Это был один из полётов на обеспечение сил флота. Учебные полёты на 0,5 радиуса и на радиус не просты, они нужны для приобретения умений и навыков членов экипажа по самолётовождению и боевому применению, которые можно обрести только в «живом» полёте. Но были задания особые, творческие. И я их добывал как мог.
Я и мой штурман это заслужили. Казалось бы обычное задание,но мы со штурманом превращали его в танец с кораблём. «Танцевали» до скончания керосина, а корабль просил ещё и ещё. Мы ставили помехи, делали противоракетный манёвр и т. д., а он «стрелял» по нам от души. Заходили на корабль с разных курсов, с разных высот и скоростей… короче, мечта лётчика, - свободная зона!
И тут важно сказать о штурмане. Дело в том, что мне повезло с ним в эти счастливые 2 года службы. Да, друзья, не удивляйтесь, а знайте, что настоящая слетанность в экипаже начинается с «женитьбы» командира корабля и штурмана. Здесь хохмы нет, а есть настоящая дружба и понимание друг-друга с полуслова.
У нас есть штатные экипажи, но, по разным причинам, в лётную смену в твоём экипаже может оказаться кто угодно, - от проверяющего из Москвы до курсанта на стажировке. Даже к этому привыкаешь, как на взлёте ветер встречный или боковой. На всё плановой таблицы воля! Но для удачной войны это не то. Для особых заданий нужен штурман свой. Собственный, как хвост у кота, где кот - экипаж!
Так вот о штурмане. Именно он помогал мне крутиться на полигоне в Балтийском море с полной картиной в голове- где мы находимся в каждую минуту, и с фотографиями на память. Этот уникум с животиком мог крутить «солнышко» на турнике, музыкален, ритмичен, в сложных ситуациях – гений, в других ситуациях – разгильдяй. Замечательно выполнив задание, мы делали глупые отклонения при подходе к аэродрому.
В этот раз мы вышли в море на задание вроде как обычно. На траверзе о. Борнхольм нас перехватили истребители шведские Виггенс. Подержали нас на захвате, показали свои ракеты под крылом, помахали и ушли. У этих свистков каждый килограмм керосина на счету.
Вот такие новости – нас вероятный противник тренировочно «убил», а мы летим дальше.
Рядом с нашим полигоном болталось на волнах судно радиотехнической разведки НАТО , нас предупредили. Но мы в расчётном месте и пора работать.
- Явор 367, я Калина 528, на связь!...
Тишина.
-Явор, для вашей работы Калина 528.
Ответа нет.
По прогнозу сплошная облачность, да нам-то это не важно, мы всё видим на радаре, вот только не знаем - кто там свой, а кто чужой.
Мы вышли по времени точно, запрашиваю, ответа нет.
И, вдруг, в эфире – Калина, Явор на связи.
- Начинаем работу?
- Да. Минуту ждать.
- У меня разрешённые высоты сегодня от 600 метров до 4000.
- Понял, минутку.
Пошли сильные помехи и потом другой голос назначил мне курс атаки не по заданию. Что там происходит? Может вмешался кто-то?
И тут я применил пароль для связи , который дают экипажам перед каждым полётом на маршрут.
-Явор, ответьте на 359.
Тишина.
- Сейчас, минутку, сейчас…
- Явор, на связь…
-Да где это всё!...Мать...мать...
Мата не было, одни эмоции и помехи. Что там происходило?
-Щас найдём! ...мать.
Ответа на пароль не было. Скорее всего у командира не оказался под рукой этот документ. Принимаю командирское решение.
-Экипаж, прекращаем задание, уходим домой, радисту передать прекращение задание по не выходу на связь корабля. Упомянуть использование пароля.
Мы в это время крутили виражи и стало интересно, – свой или чужой нами пытался управлять.
Выходим на предполагаемую цель, я снижаюсь до 300 метров, выхожу под облака и мы видим корабль..., конечно, наш!
Боже мой! Как же его болтает, корабль просто кидало волнами. Да как же можно в такой шторм ещё воевать?
Дал полный газ в набор высоты и, нажав тангенту, сказал в эфир:
- Это свой! Удачи!