3. Развал. Недореформы

Виталий Тоболяк
       Виталий Израилевич Ярский (мой личный друг) в середине восьмидесятых вернулся "окончательно" в свой Город. Честно говоря, по некоторым фразам, которые произносились, как бы между порочим, в редких наших телефонных разговорах, и зная достаточно хорошо своего друга, я понимал, что человек находится в каком-то несколько нервном, возбуждённом состоянии, но в наших личных отношениях было не принято, что называется "лесть в душу" друг к другу. Если посчитает кто-то из нас нужным "излить" душу , что называется, нет вопросов, со всем уважением и вниманием будет услышан, ну а если нет... ? Может и поэтому тоже, наша дружба продолжалась уже достаточно большое количество лет? Я как-то сказал однажды Витальке:
       - Слушай, дружище, а ведь за всё то время, что мы дружим, мы с тобой, в отличие от наших жён, даже ни разу не то чтоб не повздорили, но даже резко не поговорили друг с другом, это нонсенс какой-то. Так не бывает.
И очень солидно, именно за это, выпили по "рюмке чаю" (здесь надо,выпятив грудь хвалить себя, а значит нас, за то, что на трассе "рюмка чаю" это табу, что трасса, это прежде всего дисциплина и обязательно "сухой закон", кстати ничего общего не имеющий с  "сухим законом" в Стране, законом от "политических гемофилов", если кто-то об этом помнит. Мне даже и представить себе трудно, что на яву, что во сне - НЕ ПЬЮЩЕГО ЕЛЬЦИНА, кстати). За это можно. И по рюмке. И "чаю". И крепкого.
       Конечно, очень трудно представить себе инженеров-практиков не спорящих по каким-то принципиальным производственным вопросам, иначе это был бы точно нонсенс, я лично даже иногда был в восторге от таких споров, будь то производство, либо кафедра, но особенно любил и люблю споры в студенческой аудитории, вот это - НЕЧТО. Почти всегда в группе студентов находится несколько интересных молодых, амбициозных ребят и девчонок, которые вовлекают в подобные дискуссии ещё несколько человек, это как цепная реакция, и к выпускным экзаменам, глядишь, в самом худшем случае, половина группы - это уже практически достаточно перспективные молодые люди - либо учёные, либо перспективные практики (производственники). У каждого своя "колея", выбор есть у каждого, а талантов у нас..., вообщем, Господь на нашу Страну посмотрел ласково!
       Вот такие споры у нас с моим другом, не то чтоб случались, нет, они просто никогда не прекращались. И когда мы приходили к какому либо общему результату, случался праздник, если брала верх чья-то точка зрения особенно проверенная практикой, то особого огорчения ни для него, ни для меня это не доставляло.
      ... Я знаю, что вернуться Ярскому с Ямбурга было не то чтоб не просто, казалось бы что в этом необычного, ну устал человек чисто морально, без семьи почти год, туда и обратно, не налетаешься. Да и не просто это. Накладно по времени - либо дело делай, либо на свидание с семьёй его, время, "убивай". Тогда система управления рушится напрочь! Надломился психологически? Не думаю, такие люди не ломаются ни физически , ни психологически, не потому что по Маяковскому "... гвозди бы делать из этих людей ...", они сами из кого хочешь сделают то, чего нельзя, а если можно, то и подавно... . И потом, любой человек написал заявление на увольнение и через положенный ТЗ срок, собрал вещи и уехал. Всё так, конечно, но существуют такие понятия как статус руководителя, например, потому что это есть колоссальная ответственность за жизни людей, да и много-много ещё за кого и за что.
       И вот мы сидим с Ярским в моём Сочинском номере одного из Домов отдыха и по обыкновению своему неспешно, "за рюмкой чая" говорим, говорим, говорим... . Мы очень давно не виделись, но говорил в основном Ярский, я в этот раз был внимательным понимающим слушателем (во всяком случае я очень старался), и изредка вступал в диалог, поскольку всё то о чём говорил Ярский "прокатилось" и по мне.
