Мрачные тени

Мария Коледина
Так получилось, что мне на глаза попалось творение Тима Бертона четырехлетней давности «Мрачные тени», козыряющее целой плеядой хороших и талантливых актеров во главе с неизменным Джонни Деппом. Но просмотр этой картины не принес мне ничего, кроме головной боли и ошеломленно-удрученного вопроса: «Что это было?».

Итак, обо всем по порядку. Действие фильма начинается где-то в 1760-х годах с переезда семьи Коллинз из Ливерпуля на активно осваиваемый североамериканский континент, а именно – в штат Мэн. За этим следует открытие собственного бизнеса, связанного с ловлей рыбы, постройка шикарнейшего особняка и, вдобавок ко всему, основание городка под названием Коллинспрот. Вроде бы жизнь удалась. Но нет. Барнабасу Коллинзу, молодому наследнику удачливого предпринимателя, не повезло вызвать гнев самой настоящей ведьмы. На самом деле это была обыкновенная дерзкая девица по имени Анжелика, которая без памяти влюбилась в молодого аристократа, но поскольку тот не пожелал ответить ей взаимностью, решила жестоко его проучить. И месть ее оказалась поистине страшна. Сначала она погубила его родителей, потом уничтожила возлюбленную и, наконец, превратила самого героя в вампира. Но и этого ей показалось мало. Не без помощи сознательных граждан Коллинспорта она схватила Барнабаса, уложила в гроб, перевязала его для верности цепями и закопала в землю где-то глубоко в лесу. И вот в 1972 году вконец исстрадавшийся Барнабас вырывается на свободу для того, чтобы встретиться  с немногочисленными потомками Коллинзов, воссоединиться со своей старой-новой любовью и отвоевать Коллинспорт у все той же ведьмы Анжелики, которая на поверку тоже оказалась бессмертной.

Вроде бы начало многообещающее. Особенно если учесть, что идея для фильма была взята не с потолка, а позаимствована у старого американского сериала, и весьма успешного, судя по 1225 отснятым сериям. К сожалению, не могу сказать, насколько плох или хорош был сам сериал, но его полнометражная версия получилась из рук вон плохо. Во-первых, сюжет. Если, исходя из многообещающего начала, вы делаете вывод, что Барнабас Коллинз будет отважно бороться со своей давнишней соперницей в попытке спасти город от ее пагубного влияния и восстановить тем самым былое величие своей семьи, то глубоко ошибаетесь. На самом деле, род его деятельности с трудом поддается идентификации – он то пытается возродить семейный бизнес, то помогает отдельным членам семьи окончательно не пасть духом, то пытается самостоятельно снять с себя злые чары, то размышляет о вопросах любви и смерти. Но это далеко не все. Персонажи в этом фильме тоже ведут себя весьма удивительно. Начнем с того, что доктор Хоффман, в исполнении Хелены Бонем Картер, непонятно зачем вообще введена в сюжет. Мало того, что это персонаж сомнительной важности для фильма, так он еще и большую часть своей экранной жизни проводит в страданиях от сурового похмелья. Роджер Коллинз, в исполнении Джонни Ли Миллера, веселый вдовец и безответственный папаша, вообще не несет никакой смысловой нагрузки. И ладно если бы его бессмысленное существование завершилось каким-нибудь наглядно-показательным образом. Но нет – он просто уезжает, оставляя на произвол судьбы своего очаровательного и ранимого сына. Ну а Виктория Винтерз, с которой собственно и начинается основная часть фильма и которая усиленно позиционируется как главная героиня,  исчезает сразу же после своего блистательного появления, чтобы потом всплыть – и в прямом, и переносном смысле – в самом конце. То есть она вроде как бы есть, и вроде как бы нет.

Второе, это актеры. Образ Джека Воробья погубил весь актерский талант Джонни Деппа, и это следует признать как свершившийся факт. Колоритный грим Барнабаса Коллинза скрыл более тонкую актерскую игру (если она, конечно, была), оставив те же самые гримасы и ужимки, которые мы прекрасно знаем по «Пиратам Карибского Моря». А подергивание длинными пальцами перед камерой уже даже не смешит, а просто раздражает. Неужели нельзя придумать что-то новое? Барнабас Коллинз появляется в тот момент, когда его потомки переживают не самые лучшие времена, но зритель даже при большом желании не может рассмотреть в его облике надежную опору для семьи. В лучшем случае, эксцентричного дедушку, которого в свое время не отвезли в дом престарелых, или отвезли, но он оттуда благополучно сбежал. Особенно разочаровали Хлоя Грейс Морец – она мне никогда не нравилась, а в образе вульгарной мисс Коллинз так и вовсе действует на нервы – и Ева Грин. У последней получился весьма топорный образ антагониста. Ни тонкости, ни изящества, ни дьявольской расчетливости и обаяния. Ничего.

Третье, это пошлость, которая попросту неуместна. Четвертое, это массовые убийства, без которых уж никак нельзя обойтись в фильме о вампире, жаждущем крови.  Но все это показано до того нелепо, что вызывает двоякое впечатление: вроде бы комично, но на самом деле, муторно.  Такое ощущение, что режиссер сам не определился, какой фильм он намерен снимать – комедию, ужасы или триллер. Пятое, это экшн-сцена в конце, которая должна была компенсировать общее, весьма унылое впечатление от фильма.  Спецэффекты здесь действительно «сыграли» хорошо, но, в общем, сцену можно озаглавить «семеро на одного» и признать, что антагонист здесь просто невероятно мощный, раз толпа протагонистов по очереди лупит его чем ни попадя и никак не может отправить на тот свет.

В завершение хотелось бы сказать, что это отличный фильм для молодежи, чтобы прийти в кинотеатр шумной компанией и посмеяться. Ну или для поклонников вампирской темы, которым неважно что смотреть, лишь бы про вампиров. Во всяком случае, это не тот фильм, в котором вы что-то для себя почерпнете. Здесь не с кого брать пример и ответов на важные жизненные вопросы он вам не подкинет. Даже не повеселит. Очевидно, Тим Бертон хотел создать нечто среднее между «Сонной Лощиной», «Эдвардом – руки-ножницы» и «Битлджусом». Но увы…