Выставки, посвящённые творчеству Высоцкого

Валерий Таиров
***воспоминания о выставках Клуба любителей творчества Владимира Высоцкого в городе на Неве, страницы из истории клуба песни «Восток» и написания иллюстраций и картин, посвящённых Владимиру Высоцкому.

17 июля 1988 года в Ленинграде Доме Культуры Ленинградского оптико-механического объединения имени В.И.Ленина «Прогресс» (улица Михайлова, дом 11) открылась выставка «Светлой памяти Владимира Высоцкого». Эта выставка художественных работ была организована Ленинградским Клубом любителей песенной поэзии Владимира Высоцкого. Организаторами клуба были Виталий Жуков и Владимир Румянцев. В организации выставки активно участвовали любители авторской песни клуба «Восток».
Здесь следует сделать небольшое отступление.

В начале 60-х годов ХХ века во время «хрущёвской оттепели» в Ленинграде возникло молодёжное кафе «Восток», открытое 23 декабря 1961 года на улице Правды, 10, в помещении Дворца Культуры работников пищевой промышленности. В честь запуска  первого космонавта Юрия Гагарина в космос на корабле «Восток» было названо это кафе. В «Востоке» собиралась, в основном, студенческая и туристско-альпинистская аудитория, что и определило песенную направленность «Востока»: Клуб песни.

 4 марта 1963 года впервые весь вечер был отдан авторской песне. Перед собравшимися пели авторы-исполнители Евгений Клячкин, Владимир Лосев и Борис Полоскин. А организовала эту встречу член Совета кафе Вера Бордюк. Вскоре небольшое помещение уже не смогло вместить всех желающих услышать звучавшие в нем песни. И концерты были перенесены в Малый зал ДК работников пищевой промышленности - первый из концертов состоялся 2 марта 1964 года. В нём приняли участие исполнители авторских песен Евгений Клячкин, Борис Полоскин, Владимир Лосев и Александр Лобановский. К этому времени в кафе «Восток» сложился коллектив единомышленников, впоследствии составивший актив одноименного клуба.

  «Восток» стал приглашать на свои вечера авторов-исполнителей из других городов Союза. Из истории клуба:
 «...В начале 1965 года под эгидой обкома комсомола был организован смотр-конкурс авторской песни. После ряда отборочных концертов 25 мая 1965 года в ДК имени С. М. Кирова прошел заключительный концерт, в котором приняли участие и стали лауреатами ныне известные авторы Валентин Вихорев, Александр Генкин, Валентин Глазанов, Александр Городницкий, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Борис Полоскин, Вячеслав Цветков...
 ...Тогда и возник вопрос об организации регулярных абонементных концертов. Обком комсомола одобрил инициативу, но поставил условие, что авторской песне на этих концертах будет отдано одно из отделений, а в другом будут принимать участие профессиональные композиторы и поэты.
 
Первый абонементный концерт под девизом «Молодость, песня, гитара» в большом зале ДК состоялся 20 октября 1965 года.  Это был первый абонементный концерт авторской песни в СССР. Вёл этот концерт музыковед Владимир Фрумкин. В первом отделении были представлены композитор Андрей Петров (с солистами и эстрадным оркестром) и поэт Лев Куклин. Во втором отделении свои песни исполнили ленинградец Евгений Клячкин и москвич Александр Дулов.
В концертах первого абонементного сезона к музыковеду Владимиру Фрумкину в качестве соведущего присоединился сотрудник Пушкинского дома (а позднее — доктор филологических наук) Юрий Андреев. Далее на протяжении ряда лет ведущими абонементных концертов клуба «Восток» были Ирина Костриц, Борис Полоскин, Александр Городницкий, Михаил Кане, Ирина Ермолова, Альфред Тальковский, Юлий Брудный, Михаил Басс.