       ... В связи со всеми перестроечными проявлениями и падением объёмов строительства, по причине отсутствия должного финансирования, в том числе, привели к тому, что  начался элементарный "исход" людей с трассы и стройплощадок. Перестроечные проявления на уровне демагогии не могли удержать в первую очередь инженерные кадры (простите за казённый сленг). А это люди, многие из которых, имели за плечами не одну тысячу километров построенных трубопроводов (их линейной части),  и сотни тысяч километров внутри промысловых трубопроводов. Асы своего дела, инженеры-технологи, конструкторы, мастера, начальники участков и управлений. И все они, или почти все, по представлению "конструкторов  перестройки" должны быть избранными на те или иные должности трудовым коллективом, во-первых это само по себе нелепо, Я САМ СЕБЕ ВЫБИРАЮ РУКОВОДИТЕЛЯ В КУПЕ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ-КОЛЛЕГАМИ, а потом иду требовать с него же и зарплату, и новую робу и ..., ещё чёрт знает что, и это при всём при том, что финансирование практически прекратилось. Трагикомизм же этой ситуации в "тех условиях", заключался даже не в том, что человека выбирают (избирают), что как я уже сказал нелепо само по себе, но нелепость в  квадрате или в кубе, заключалась в том, что руководитель предприятия вначале комплектовал коллектив сам, а потом по чьей-то идиотской логике, им же сформированный коллектив, должен был бы избрать его же (или не избрать) своим руководителем!?
 Но слава Богу, перестройка не предполагала такую форму взаимоотношений, как расстрел "нерадивого начальника" перед строем, опять же "нерадивого" по мнению трудового коллектива, как во время бунтов в период начала Революции 1917 г., и то слава Богу ( повторяюсь). Надо сказать, что Заполярные стройки, это особый вид деятельности по нескольким общим причинам (закономерностям), во всяком случае если их считать таковыми: это строгий подбор людей (кадров), проверка их на совместимость, а трасса показывает это очень скоро: рвач - не рвач, надёжный парень или слабак, их профессионализм ... и безусловно, высокая зарплата. Порою ( для примера), люди за один-два года зарабатывали на покупку своего личного автомобиля, поэтому в некоторые управления и тресты устроится на работу, было практически невозможно. Подобные предприятия складывались годами, и человеческий фактор - без преувеличения (опять банально, но без этого просто - никак) был главным фактором успешной работы предприятия. Таким "закрытым" трестом и был трест Ярского. На восемьдесят процентов (примерно) укомплектованный проверенными высоко квалифицированными специалистами, остальные двадцать - не всегда балласт, просто временные люди на подработке в осенне-зимний строительный сезон, которых увольняли, согласно Трудового договора с ними, после его окончания. Никто не платил "лишнюю"зарплату, поскольку "лишних денег", не бывает. Но зато есть элементарная экономия фонда заработной платы.
       Именно по этой причине Ярский собрал людей со всех своих подразделений и сделал официальное заявление по вопросу прекращения финансирования строительно - монтажных работ в этом и в последующих годах в полном объёме, значит, быть в данных условиях тресту или не быть, готовы сотрудники перебиваться непостоянными объёмами, или не готовы, решать коллективу?! Почти по Шекспиру. После недельного раздумья и обсуждения ситуации в подразделениях, было принято почти единогласное коллегиальное решения общего собрания, что девяносто процентов работающих, при средне-списочном составе в полторы тысячи человек, напишут заявление на увольнение по "собственному желанию", а это значило, что трест, как производственное подразделение, практически переставал существовать. Вот так, мой друг Виталька Ярский, стал безработным. В тридцать пять лет.
