Почему я не стал Генералом! - 6 глава - 10

Долгирев Сергей Николаевич
      Глава 10

     Уточнив по расписанию  движение поездов, вижу, что «ближайшая вагонная крыша»,    а это мое место в поезде будет в сторону Барнаула через три часа. 
   Я завернул в работающий буфет вокзального ресторана,  где кроме пива и водки ничего не продавалось,  но я это учел,  спросил до кого времени они будут торговать, и оказалось  до 11 вечера.
   Учитывая,  что мне ехать на крыше,  где ночью продувает со всех сторон и довольно сильно,   я наметил себе,  что выпью грамм 150 для теплоты,  когда вот - вот должен подъехать мой «плацкарт».
    Будет  все же теплее от выпитой водки,  а пока хожу и брожу по помещению вокзала. 
   Время от времени выхожу на улицу  перекурить и снова в тепло в помещение вокзала,  где пахнет  потом  и мочой,   и еще бог знает чем.
   Часа через полтора я вновь зашел в буфет,  подождал не большую очередь за выпивкой, а где  у нас, да еще без очереди,  что - либо продавали.
   Купил себе 150 « охмуриловки»  тяпнул ее не отходя от прилавка,  понюхал свои пальцы пахнувшие табаком самосадом - вместо закуски,  и вот «я готов как пионер» лесть на любую вагонную крышу.
    Беседуя время от времени с  теми или иными пассажирами,  я вдруг обратил  внимание,  что за мною начал следить и ходить какой - то мужчина лет 35 – 37.
  То  -  есть,  куда я -  туда идет и он,  и все время старается не упустить меня из виду,  ну прямо настоящий шпик из  дореволюционной России - как в кино.
 
    Мне это стало любопытно,  что это он во мне заподозрил. 
  Я конечно понял, что он или из милиции,  или из НКВД  в штатской одежде дежурит здесь на вокзале  и так как никакой вины за собой я не чувствовал,  то ради забавы  и любопытства решил с ним поиграть в «кошки и мышки».
    Он конечно был кошкой ,  а я мышкой,  но мышкой тоже работающей когда -  то в милиции и понимал тоже в сыске и слежке пожалуй,  что лучше его.
   Так как я его быстренько расшифровал,   уж очень он явно бродил за мною и бросал на меня пристальное взгляды,  в чем  - то он меня явно подозревал.
  Так мы и ходили,  по вокзалу  я туда сюда,  и он за мной.  Вижу он накалился,  глаза его только за мной и следят: -  ну кажется вот  сейчас он сделает стойку как охотничья собака,  почующая  дичь и бросится ко мне,  но что - то  его еще останавливало.
    Но вот объявили о приходе поезда,  которого я ждал,  стоянка которому 20 минут.
   Мне было спешить некуда,  как пассажирам имеющим билеты,  я знал что мое место на крыше вагона никто не займет,  да и хвост за мной все ходит и ходит.
    Вот опять объявили, что до отхода поезда осталось пять минут и тут я поступаю следующим образом:  иду по пассажирскому залу вблизи стены,  в которой двери на выход к поездам  на перрон.
   Но иду не спеша  вразвалочку,  вроде как бы не обращая внимания на вокзальную суету и выходные двери,  даже вроде отвернувшись от них, а сам даю глазами косяка на свой «хвост» как он там, да и на дверь выхода.
    И вот тогда,  когда я вроде бы уже проходил открытые двери выхода,  на перрон,  вижу боковым зрением,  что мой шпик вроде как бы убедился, что я сейчас пройду - почти уже прошел выходные двери,  а за ними вход в другой зал.
   Он остановился,  ожидая,  что я сейчас поверну влево и буду видеть его,  он чтобы я не заметил его пристальный взгляд на меня даже отвернул голову, тоже в левую сторону. 
   Я увидел это,    делаю шаг назад и быстро  шагнул в дверной проем на перрон и тут же сразу,   встал,  за какую - то круглую колонну влево,  и как бы исчез из его поля зрения.
    Но вот он выскочил вслед за мной,  зыркнул глазами туда - сюда,  я рядом за колонной вижу,  что он ищет меня глазами: куда мол ты  «преступник» скрылся? 
  Так как слева на перроне людей было два,  три человека,  а справа много больше идущих и стоящих у вагонов он рысью ринулся вправо вертя головой в поисках меня,  а я  так же быстренько влево прямо пересек перрон, нырнул под почтовый вагон этого поезда.
   Оказавшись на другой стороне, по лестнице около ступеньки вагонов, поднялся,  высунув только  полголовы из - за мехов соединения вагонов и вижу как он бегает туда,  сюда,  мечась по перрону,  потеряв свою, казалось бы совсем пойманную» преступную» добычу.
   «Дурачек,  - подумал я, -  не ищи глупее себя, я не тот, кого тебе надо, а поэтому прощай»…
 
