Кресты, оплаченные кровью

Валерий Ефимов
Рассказывать о событиях столетней давности невероятно сложно из-за отсутствия каких-либо источников, за исключением документов и старых фотографий, хранящихся в частных архивах, но нуждающихся в осмыслении и перепроверке сохранившихся данных.


 
Речь  об отдельных  событиях первой мировой войны, в которых приняло участие казачество Южного Урала, в том числе станицы Магнитной.
1 августа 1914 года германский посол  вручил российскому министру  иностранных дел Сазонову ноту, в которой говорилось, что Германия считает себя в состоянии войны с Россией. Накануне, 30 июня, царь подписал указ о всеобщей мобилизации. Так начиналась первая мировая война.
В действующую армию  ушли девять уральских казачьих полков. Всего в тот период Уральское войско насчитывало 166 тысяч казаков. Третьим по численности среди одиннадцати казачьих войск России считалось Оренбургское, объединявшее 533 тысячи казаков. На поле брани оренбуржцы выставили 18 конных полков, 47 сотен, девять батарей. Обладавшие хорошими боевыми качествами казачьи части Урала, как правило, направляли для выполнения наиболее сложных задач.
9 августа ушел из Оренбурга на фронт 7-й казачий полк. Четыре полка и две артиллерийских батареи  влились в состав Оренбургской казачьей дивизии под командованием генерал-лейтенанта Михаила Михеева. Действия казаков этой дивизии неоднократно отмечали в приказах Верховного главнокомандующего.
В августе 1914 года развернулось сражение в Восточной Пруссии. 2-й Оренбургский казачий полк в одном из боев попал в окружение, потерял половину своего состава, командира и, что особенно переживали казаки, полковое знамя. Здесь отличилась группа казаков во главе со старшим урядником Андреем  Прочанкиным. Казаки Петр Русанов, Андрей Ковешников, Феоктист Подтихов, Егор Щербинин, Иван Чернев и Александр Игнатенков сумели спасти знамя и 20 августа, прорвавшись через линию фронта, вернули святыню полку. Подвиг оренбургских казаков был отмечен Георгиевскими крестами 4-й степени. Атаман Сухомлинов  вручил семьям героев специальные небольшие иконы с благодарственной надписью.
В боях на территории Польши осенью 1914 года развернулись два крупнейших сражения: Варшавско-Иваногородское и Лодзинское. В них участвовали с обеих сторон до 800 тысяч человек. Отличились казаки 3-го  Уральско-Самарского казачьего полка, входившего в состав кавалерийской дивизии 5-го Оренбургского полка.
В боях 1915 года оренбургские казачьи полки выполняли функции корпусной конницы. Они вели разведку, обеспечивали связь, охрану штабов, участвовали в сражениях. Боевые действия оренбургских казаков высоко оценил генерал Брусилов. Три сотни казаков под командованием подъесаула Глебова нанесли поражение превосходящим силам австрийских войск,  обратили их в бегство.
В сражениях первой мировой войны четверо сыновей поселкового атамана Ф. Ефимова из станицы Магнитной стали офицерами, георгиевскими кавалерами. Старший сын - Константин - с начала войны призван в 16-й казачий полк. Свой первый Георгиевский крест он получил за удачную разведку 28 августа 1914 года у деревни Дембовице, где ночью обнаружил отступающую вражескую батарею.
2 сентября удалой вахмистр с  40 казаками стал преследовать неприятельскую пехоту. Под густым пулеметным огнем захватил семь пленных. Его храбрость оценена по достоинству: Ефимов отмечен  "Георгием" 3-й степени. Затем его наградили крестом 2-й степени за мужество, проявленное 7 сентября у города Мелец. Произведя разведку, смельчак подъехал к противнику на 100-150 шагов, определил его силы и вернулся к сотне. Когда под ним убили лошадь, Константин под свист пуль снял седло, повернулся к врагу и прокричал: "Не видать вам казачьего седла!"