     Ты знаешь, говорил он мне в Сочи, я никогда не предполагал, что у меня может быть так много свободного времени и подумав немного поправился, свободного от нашей профессии. Казалось бы, что человеку нужно для счастья: жена, дочь всегда рядом, всегда со мной, квартира, кстати никогда не думал, что она такая громадная, но когда под давлением своих девчонок начал делать ремонт, то понял куда я "вляпался". Ужас. Ну дача, ну прибрался в гараже, делал это пять раз в неделю, чтоб занять себя чем-то. Пару месяцев бездельничал, хотя жена и делала мне массу комплиментов, по поводу того, что якобы даже и не подозревала , что я такой хозяйственный. Представляешь, однажды схватился за пылесос, а жена, так ехидно спрашивает меня, что дорогой, делаешь меня абсолютно счастливой, по два раза на дню уже начал пылесосить. Так я чуть не упал со стула от смеха. Думаю, что вот, мол, жизнь настала, живи - не хочу! Вот такие, брат, дела настали в тот момент времени. И смех, и грех.
     Рассказывая мне всё, что с ним происходило, с неподдельным сарказмом, мы оба очень хорошо понимали, что жили мы в тот период, в предверие какой-то огромной надвигающейся беды. Но страшила, однако, не только сама беда, поскольку мы в этой жизни уже чего-то повидали, и понимали, что любую беду (если это не внезапная смерть или случайная гибель) можно преодолеть, с потерями или без, но преодолеть!
Страшили же её масштабы и ... неизвестность. Два канала Советского телевидения были "забиты" разговорами о  "перестройке", вернее её демагогической составляющей. Съезды, Пленумы, заседания Верховных Советов всех уровней и все они, как бы "прозаседавшиеся " , не создавая ничего ни материального, ни духовного, все требовали хлеба насущного, впрочем, как и их семьи, и их близкие, и их помощники разных мастей и уровней.
       Беда состояла в том, что о ВВП никто, нигде, ни на каких дискуссионных площадках и не вспоминали даже. Может от того и не  вспоминали, что не понимали, что именно эта аббревиатура, содержит в себе квинтэссенцию, некого усреднённого продукта, производимого Страной, в единицу времени. А может не знали? Или не хотели ни понимать, ни знать? Почему?
       Вот в это смутное время, о некоторых аспектах которого разговор ещё предстоит, совсем неожиданно для Ярского, он был приглашён для собеседования на один из заводов Города. Как выяснилось чуть позже, завод относился к системе совсем другого Министерства, поэтому было несколько неожиданным получить приглашение именно от туда. Хотя "ларчик открывался" совсем просто. Один из руководителей Областной Администрации (по тем временам это называлось, как Областной Исполнительный Комитет по нашей области, мудрёное название по нынешним временам, но тем не менее, это и было Областное Правительство), который курировал создание и строительство объектов нефтегазового комплекса Страны по нашей области, посоветовал вновь назначенному Директору этого проблемного предприятия области и города, имеющего, кстати, Союзное значение, который (директор) комплектовал свою команду управленцев, переговорить с Ярским на предмет его участия в этом процессе. Как говорил мне Ярский после, что характеристика, данная этим чиновником новому директору по поводу его кандидатуры была настолько хороша, что после неторопливой непродолжительной беседы, директор предложил Ярскому должность Главного инженера завода, на что Ярский, чуть подумав, ответил согласием. И ещё о чём мне поведал мой друг, так это о том, что согласился он на эту должность совсем не от безысходности. Для такого человека как Ярский, это не просто новый вызов, другое Министерство, совсем не знакомая специфика работы, но это какое-то бесконечное испытание самого себя - "смогу не смогу"? Нет, конечно же смогу, и ...с головой в работу, как "в омут". Азарт. Жестокая игра. Увлечённость. И причём, в данном конкретном случае, это не есть тщеславное удовлетворение собственных амбиций, а это и есть тот новый вызов в его жизни, преодолеть который он просто обязан.