В первом сезоне на сцене «Востока» выступили профессиональные композиторы Ю.Зарицкий, А.Колкер, А.Петров, Я.Френкель и, как тогда говорили, самодеятельные авторы Ю.Визбор, В.Вихорев, А.Генкин, В.Глазанов, А.Городницкий, А.Дулов, Е.Клячкин, Ю.Колесников, Ю.Кукин, С.Никитин, Б.Полоскин, В.Сачковский, А.Якушева, а также профессиональные и непрофессиональные исполнители. В дальнейшем на концертах стали регулярно появляться известные поэты Л.Ошанин, Л.Куклин, Г.Горбовский, О.Тарутин, М.Борисова, К.Ваншенкин, Н.Королева, Н.Слепакова, В.Соснора, Д.Сухарев, Л.Гаврилов, так что абонемент поменял свой девиз–название и стал называться «Молодость, песня, стихи, гитара».

  Начиная со второго сезона, в абонементных концертах звучала только авторская песня, профессиональные композиторы перестали принимать участие в концертах. Концерты авторской песни в клубе «Восток» имели одну особенность: они проходили в виде дискуссий. В конце каждого отделения концерта ведущие вступали в диалог с залом, либо отвечая на записки, либо вызывая желающих высказаться к микрофону.  Абонементные концерты были очень популярны и продолжались многие годы: 28 сезонов, 213 концертов, последний состоялся 30 мая 1993 года. Без доброй воли и горячего участия директора ДК Александра Павловича Ландау и заведующей массовым отделом Валентины Семеновны Войналович они были бы невозможны.
 
...Владимир Высоцкий был приглашён к участию в 13-м абонементном концерте, который состоялся 18 января 1967 г.  Считается, что это первое его публичное выступление. Он много раз бывал в Клубе и фрагмент его выступления с песней «Парус» вошел в фильм Станислава Чаплина «Срочно требуется песня», снятый на киностудии «Леннаучфильм»...»
 
  Ленинградский Клуб любителей песенной поэзии Владимира Высоцкого, созданный через много лет после этого события территориально находился в Ленинграде при Клубе Песни «Восток», в том же здании - в ДК работников пищевой промышленности (улица Правды, дом 10).

Любители песенной поэзии и творчества Владимира Высоцкого почти каждую неделю собирались в ДК, обсуждали различные события связанные с сохранением памяти о Поэте, с изучением и  изданием его стихов, с созданием в разных городах страны памятников Поэту, пели под гитару его песни, устраивали концерты... Мне запомнились многие активисты Клуба: Владимир Румянцев, Александр Киселенко, Николай Коновалов, Виктория Чичерина, Татьяна Старицына, Заир Рудер, Любовь Медведева, Виталий Жуков, Нина Романова, Алла Левитан,  Ольга Воронова, Борис Чак, Михаил Перов, Владимир Ульяновский, Юрий Куликов и другие.
Память недетская стала – фамилии, имена многих забылись в ежедневно-ежегодной текучке – если кто-то сможет вспомнить ещё кого-то - можно и добавить в этот список. Пишите.
Частыми гостями в Клубе были поэты и музыканты, писатели и артисты.

Всего в Клубе в разные годы было не менее 200 человек, это были совершенно разные люди – разных возрастов (от16 лет до 50 и старше) и разных профессий. Объединяло их одно – любовь к творчеству Владимира Высоцкого! В Клуб в те годы часто заглядывали авторы-исполнители своих песен Александр Генкин, Борис Полоскин, Михаил Кане, Альфред Тальковский, Кирилл Ривель...