Всю войну подхорунжий  находился на передовой, принимал участие во многих боях и разведках, получал ранения, лежал в лазаретах и госпиталях, снова возвращался в строй. К январю 1916 года на его груди светились золотом и серебром четыре Георгиевских креста, две Георгиевские медали и военная медаль, пожалованная бельгийским правительством.
Добрым казаком ушел на фронт  второй сын атамана Ефимова  -  Ефим. В составе  10-го Оренбургского полка  он не раз водил казаков в атаку. Лето 1915 года полк, в котором воевал Ефим,  провел в непрерывных боях, кавалерийских налетах и атаках. В 1917 году с лычками вахмистра, с тремя Георгиевскими крестами вернулся казак в родную станицу.
Лихим казаком, славящимся отменным сабельным ударом, смелым наездником слыл и третий брат - Михаил. На службу он ушел в 1912 году рядовым. Лычки старшего урядника, затем вахмистра казак Ефимов получил на германском фронте, заслужил четыре Георгиевских креста и две Георгиевских медали с надписью "За храбрость".
Четвертый из Ефимовых - Алексей - окончил Оренбургское юнкерское казачье училище, стал офицером. В 1916 году служил хорунжим в запасной оренбургской казачьей сотне.
Младший брат, Василий, работал учителем в  Магнитной, в войну был юнкером.
Служили Ефимовы, воевали, зарабатывали кресты и медали. Носили их, не пряча глаз. "Мы их честно заслужили, кровью…"  -  кажется, говорят они со старых фотографий….
В годы первой мировой войны  использовался опыт партизанской войны 1812 года в тылу врага. Осенью 1915 года на Юго-Западном фронте были сформированы одиннадцать партизанских отрядов общей численностью 1700 человек, которые действовали в районе Полесья. Один из них состоял из шести офицеров и 157 казаков Оренбургской казачьей дивизии.
Одна из главных целей партизанской борьбы - принуждение противника к отвлечению сил с фронта для охраны тыловых учреждений. Панику врага вызывали диверсионные вылазки партизан. К примеру, казаки 13-го Оренбургского полка Максютов, Трушкин, Лебедкин и Сероватов не только разрушили телеграфную линию, но и взорвали на протяжении версты железнодорожное полотно. Более месяца в тылу врага находился начальник штаба 2-й Туркестанской казачьей дивизии подполковник Б.  Шапошников, будущий маршал Советского Союза.
Главным событием 1916 года на фронте было наступление русских войск, получившее название Брусиловского прорыва, когда четыре русских армии перешли в наступление, и австро-венгерская армия потерпела крупное поражение. Здесь в боях отличились Уфимско-Самарский и 1-й Оренбургский казачьи полки.
Отметим, что казачьи части составляли большую часть русской кавалерии. В начале 1917 года в ее составе находилось почти 37 тысяч оренбургских казаков. На основе четырех полков была создана и 2-я  Оренбургская казачья дивизия под командованием генерал-майора  Л. Тимашева.
Фронт прочно был связан с тылом. Перед войной территория Уральского и Оренбургского казачьих войск представляла собой развитые в экономическом отношении районы. Казаки и крестьяне Урала относились к числу обеспеченных групп населения.
Однако война тяжело отразилась на положении казачьих семей. При возросшей дороговизне снаряжения купить обмундирование становилось непосильным казаку среднего достатка. И это  несмотря на то, что казна выдавала 100 рублей каждому, кто отправлялся в полк.
Материальное положение казачьих семей ухудшалось и в связи с сокращением аренды запасных войсковых земель. Это объяснялось, прежде всего, нехваткой рабочих рук. Продолжительная война надолго отвлекла от хозяйства наиболее здоровую часть казачества. Хозяйства приходили в упадок, усиливалась внутрисословная дифференциация.
Усложняло положение и заметное сокращение войскового капитала: ухудшались бытовые условия в казачьих казармах, питание в тыловых частях, качество обучения нижних чинов. Военные испытания тяжким грузом легли на казаков Урала. Поражения на фронтах, нарастающие экономические трудности, обострение внутриполитического положения приводили к росту недовольства в казачьей среде. До круговерти гражданской войны, разделившей казачество, на "красных" и "белых", оставалось чуть больше года…