       И ещё. Начавшаяся в Стране перестройка, затронула практически все сферы жизнедеятельности Страны и институты Государственного устройства. Но поскольку, о Программе Перестройки никому ничего не было известно, т.к. её никто не читал и в глаза-то не видел, уже на протяжении почти двух лет, по Стране начали бродить, нет не призраки, слухи, "демоны", колдовские страхи и страсти, росла армия экстрасенсов и прочей швали. Свобода слова, свобода мысли с первой космической скоростью (а может и не с первой, может с какой-то иной), летали по стране с какими-то зловещими проявлениями и вестями.
       В промышленно развитых городах, моно-городах, на предприятиях ВПК особенно, с производства начали сниматься оборонные заказы. При этом никто не понимал причин происходящего, а их, причин, по большому счёту две: отсутствие финансирования, или попросту денег, у Министерства, а  значит у Государства, либо перестройка, конверсия, значит, и люди задумавшие её, гарантируют нам жизнь без войны!? Но при этом возникают ещё два вопроса: а) кто и когда заплатит предприятию, а значит в том числе зарплату людям работающим на предприятии за проделанную работу? б) а что дальше... ?
       Мир без войн, это здорово, это же мечта человечества! Ну, а где же будут работать люди? На что, на какие средства будут кормить, обувать своих домашних, одевать, учить... ? На предприятии грядёт перестройка? Что собираемся выпускать, какую продукцию? Говорят, посмотрите на "ЦЕПТЕР"!? У нас металла в стране такого нет что ли? Чем мы хуже Швейцарцев? Да ни чем не хуже, но технология производства изготовления ложек, вилок и прочее и прочее... , отличается от изготовления корпуса ракет, да и технологическое оборудование нужно иное, одним словом надо ПЕРЕСТРАИВАТЬСЯ! И КТО ТАМ И ЧТО ТАМ ГОВОРИТ О ГОСЗАКАЗЕ? НЕ НАДЕЙТЕСЬ! ИЗУЧАЙТЕ РЫНОК, ЗАКУПАЙТЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ПРОИЗВОДИТЕ, ПРОДАВАЙТЕ, "ЛАФА" ЗАКОНЧИЛАСЬ! НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ РУКОВОДСТВО, ВЫБИРАЙТЕ ДРУГИХ, СЕГОДНЯ ЗАКОН ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПЕРЕСТРОЙКА! УРА ТОВАРИЩИ! УРА! А что касается денег? Так их нет! И не будет! Долги по зарплате, говорите? Да, проблема, но это надо как-то пережить! Вот справиться предприятие с новыми задачами и уж вот тогда... !
       Вот это - образчик того, как начинается  ХАОС! Никогда, наверное, не перестану восхищаться М.Булгаковым. Правотой его, Филиппа Филиппыча, понимания о хаосе в головах! А если..., а если хаос, который в головах "архитекторов перестройки", помножен на отсутствие интеллекта и недальновидность, плюс мелкое отвратительное тщеславие, так ведь это же и есть КАТАСТРОФА ( некоторые люди с сарказмом называют весь этот хаос - КАТАСТРОЙКОЙ)!? Вот это и есть осознание надвигающейся беды, трагедии, о которой мы говорили с Ярским, в дни его окончательного возвращения в Город и говорим сейчас в моём номере. И не лишним будет ещё раз  о наших предположениях, о масштабах настигших нас проблем говорить на каких-то иных, более масштабных площадках, время "кухонных"  размазываний демагогических соплей закончилось, должно закончиться, иначе... . Но иначе это как и когда? И кто? В США И КИТАЕ, вопросами изучения "катастройки" занимаются Институты, целые научные сообщества разной направленности, а что у нас, и кто у нас ( уже в РОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ?!!!) занимается аналитикой произошедшего, или это очередная бессрочная тайна (без срока давности)? Скорее всего именно так и будет, впрочем уже так и есть! Страну (народ) в очередной раз берут "на измор"? Похоже - да! Так много вопросов на которые нет ответов. Пока. Никаких... .


(П.С. - СЛЕДУЕТ).