Сорок замков Крыма

Виктория Ивина
               
Середина августа. Летние каникулы приближались к концу. Ребята немного устали от жары и пляжа. Вся детвора двора очень любит собраться под старой шелковицей. В тени, от её густой листвы, хорошо посидеть, поболтать о том, о сём, поиграть.
 Вот и сегодня Арсений, Танечка и их друзья собрались во дворе. Особенно интересно, когда к компании детей присоединяется дядя Юра. Он всегда готов рассказать ребятам что-то увлекательное, с ним скучать не приходится. Особенно интересно дядя Юра рассказывает ребятам про Крым, ведь он исходил его вдоль и поперёк и много знает о природе и истории родного края.
- Как-то раз наш учитель и руководитель школьного турклуба, Александр Лукьянович, поведал нам очень интересную историю.
 Дело в том, что в 1253 году в Крыму побывал монах-францисканец Вильгельм де Рубрук. Он был не простым путешественником, а послом короля Людовика девятого к Менгир-хану. По дороге в Золотую орду монах и посетил наш полуостров. После, своих странствий, он написал книгу «Путешествие в восточные страны». В ней в частности говорится о том, что между городами Херсонесом и Сугдеей (нынешний Судак) находятся сорок укреплений, крепостей или феодальных замков. «Вот я и решил отыскать эти замки, – поделился с нами своими планами учитель. - Работаю в библиотеках, изучаю разные материалы, но мой список замков растёт медленно».
Ребята зашумели. Мы захотели помочь нашему педагогу. Только как эти замки искать? Где же они расположены?
- Целых сорок замков! Не десять, не двадцать! – подивились ребята со двора.
- Действительно, сорок замков?! – удивился и Арсений.
- А, может быть, монах всё придумал? – заметил кто-то.
Дядя Юра только улыбнулся на эти замечания и продолжил:
- Некоторые наши ребята из туристического клуба, как и вы, засомневались в истинности заявлений Рубрука, а некоторые наоборот, решили, что отыскать затерянные замки очень легко. Среди тех, кто самоуверенно заявил, что легко назовёт все замки был и мой одноклассник – Виктор.
- Мангуп это раз – начал он, - Эски-Кермен это два (он тогда ещё не был разрушен), городище Чуфут-Кале - это три, генуэзская крепость в Балаклаве – Чембало - это четыре, крепость Каламита в Инкермане - пять.
- Вот так нашёл! – засмеялись ребята, - всего-то пять крепостей назвал, а где же ещё тридцать пять?
Александр Лукьянович не стал смеяться над Витей, но добавил, что к сожалению, в его подборе замков кроются ошибки. «Мы должны помнить, что монах посетил Крым в 1253 году, поэтому нужно внимательно смотреть на время основания крепости. Конечно, датировка будет приблизительная, но всё же, если крепость основана позже тринадцатого века, то Рубрук увидеть её не смог бы. Из крепостей, названных Виктором, Мангуп, Эски-Кермен и Чуфут-Кале – могут подойти, а вот крепости Чембало и Каламита – нет!
По сообщению аббата Формалиона, генуэзцы обосновались в Балаклаве около 1343года. Это через 90 лет, после посещения Крыма Рубруком. Некоторые авторы, правда утверждают, что возможно, первое городское поселение там возникло на месте современных кварталов города, где-то в 10-13 веках. Но это была не крепость Чембало. А городище Каламита, принадлежащее княжеству Феодоро, было основано ещё позже. Хотя, люди селились в тех местах с глубокой древности, но городище, как юго-западный форпост Мангупского княжества, появилось позднее».
Ребята призадумались. «Знаем ли мы свой любимый Крым? - возник резонный вопрос. - Где же искать, затерянные в далёком прошлом, замки?» Но интерес взял верх. Все дружно взялись за дело: перечитывали литературу по краеведению, изучали различные туристические карты. К сожалению, большинство найденных нами замков, уже были в списке Александра Лукьяновича. Это городище Бакла, Сюреньская крепость, Кыз-Кермен, Тепе-Кермен. Возникли у нас вопросы и с местом поиска крепостей. Как следует рассматривать путь от Херсонеса до Сугдеи? По линии Южного берега или через центральную часть полуострова. Ведь, даже сейчас, существует два пути, ведущие из Севастополя до Судака. Первый путь – по Южному берегу Крыма, а второй – через столицу полуострова город Симферополь. Другой вопрос связан с пещерными монастырями. Многие из таких монастырей походили на настоящие крепости. Это затерянные высоко в горах: Челтер-Мармара, Челтер-Коба, Шулдан, Качи-Кальон и многие другие. В итоге бурных споров решили собирать всю информацию.