Некоторые представители Клуба ездили не менее 2 раз в году в Москву – обычно на 25 января и 25 июля – для посещения памятника Высоцкому на Ваганьково и Театра на Таганке. «Два раза в год – в день рождения и в день смерти – мы старательно теребим память, пытаясь вспомнить ТЕ чувства, ТУ свободу, ТО настроение, о которых пел Владимир Высоцкий...» - так написала в 2014 году Нина Роженко Верба, один из авторов сайта Проза.ру.
.
В период с 17 июля по 7 августа 1988 года в Ленинграде Доме Культуры «Прогресс» (улица Михайлова, дом 11) Ленинградским Клуб любителей песенной поэзии Владимира Высоцкого была проведена выставка с названием «Светлой памяти Владимира Высоцкого».
На выставке были представлены книги, картины, иллюстрации, рукописи, фотографии различных авторов, связанные с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого, с его песнями, поэзией, ролями в театре и кино. Было много интересных фотографий. Выставка вызвала большой интерес. Мне удалось подготовить к этой выставке несколько иллюстраций, в том числе картину-иллюстрацию к песням, спетым Высоцким в фильме «Вертикаль».
 
Для меня выставка была интересна и тем, что в период работы выставки удалось прочитать в русском переводе книгу Марины Влади «Владимир или прерванный полёт», вышедшей в 1987 году во Франции. Книгу эту перевела с французского на русский Нина Кулакова. Вот как она рассказывает об этом в своей книге «Дневник репатриантки»: «...Мне эту книгу прислала моя лучшая французская подруга Надежда Нойтаки на 15 день после выхода книги во Франции, зная моё страстное увлечение. Я прочитала книгу за одну ночь, а на другой день начала её переводить, чтобы познакомить маму и сына, которые тоже полюбили песни Высоцкого, особенно его военный цикл. Меньше, чем через месяц, перевод был готов. Я поделилась своими впечатлениями с Машинописные копии быстро стали распространяться, о чём я не подозревала...».

***

К тому времени уже много известных художников попробовало проиллюстрировать стихи и песни Владимира Высоцкого.
Прежде всего, это, конечно, Михаил Шемякин, который ещё в период 1972 – 1980 годов сделал иллюстрации к стихам и песням Высоцкого «В одной державе с населением», «Гербарий», «Побег на рывок», «Смотрины», «Разговор с палачом», «История болезни». Все эти иллюстрации М. Шемякина включены в изданный в 1988 году в Нью-Йорке  издательством «APOLLON FOUNDATION» альбом иллюстраций песен Владимира Высоцкого.

 А в 1985 году Эрнст Неизвестный выполнил карандашный «Двойной портрет Высоцкого и Шемякина»...

Видел ли Владимир Высоцкий при жизни иллюстрации своих произведений каких либо художников – графику, живопись, плакаты?  Михаилу Златковскому - издателю книг-сборников своих рисунков - "Стоп", "Homo Sapiens", "В тридевятом царстве", автору иллюстраций к книге стихов Владимира Высоцкого "Смотрины", удалось показать свои рисунки Высоцкому. Несмотря на ту популярность, которой обладал Владимир Высоцкий, на его концертах плакаты не использовались, так как на них требовалось специальное разрешение. Однако несколько плакатов было все-таки создано специально для поэта. Их нарисовал хорошо знакомый с ним художник-график Михаил Златковский.


В 1978 году, заметив, как сильно поэт переживает отсутствие официального признания, в частности из-за отсутствия плакатов, Златковский начал рисовать их для него.
Рассказывают, что восхищаясь творчеством Высоцкого, Златковский мечтал показать свои произведения любимому певцу и поэту. Однажды он позвонил в квартиру кумиру, и дверь ему открыл сам Владимир Семенович, сразу сказав "Заходи!"...
 Высоцкий с большим интересом ознакомился с творчеством художника. Рассматривая рисунки, он часто сравнивал их с текстами своих песен. Посмотрев на рисунок "Знамя-лабиринт", поэт даже сказал, что сам думал писать на эту тему, но в картине и так все сказано.

