Ласло Таби. Услуги на дому

Николай Прошунин
Этот вечно актуальный рассказ был опубликован в марте 1975 года в журнале «Крокодил» №7 (2125).

Ласло ТАБИ (Венгрия)

Услуги на дому

-Добрый вечер!
-Добрый вечер. Что вам угодно?
-Я хотел бы предложить свои услуги.
-Пожалуйста. Только короче.
-Я тоже занятой человек. Значит, сразу к делу. За пятьдесят форинтов в месяц я берусь выключать по вечерам ваш телевизор, между восемью и девятью часами.
-Что-то не понимаю. Вы думаете, я или моя жена не можем выключить сами?
-Если можете, то наш разговор беспредметен. До свида…
-Подождите! Это ваша профессия?
-Нет, вечерний приработок. У меня в окрестности уже тридцать два абонента. Я мог бы обслужить еще восьмерых. Самое большее.
-У вас есть клиент и в нашем доме?
-Три. Вот я и решил зайти к вам тоже.
-К кому же вы ходите в нашем доме?
-К доктору Фурнелеису с третьего этажа, Кельцендерам с первого и к учителю Крейму, здесь рядом с вами. Можете спросить у них, если желаете.
-О чем?
-Ну, что я выполняю работу солидно и точно. Прихожу, здороваюсь, выключаю телевизор, прощаюсь и иду дальше.
-У доктора Фурнелеиса без вас не могут выключить?
-Нет. Многие годы они каждый вечер смотрели передачи, интересовали они их или нет. Доктор забросил научную работу, а также свою супругу, его сын остался на второй год в первом классе гимназии, а жена два года не готовила горячего ужина. Потом они договорились со мной, и все вошло в нормальную колею. В целом такое же улучшение намечается и в доме у Кельцендеров, а учитель Крейм, к величайшему удовольствию своей жены, в вечерние часы может вновь принимать учеников. Да, но я должен спешить, меня ждут…
-Одну минуту! У меня есть один вопрос.
-Пожалуйста.
-Вы выключаете телевизор, это понятно. Но ведь когда вы уйдете, они, если захотят, могут включить снова. Разве не так?
-С виду так. Но только с виду. Потому что на самом деле они не хотят. Больше того. Они оживляются, чувствуют себя свободными и в большинстве случаев занимаются полезными делами. Вот только выключить у них не хватает силы воли. Но теперь я действительно должен идти..
-Подождите еще минутку! Вы говорите, пятьдесят форинтов в месяц?
-Да. Со спором – семьдесят, с дракой – сто.
-Это как понимать?
-Случаются непоследовательные и слабовольные абоненты, которые не дают мне спокойно работать, начинают спорить, иногда даже ругаются. Эти платят семьдесят форинтов в месяц. Те, с которыми приходится драться, - сто.
-Их избивают, а они еще платят сто форинтов в месяц?
-Да. Но это только в первые месяцы. Один мой клиент уже на третий месяц перешел на семидесятифоринтовый тариф, а еще через три месяца на обычный пятидесятифоринтовый. Ну уж теперь извините… Мне же в тридцать два места надо поспеть за один вечер!
-В тридцать три.
-А-а, значит, и вас заинтересовало мое предложение?
-Да. Так мне, может быть, удастся закончить кандидатскую диссертацию к концу года. Прямо сейчас можете приступать. Платить надо вперед?
-Естественно.
-У вас будет сдача с сотни?
-К сожалению, нет. Но не исключено, что будет драка.

Перевел Н.Прошунин