время пою? Насколько помню, никогда больше не попадала в его поле зрения после всех своих мытарств. Странно все-таки это", - подумала и, извинившись, поспешила ускользнуть из общего круга внимания. 

     Добродетелей и злопыхателей всегда и везде хватало. «Опекунство» Николая Федоровича надо мной, многим, похоже, не давало покоя. А злых языков еще больше подстегивало придумывать разного рода небылицы в его адрес и, естественно, меня. Намного позже стало известно, что он и сам был из многодетной семьи. Не по рассказам знал все тяготы и лишения тяжелой жизни. Те же недоедания, ту же нехватку средств на все первое необходимое в семье – детям. Сам пробивался по жизни, не надеясь ни на кого, поступил в институт, окончил, двигался по карьерной лестнице. А во мне, похоже, он просто увидел «родственную» душу, которая тоже пробивалась по жизни самостоятельно. Позже мы стали просто очень хорошими друзьями с ним и не более.
     Я должна сказать, что есть на Руси истинные, добрые, отзывчивые люди, готовые прийти на помощь, подставив свое крепкое плечо, даже совершенно незнакомому или же малознакомому человеку, какой являлась я тогда, когда обратилась к нему за помощью. Не требуя взамен никакой платы, подал мне руку помощи в самый критически тяжелый момент моей жизни. Дай-то, Бог, ему крепкого здоровья на долгие, долгие года.

      Не прошли даром, проведенные три месяца работы на стройке. Наступили осенние дни, в здании, где работала наша бригада отделочников, оконные проемы еще были пустыми, не застекленными. Сквозняки гуляли во всю ивановскую, а мы работали налегке, чтобы легче было прыгать со стремянки на «леса». И я, после окончания трехмесячной «ссылки» на стройку, загремела в больницу с воспалением почек.

     Но, нет худа без добра, в палате, рядом со мной стояла кровать преподавателя из нашего городского техникума. Мы с ней разговорились и я поведала о том, что планирую поступать пока в техникум.
- Тогда давай, Эленька, повторим математику.
- Я готова, попробую вспомнить. 
- А вот это правило, а это….
     Что-то сразу вспоминалось, а что-то и не совсем. Все-таки прошло более двенадцати лет, как окончила школу. Но мы все повторяли и повторяли, без всякого учебника и записей, просто так, по памяти.

     А выйдя из больницы, сразу отнесла документы в приемную комиссию техникума. И на следующий же день, взяла на работе отпуск «за свой счет» и начались двухнедельные занятия на подготовительных курсах. И сразу же по завершению - вступительные экзамены. Я сдала все экзамены и благополучно прошла по конкурсу. Учиться пришлось заочно. Других вариантов у меня просто не было.

     Моей дочери летом исполнилось всего три годика. Она очень часто болела. Если один день сходила в садик, неделю болела. Моему начальнику это очень не нравилось, а больше – его жене. Она, почему-то так невзлюбила меня, что просто было дико. Я ничего не могла понять. По сути, её практически даже не знала, знала только то, что она жена моего начальника. Да и она меня никогда раньше не видела и тоже не знала. Наши пути нигде не могли пересекаться, в эти края меня привез муж, затем короткое замужество и вот, моя нынешняя жизнь. Но где бы ни шла, она везде следила за мной, а увидев, не дай Бог, как разговаривает со мной кто-то из мужчин - сотрудников, начинала буквально тут же орать, что она жене его расскажет, что я, такая - сякая красавица, и так далее. Она распускала разного рода сплетни обо мне. Я не понимала, что ей такого плохого сделала? А может она просто напросто ревновала своего мужа ко мне и настраивала его против меня? Но это же глупо. Частенько приходилось отказываться от больничных листков, по причине того, что по больничному листку платили очень маленькие еще проценты, да и давали их только на три дня, а остальные дни лечения на дому - по неоплачиваемой справке.
А когда началась очередная учебная сессия в техникуме и занятия проходили в основном вечернее время, ребенка совсем не с кем было оставлять, тогда Нина Ивановна - главный врач из детской поликлиники предложила положить мою дочь в больницу.
- Эля, ты не переживай, за одно ее подлечим и будет она под присмотром, пока ты закончишь сессию. Будешь её проведывать, до или после занятия.
- Спасибо Вам, Нина Ивановна, огромное спасибо. При каждой возможности буду навещать её.
- Вот и славненько, значит завтра же госпитализируем её.
     Обследование показало, что у нее был пелионефрит. Нина Ивановна хлопотала над ней, как за собственным ребенком и усилиями медперсонала мою дочь поставили на ноги.
     Прошло очень много лет с тех пор, но я до сих пор с благодарностью и с теплом вспоминаю эту удивительную, красивую женщину, врача от Бога. Дай-то, Бог, ей самой крепкого здоровья на долгие, долгие года.

     Вторая причина - недовольство и возмущение моего начальника службы были связаны с его обвинением, что не хочу работать, что фиктивные справки о болезни ребенка приношу. И кидал их мне в лицо. Истерично выкрикивал, что такая работница ему не нужна. И мне приходилось оставлять трехлетнего ребенка дома одного и уходить на работу. Надеяться было не на кого, и я старалась работать, зарабатывать на жизнь сама. Благо, предприятие находилось рядом с нашим домом. Но, мой начальник не отпускал даже на пять минут, чтобы проведать малышку.
     Однажды, уловив момент, прибежала посмотреть, как она там одна. Уже открыв дверь в коридор, почувствовала разного рода запахи - духами, йодом и еще чем-то, непонятным. Я поискала по квартире, но нигде ничего не разлито. В коридоре, под железной полкой, заменяющей мне стол, стояло ведро с питьевой водой. Решила проверить, подняла крышку, а там… . Моя малышка решила сделать маме много духов и лака для ногтей. Она вылила в десятилитровое ведро с водой единственный флакон лака для ногтей, йод, зеленку и, тоже единственный, маленький флакончик моих духов. И все перемешала.
(продолжение в рассказе 40 "Аэропорт")
(снимок из просторов интернета)