Конечно, в вопросах творчества у Высоцкого и Златковского иногда случались и разногласия. На некоторые плакаты Владимир Семенович обижался. Когда художник принес для поэта плакат, на котором рука сжала сердце-динамометр, он спросил: почему стрелка доходит лишь до четырех, и неужели, по мнению Златковского, Высоцкий не выжимается на пять. Когда же Михаил Михайлович ответил, что для него "пять" принадлежит только Богу, гениальный актер и поэт пошутил и сказал: - "А я что, не Бог, что ли?".

Через полгода после смерти Высоцкого, художник развесил плакаты в фойе театра на Таганке, будучи уверенным, что на это есть разрешение министерства по культуре. Но плакаты то ли сорвали, то ли сняли. Полгода они находились в кабинете директора театра, откуда они стали исчезать. Все уцелевшие плакаты Михаил Златковский передал в музей поэта.
 
     Позже - в 1990 году на основе серии плакатов к творчеству Владимира Высоцкого и серии графики "Homo Sapiens" Михаилом Златковским был оформлен двухтомник Поэта в издательстве "Художественная Литература." Двухтомник поэта переиздавался десять раз общим тиражом миллион экземпляров. Ироничность, ассоциативность, парадоксальность, метафоричность – эти принципы наиболее ярко присутствуют в творчестве Михаила Златковского.

***

В 2010 году один из авторов сайта Проза.ру Тамара Свинцова  рассказала о том, как создавался портрет Высоцкого    - художником Шиловым:
 - «...Я люблю живопись Шилова. Запомнилась история создания портрета Владимира Высоцкого, рассказанная самим портретистом. Вскоре после кончины певца, к Шилову обратилась мать Владимира Семёновича с просьбой написать его портрет. Пришлось ей отказать, так как художник всегда пишет только с натуры. Шилову это важно, так как общение с моделью дает очень многое. Потому - то его портреты так информативны. Всегда целая биография, как в лице, позе, интерьере, так и в красках одежды и фоне. В те годы, запрета вольнодумства, пресловутого "преклонения перед Западом", не очень было известно о творчестве Высоцкого. Хотя  его голос с хрипотцой звучал почти из каждого окна. Но самодельные записи были далеки от совершенства. Шумы и помехи заглушали текст песен.
Однажды Шилов ехал в машине и по радио услышал "Кони привередливые", одну из самых страстных, потрясающе эмоциональных, к тому же звучащих после ухода поэта песен. Впечатление было шоковое! Художник не мог успокоиться и позвонил матери поэта, решил попробовать выполнить просьбу.  Для этого попросил вещи Владимира, которые он носил чаще всего. К тому же в гостях у друзей ему показали фотографию Высоцкого, одну из последних.
Это было фото с печатью смерти на лице, лицо больного человека. Мать принесла красную рубашку и кожаный черный пиджак. Началась работа ...  Я видела эту картину. Да, это Высоцкий, но одновременно ОБРАЗ, как бы человек уже не с нами...Цвета одежды - траурные (красная рубашка и черный пиджак) Лицо с ТАКИМ трагизмом в глазах! Вселенской скорби! По заднему плану несётся тройка лошадей, тоже неземных, парящих над землей. Как миф, легенда! И ветер, ветер, который изображают тонкие голые, без листвы, наклонённые ветви деревьев на заднем плане. Простояла я у картины долго...».

И в нашем «Клубе любителей» было несколько человек, которые попытались иллюстрировать песни Высоцкого. А ведь как это сложно оказалось делать!!!...

***

На стенах в экспозиции выставок, а также в книгах и журналах рядом с текстом рассказа, стихотворения или текста песни посетители выставок видят  рисунки-иллюстрации художников. Иллюстрации могут и должны помочь зрителю, читателю понять, что сказано в тексте, сделать текст наглядным. Художник создает зрительно воспринимаемый целостный образ, в котором стремится отразить не только события, описанные в тексте стихотворения или песни, но и передать на языке графического искусства мысли автора стиха (песни) мысли и свои чувства, вызываемые  литературным  произведением. И это может быть изначально задумано художником-иллюстратором в определённой пропорции.

