Забастовка

Павел Патлусов
                ЗАБАСТОВКА
    Третий класс Петька уже проходил в новой школе,
расположенной непосредственно в Шутёме. Нет её не выстроили
вновь, а отдали под школу финский домик на четыре квартиры.
С этих пор мальчику не нужно было ходить в школу
по железной дороге, а главное осенью и весной пересекать
автомобильную дорогу на нижний склад. Там. в грязи, ученики
часто оставляли свои сапоги. Многие ходили в школу с досками,
которые бросали на топкую грязь дороги, чтобы перебраться на
железную дорогу.
   Обучение в школе проходило в две смены. Петька к этому времени
уже хорошо читал и брал книги в местной библиотеке, которую
организовали на месте бывшей школы, в Засколке. Периодически
мальчику приходилось ходить по знакомому маршруту. Электричество
в посёлке отключали в одиннадцать часов. вечера.
Книги с захватывающим сюжетом Петька читал на печке при свете
керосиновой лампы.
    По всем предметам Петя успевал прилично, опережая даже не-
которых девочек - отличниц. Даже по пению у него была пятёрка,
хотя полностью отсутствовал музыкальный слух. Вероятно это
произошло по причине повреждения правого уха в результате зо-
лотухи. Меломанов в середине пятидесятых годов прошлого века
в селе не было. Не отличался изысканным музыкальным вкусом
и Пётр Романович. Каждую неделю на уроках пения у него пели
единственную песню "Варяг". Здесь главное: надо петь громко и
мужественно. Девчонкам песня не нравилась, но кто учитывал их
вкусы.  И вот в небольшом помещении школы звучит яростная
песня:
                Наверх вы, товарищи! Все по местам!
                Последний парад наступает.
                Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг"
                Пощады никто не желает.
    В этой песня Петька чувствовал свою силу и гордость настоящего
мужчины. Она звала к настоящему геройскому поступку, о котором




мальчик мечтал, читая книги на печке. Ему казалось, что с этой
песней в жизни можно преодолеть все трудности.
    Но после третьей четверти неожиданно от них ушел Петр Рома-
нович; его назначили обучать другой класс. Вместо него к ним
пришла женщина Прасковья Ивановна. Петьке это пришлось не
по душе. Отношение к женщине, как раньше повсеместно называли:
бабой, у Петьки уже выработалось. Учиться у неё не было желания.
а главное у неё на уроках пения была другая песня, которую нужно
было петь совсем иначе. Эта песня называлась: " У дороги чибис".
       У дороги чибис, у дороги чибис.
       Он кричит, волнуется чудак.
       "Ах, скажите, чьи вы, чьи вы, и зачем идёте вы сюда?"
       Не кричи крылатый, не тревожься зря ты...
       Мы твоих не тронем чибисят.
    Эта песня не трогала сердце мальчика и он решился на кроки к
этой женщине не ходить. Все ученики утром направлялись в школу,
а Петька прямым ходом шёл на Афонину гору, где в одиночестве
молча жег костёр. Там он от души пел песню "Варяг".
    Через три дня, вечером к ним неожиданно, - впрочем здесь нет
случайности,- к ним пришла Прасковья Ивановна. Петька сидел
на печке. Она спросила у родителей: почему Петя не посещает
в школу?
     Отец с матерью молча переглянулись. - А он каждое утро ухо-
дит в школу...
     - И не доходит,- добавили Прасковья Ивановна.
     - Ну, Петя, объясни нам где ты прохлаждаешься вместо школы?
- подходя к печке спросил Марк Иванович.
    - Ды-к я на Афониной горе.
    - И что ты там делал?
     - Костёр жег.
     - Почему в школу решил не ходить,?- продолжал наседать отец,



вынимая из брюк ремень.
     - Вот детей наказывать таким образом не нужно!- встала между
печью и отцом Прасковья Ивановна.- Надо спросить в чём причина
его такого отношения к школе.
    Этот поступок учительницы Петьке явно понравился.- А она
ничего "баба" - подумал он.
    - Хочу учиться у Петра Романовича и петь с ним настоящие
песни.
    -  Он конечно бы продолжил работу с классом, но попала в боль-
ницу Анчугова.... Ему по обстоятельствам пришлось взять более
важный первый класс,- пояснила суть вопроса новая учительница.
     - Ну, Петька, готов снова идти в первый класс, к Петру Романо-
вичу?- строго спросил отец.- Там снова будешь петь любимую
песню.
    - Нет. Я не хочу в первый класс.
    - Пойдешь завтра в школу?
    - Пойду.
    В этой четверти Петька по пению впервые получил тройку. И
только по прошествии многих лет он понял: их с Петром Романови-
чем объединяло полное отсутствие музыкального слуха. И ещё,
не менее важно: Петька устроил в Шутёме первую забастовку, хотя
у неё и были ложные и не реальные цели.