Так каждую субботу, после уроков, мы приходили в кабинет географии. Тут проходили сборы нашего туристического клуба. Здесь же ребята намечали планы своих исследований, прокладывали маршруты новых походов, интересовались, что новенького удалось разузнать о замках?
Дядя Юра сделал паузу. Он посмотрел на своих племянников и их друзей со двора. Ребята слушали затаив дыхание.  Улыбнувшись ребятам он продолжил:
 - Как-то раз во время заседания нашего турклуба в кабинет не зашёл, а просто влетел мой одноклассник Витька и с порога завопил: «Нашёл, я нашёл! Я нашёл новый замок!»
- Выкладывай, что же ты нашёл, - предложили ребята.
- А, вот что! – важно ответил тот. – По трассе Севастополь – Ялта, на Южном берегу, есть посёлок Гаспра. Так вот, над восточной окраиной посёлка возвышалась скала Исар-Кая. На её почти неприступной вершине находилась крепость Гаспра – Исар. Эта крепость была совсем крохотной, а её строительство относят приблизительно к 12 – началу 13 веков. В крепости мог побывать Рубрук или, по крайней мере, слышать о ней. К сожалению, при строительстве новой трассы были нужны огромные объёмы щебня и скалу Исар-Кая вместе с крепостью взорвали. Поэтому, сейчас мы не сможем увидеть Гаспра-Исар, но Рубрук ведь мог! 
- Ай да Виктор! Вот молодец! – похвалил Александр Лукьянович. – Я слышал, что во время строительства, дороги между Севастополем и Ялтой, была уничтожена какая-то крепость. Но не знал подробности. Что ж, занесем Гаспра-Исар в наш список.
 Виктор сиял от счастья!
- А, я тоже нашла крепость, - сказала Наташа. – Крепость называется Чобан-Куле и расположена она на мысе Башенном.
- Да, крепость такая существует, - подтвердил Александр Лукьянович. – Но в наш список она не подходит, так как была построена около 1460 года или даже немного позже. Рубрук о такой знать не мог.
- Александр Лукьянович! – обратился к учителю Костя, – для чего вы собираете информацию об этих старых крепостях? Они уже давно разрушены. Всеми забыты. От многих остались одни руины, а крепость, что отыскал Витька, вообще, вместе со скалой уничтожена! Для чего их искать?!
Наш учитель на минуту задумался.
- Да, а ведь Костя в чём-то прав, – сказал он. – Древние затерянные в горах или на морском побережье крепости. Иногда над развалинами возвышается только круглая башня – донжон, как у Чембало или у Чобан-Куле, а чаще лишь основание, невысокая кладка стен и всё. Но, согласитесь ребята, бывая в таких местах, испытываешь какое-то странное чувство. Рядом с такими развалинами словно путешествуешь во времени и кажется, что события, сокрытые от нас за пеленой веков, вдруг словно оживают. Главное уметь внимательно взглянуть на старые башни и вам приоткроются интересные истории. Ну вот, хотя бы история, связанная с, найденной Наташей, крепостью Чобан-Куле.