Иллюстрация является и произведением  графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию  самого  стихотворения, прозы, литературного   произведения Художник-иллюстратор – это ведь и толкователь  литературного   произведения , он может спорить с автором, предлагать свой, совсем неожиданный вариант истолкования! (Пробовать ли спорить с Высоцким?!!)

Иллюстрации являются истолкованием  литературного   произведения  художественными средствами книжной графики и могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющим текст, либо  изображением, почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим (!) текст.  Поэтому при иллюстрировании песен и стихов Высоцкого очень важно, как художник-иллюстратор понимает то, что  хотел автор стихов  выразить в своих строках...
А ведь часто и зритель- читатель тоже имеет только своё мнение  о толковании текста. И успех иллюстрации в глазах смотрящего на неё зрителя во многом зависит от совпадения восприятия творчества Поэта Владимира Высоцкого художником-иллюстратором и самим зрителем-читателем.

У Высоцкого громадное количество текстов, сюжетов, героев, которые очень хочется иллюстрировать. А у каждого художника-иллюстратора – свой “почерк художника” - особенности индивидуального стиля (свои принципы композиции, свои свет и цвет, пластика, линия, техника исполнения и др.).

Мне кажется иллюстратор должен любить и понимать творчество того поэта и писателя, кого иллюстрирует.

Общение Высоцкого и Шемякина продолжалось чуть больше пяти лет.  Владимир Высоцкий встречался с Шемякиным во время своих визитов во Францию. Их общение и взаимодействие стало продуктивным для обоих художников, они прекрасно понимали друг друга...

 В  декабря 2014 года в Калуге прошла выставка иллюстраций Шемякина к песням Высоцкого. Язык этих произведений – иносказательный, с изобилием символов, но доступный для большого круга зрителей. «Практически все иллюстрации имеют гротескный иронический характер, потому что Высоцкий сам говорил, что нельзя себя воспринимать реалистично без юмора, и Шемякин по этой традиции также исполнил эти работы», — рассказала заведующая выставочным центром музея изобразительных искусств Алина Фасоль. Иллюстрации к песням художник распределил по темам – циклам, среди которых «Судьба», «Алкоголь», «Охота на Волков» и другие.
Каждый цикл представляет свою проблематику – свобода и моральное рабство, лицемерие и прямота, вера и раздвоение личности. Песни «Мой черный человек»,  «Баллада о брошенном корабле» и множество других, воплотились в изображения, но продолжают ставить перед зрителями те же вечные вопросы, которые Высоцкий когда-то задавал в песнях своей стране.

***

Ленинградский Клуб любителей песенной поэзии Владимира Высоцкого (Петербургский Клуб любителей творчества Владимира Высоцкого) в Петербурге практически каждый год в период с 1988-го по 1997-й год организовывал выставки (в ДК «Прогресс» и на других площадках), посвящённые поэту, актёру и автору-исполнителю.
Сейчас сложно вспомнить, увидеть разве что на случайно сохранившихся фотографиях, какие же картины и иллюстрации там были.
Более точно у меня сохранились лишь данные о своих картинах, представленных на наших выставках в Петербурге : в 1988 году (в помещении на Невском проспекте, дом 20), в 1999 году (в издательстве «Лицей» на Фонтанке), в июле 2009 года в ДК им Горького  (возле ст. метро Нарвская), в августе 2010 года (в библиотеке Ленинский проспект дом 92), в январе 2013 года,   
Вот, например, перечень  картин на выставке 25 июля 2010 года «30 лет памяти о Высоцком»:
1. Из пены набежавшего потока (иллюстрация к «Баллада о любви» В.В.»)
2. Погоня (илл. к «Погоня», «Чу жой дом», «Райские яблоки» и «Кони привередливые» В.В.)
3. Баллада о брошенном корабле (илл. к «Баллада о брошенном корабле» В.В.)
4. В синем небе, колокольнями проколотом (Илл. к «Купола» В.В.)
5. Певец у микрофона (Илл. к «Певец у микрофона» В.В.)
6  Письмо в редакцию (Илл. к «Письмо в редакцию» В.В.)
7. Порвали парус (Илл. к «Парус» В.В.)
8. И рассказать бы Гоголю (Илл. к «Сказал себе я: - Брось писать!» В.В.)
9. Вертикаль (Илл. к «Песня о друге» и др. песням В.В. из к/ф «Вертикаль»)
10. Спасите наши души (Илл. к «Спасите наши души» В.В.)
11. Я вам расскажу про то, что будет (Илл. к «Я вам расскажу про то, что будет…В.В.)
12. Лукоморья больше нет (илл. к «Лукоморья больше нет» В.В.)
13.  Алиса в стране чудес (илл. к циклу стихотворений и песен В.В «Алиса в стране чудес»,
14. В Ленинграде-городе (илл. к «В Ленинграде-городе» В.В)
15. Графика: иллюстрации к стихам и песням В.Высоцкого: «Баллада о гипсе», «Истома ящерицей ползает в костях», «Маски», «Холода», «Песня о судьбе», «Чуть помедленнее кони», «А рядом случаи летают», «Кассандра», «На братских могилах».

