Бессмертный полк. Наш боевой дед

Владимир Росейкин
     Мой дед по отцовской линии Рассейкин Иван Петрович,участник Великой Отечественной войны. Прошел войну, был неоднократно (5 или 6 раз) ранен, но, тем не менее, вернулся в родной край, а родом он был с Мордовии, живым.

     Проживал он с семьей до 1955 года в с.Алово Мордовской АССР. Женат с января 1941 года. Супруга его - Вера Васильевна Рассейкина (в девичестве-Сапунова), моя бабушка, была неграмотной сельской девушкой, так  всю жизнь и не умела читать и писать. В этом же 1941 году в ноябре-месяце родился у них первенец – мальчик Василий. Всего у них за совместную жизнь родилось семеро детей, пятеро мальчиков и две девочки.

     Примерно в 1955 году в поисках лучшей жизни перебрались жить в Куйбышевскую область пос.Луговской. Сюда их переманил жить родной брат деда – Кузьма Петрович, сам участник войны, вернувшийся с тяжелым ранением в голову.

     Дед редко вспоминал войну, видно глубоко она в него засела, многое на ней повидал. Даже фильмы тех лет, снятые про Великую Отечественную войну, он не смотрел, говоря, что всё показанное, мягко выражаясь, неправда.

     Но всё же некоторые рассказы деда вспомнили его дети, мой отец и дядя Василий Иванович.
     Несколько эпизодов из боевых будней войны мне пересказал мой отец, Михаил Иванович.

     В полк только что пришло пополнение, молодые необстрелянные ребята. И сразу же их бросили в бой, жестокий бой. Немец косил наши позиции пулеметным и артиллерийским огнём. Перед атакой не смогла наша артиллерия подавить все огневые точки противника. Поднялись в атаку. Сразу же атака захлебнулась. Бойцы оказались на открытой местности перед лицом противника. Обстрелянные опытные бойцы знают как себя вести на поле боя, после того как атака не удалась. Они как могли прятались за каждый кустик, пенёк, холмик, в воронку и смогли выжить в этом бою. Молодежи, необстрелянным юнцам было сложнее. Потери у них были большие, убитыми и ранеными. Было очень страшно.

     Второй эпизод. Раненный дед трое суток просидел на кочке в болоте, лишь бы не попасть в плен к немцам-фашистам.

     И ещё эпизод. Раненный Иван Петрович после боя, остался один в поле без помощи. Полз к своим, по пути, чтобы укрыться от лишних глаз, вполз в крестьянский дом. На печке в доме уже сидело двое раненных немца без оружия. Они просили в них не стрелять и что они сдаются. Вскоре подошли наши красноармейцы и забрали раненных.

     И несколько фраз из наградных документов, найденных мною на сайте «Подвиг народа» портала Министерства обороны РФ www.mil.ru:

     «Наградить медалью «За отвагу» минометчика 2 минроты гвардии красноармейца Рассейкина И.П. Участник Отечественной войны с октября 1942 года. Находясь на Втором Украинском фронте 22.01.1943 года во время наступления был тяжело ранен. В бою отличался своей смелостью и находчивостью».

    По словам моего отца  у  деда было несколько боевых наград. Но после войны они особо не ценились, и даже выплат по ним государство никаких не давало. Порой они использовались детьми как игрушки. Документов на них тоже мало сохранилось. На фотографии дед изображен в военной форме со знаком "Гвардия" и, судя по всему, орденом "Красной Звезды", информацию по которому я ещё никакой не имею. Но сайт МО РФ ещё в развитии и, надеюсь, в дальнейшем появится информация и об этом ордене тоже.

     В 1962 году в декабре от боевых ран Иван Петрович скончался в возрасте 40 лет. Не выдержало сердце ветерана. На тот период старшему сыну Василию исполнилось 21 год. Совместно с моей бабушкой Верой Васильевной они подняли и поставили на ноги шестерых детей. Но, конечно, основная тяжесть содержания и воспитания легла на плечи их матери. Младшему сыну Виктору не было и шести лет.Жизнь была тяжелой, и бабушка Вера не раз грозилась уйти в лес от всех, вырыть там землянку и  жить одна. Все её дети до сих пор, а также основная масса внуков, а их шестнадцать человек, проживают на территории Самарской области. В настоящий момент семейство Рассейкиных (Расейкиных, Росейкиных, не по нашей вине фамилию исказили) насчитывает более сотни человек.

     И ещё один факт. Мне неизвестно, чтобы кто-то из моих родственников погиб на той войне, хотя как минимум четверо моих родных и неродных дедов воевали и вернулись живыми. Господь Бог миловал.