В 15 веке эта крепость принадлежала настоящим разбойникам, семейству ди Гуаско. Сеньор Антонио ди Гуаско – глава рода, был жестоким, жадным и вероломным. Такими же были и его три сына: Андреоло, Теодоро и Деметрио. Они незаконно захватили земли в Солдайском консульстве, а также несколько деревень. Солдайя это генуэзское название поселения Сугдеи или Судака. Они пытались закрепостить крестьян, отбирали у них хлеб и скот, давили непомерными налогами и повинностями, сами правили суд, пытали и предавали смертной казни. В знак своей безграничной власти ди Гуаско поставили в поселении Скути, ныне это село Приветное, виселицу, а на границе своих владений – позорный столб для наказаний плетьми. При помощи взяток, они закрывали глаза чиновников на свои бесчинства. Но не все оказались продажными. Консул Солдайи – Христофоро ди Негро вступил в противостояние с негодяями. Он, единственный, стал защищать закон и местный люд. В архивах города Генуи, в Италии, хранится переписка Христофора ди Негро с властями Генуи, по так называемому громкому «делу братьев Гуаско». Трудно сказать, чем мог бы закончиться конфликт консула и феодалов, но в Крым вторглись турки. Трусливые ди Гуаско бежали, прихватив награбленные богатства. Правда, далеко убежать им вряд ли удалось. Ещё в 1453 году османы взяли под свой контроль пролив Босфор и если не сами феодалы, то их сокровища, не могли не привлечь внимания турок. Так или иначе, но они исчезли со страниц истории, о чём никто не пожалел. Генуэзские города защищались слабо и пали под натиском тридцатитысячного войска завоевателей. Исключением стала Солдайя.  Во главе с Христофоро ди Негро жители города упорно оборонялись, оказав серьёзное сопротивление захватчикам. Консулу даже удалось спасти часть мирного населения, женщин и детей, спустив их тайным ходом к морю, к кораблям. Сам же консул Солдайи до последнего защищал вверенный ему город. По преданию, около тысячи защитников города во главе с Христофоро ди Негро заперлись в главном городском храме. Турки не смогли его взять штурмом и подожгли. Все, кто в нём был, погибли. Это старинное предание подтвердилось во время раскопок 1928 года. В развалинах храма было обнаружено огромное количество обугленных человеческих скелетов.
Александр Лукьянович закончил свой рассказ. Ребята были потрясены. Вот так история! Наши симпатии были, конечно, на стороне Христофоро ди Негро. Потом мы ещё долго обсуждали услышанное.
- Дядя Юра, а замки монаха Рубрука вы нашли? – вдруг спросила племянница Танечка.
 - Конечно же нашли! Шаг за шагом, мы отыскали все сорок замков в которых мог побывать Рубрук.
- И вы посетили все эти замки? – продолжала спрашивать Танюшка.
Дядя Юра вздохнул.
 – Ну, что вам сказать ребята? В некоторых замках мы конечно же побывали. В своё время мы поднимались на Мангуп, были на Эски-Кермен, на Бакле, но чтоб целенаправленно пройти по замкам в которых мог бывать монах -путешественник Рубрук, то увы нет!
Пока мы учились в школе и состояли в турклубе у нас было много дел. Мы активно путешествовали по всему Крыму. А, потом детство закончилось. Для нас прозвенел последний школьный звонок. Началось время выпускных экзаменов, мы окончили школу. А тут уж взрослая жизнь раскидала всех, кого куда! К примеру, мой одноклассник Виктор окончил военное училище в Севастополе и сейчас служит на севере. Наташа, которая «отыскала» Чобан-Куле, окончила университет, живёт в Симферополе. Она учитель истории! Несколько наших турклубовских ребят работают на научной станции Карадагского заповедника, а про меня, ребятки, вы и так всё знаете. 
Закончив свой рассказ дядя Юра ушёл домой, а Арсений, Таня и их друзья, почти так же, как и ребята из школьного туристического клуба, обсуждали такую древнюю, но вдруг ставшую близкой, историю о последнем консуле Солдайи -Христофоро ди Негро, о древних замках, упоминаемых монахом Рубруком, о загадках на которые так богат таинственный Крым.
Вечером Юрий осторожно подошёл к старому письменному столу, за которым сидели племянники. Дети увлечённо рисовали, Танечка и Арсений рисовали замки-крепости. Рисунок племянницы был ещё совсем «детский», а у Арсения получилось весьма неплохо.
На его рисунке высокие горы тянулись вершинами к небу, а на крутых склонах, словно птичьи гнёзда, красовались древние крепости.
– Здорово! – воскликнул дядя Юра. – Как вы хорошо рисуете! 
- Знаешь, дядя Юра, - сказала Танечка, - давай отправимся в поход от Херсонеса до Судака. Мы с Арсением, возьмём маму с папой, ребят из нашего двора и пойдём!
Дядя Юра только рассмеялся в ответ, но уже серьёзно добавил:
- Вот ещё подрасти вам нужно и тогда можно горы штурмовать, все сорок замков обойдём. С такой командой всё по плечу!