На выставке посетителям была представлена и новая книга 2010 года «Место встречи» (издательство «Нестор-История» СПБ), посвящённая творчеству Владимира Высоцкого. В эту книгу включено много моих книжных иллюстраций к песням Высоцкого – более 30 рисунков в технике «графика – тушь – бумага».
Ранее, в 1995 году удалось выпустить книгу «На переправе» (издательство «Сирин», СПб), в которой размещено около сотни иллюстраций. В книге «Ай да Высоцкий» (издательство «Астерион», 2005 г., СПб) - также около сотни своих книжных иллюстраций. В альбоме иллюстраций «Кисть любит песню. Иллюстрации песен и стихов Владимира Высоцкого» (издательство «Знакъ» СПб, 2013 г.) размещено около 40 моих иллюстраций.
Большинство крупных картин в технике холст-масло было представлено мной на выставке в 1988 году в выставочном помещении на Невском проспекте, дом 20 («Канатчикова дача», «Кони привередливые» и другие). Картины «разбегаются» быстро – многие из них теперь – в частных коллекциях.

***

В период с 1981 по 1990 год были написаны живописные работы, посвящённые Владимиру Высоцкому, известными художниками: В. Лукьянцом,  Ю. Метельским, А. Шиловым, В. Калмыковым, Б. Мессерером, И. Радоманом и Десподовым (Болгария). Из первых авторов графических работ по тематике песен Высоцкого можно кроме М. Шемякина вспомнить художников: М. Беломлинского, М. Златковского, М. Кагарова, А. Аникеева, В. Морозова, А. Сальникова, В. Чумакова, А. Шабанова, С. Абелина, Л. Леонова и других.

К 2016 году этих работ стало гораздо больше. Полный каталог живописных и графических работ художников, посвящённых творческому наследию Поэта кому-то ещё предстоит написать...

 Творческое наследие  Владимира Высоцкого способно ещё не раз вдохновить новых иллюстраторов, художников и скульпторов в будущем.  Сколько ещё его замечательных песен и стихов не отображено в живописи, графике, скульптуре?...

Если Вы прочитали эти строки, были на каких-либо выставках, посвящённых творчеству Владимира Высоцкого, в том числе  упомянутых здесь, - напишите о Ваших воспоминаниях и впечатлениях!
Напишите о своих впечатлениях от работ А. Шилова, М. Шемякина и других известных художников, связанных с творчеством Высоцкого.
Какие из работ Владимира Высоцкого Вы считаете необходимо отобразить на холсте и в графике в виде иллюстраций его песен и стихов?



• Рисунок - свой: картина "Кони привередливые" (холст, масло)