  Тут раздался гудок паровоза и вагоны  как - бы поплыли мимо вокзала города Семипалатинска.
  А я полностью забравшись на крышу вагона,  пристегнул себя,  лежа к вентиляционной трубе выходящей из вагона,  свернулся клубком вокруг нее поднял воротник своей флотской шинелишки, отвернулся от ветра и задремал под перестук вагонных колес…
   А он бедняга,  наверное понял,  что я его давно уже расшифровал и нарочно играл с ним,  но уже как кошка с мышкой и досадно ему наверное было,  что его какой - то,  провел вокруг пальца да!.. 
   Надо признать,  что выпитых 150 грамм я пригрелся довольно крепко уснул,  при этом  знал,  что ремень меня держит крепко около трубы.
   Я спал без сновидений, проснулся когда мы уже подъезжали к станции Рубцовка «сейчас город Рубцовск»
  Вижу впереди яркие огни фонарей станции и глядя как он приближается,  я вспомнил,  что сюда ,  где -  то эвакуировался с семьей бывший приятель И.П. - парторг вагонно - ремонтного завода города Борисоглебска вместе с заводом.               
       О том,   что это станция Рубцовка  я узнал тогда,  когда вагон на котором я ехал остановился почти против входа в вокзал с названием станции.
    К тому времени я несколько промерз,  скорчившись на крыше так,  что решил здесь остановиться на ночь,  прогреться,  а там завтра днем продолжить путешествие в сторону Барнаула.
   Слез я с крыши,  вошел в зал станции и обратил внимание,  что идущие мне на встречу люди,  что - то уж пристально рассматривают меня,  то -  есть мою физиономию.
   И  как бы да же с удивлением,  хотя меня это и не волновало,  но было неприятно это рассматривание и я решил пойти в поселок попроситься к  кому  - либо переночевать.
   Время было где то два,  три часа ночи,  подошел, постучал я в одну хату, видя там огонек  коптилки - меня оглядев отказали,  вот я набрел еще на второй огонек  и тоже отказали.

  Время было уже где - то четыре часа утра, а спать хотелось - смертельно,  так идя по улице поселка я дошел до какой - то речушки в которую дорога и упиралась.
   Моста для перехода через нее не было был только брод,  хотя и не глубокая она и не широкая,  где - то 10 -12  метров,  а воды ну по колено, не больше будет, но все же мне не хотелось разуваться и перейти ее .
    Меня собственно прельстили густые кусты на том берегу речки,  где я решил выспаться как следует. 
   Но вот на мое счастье, затарахтела телега к речке подъехал какой - то мужчина лет  55.
  Вплотную подъехав к речке он ослабил хомут на шее лошади,  дав ей напиться воды,  а я решил одновременно пока он при лошади попросил его перевести меня на другую сторону:
  - Садись,  - сказал он,  даже  не поинтересовавшись кто я и зачем мне нужно через речку,  да и я не был особо расположен к разговорам.
  Сойдя с телеги на другой стороне речки,  мой перевозчик  крикнув лошади :  - Но, пошла, - дернув вожжами и махнув кнутом покатился далее по дороге, а я неторопливо свернув цигарку  - самокрутку, прикурив от кресала, спокойно отправился вправо от дороги в густо росшие по берегу кустарник. 
   Выбрав заветренное место и выкурив свою самокрутку,  натянул наголову воротник шинели,  плотно прижавшись в ямке между кустами,  к земле быстренько заснул….   
               
     Проснулся я как - то сразу,  как будто  бы и не спал.
  Высоко в небе сияло яркое солнце,  но все же было несколько прохладно так как степной довольно холодный северный ветерок продувал мою шинелешку насквозь.
    Но делать нечего тут,  надо идти в поселок.  Я подошел к речке,  взглянул на свое отражение в чистой воде  и тут понял почему так подозрительно на меня глядели на вокзале  и те люди у которых я просился ночевать.
   На меня в воде глядел настоящий негр,  блестели только зубы,  всю эту окраску лица и частично рук,  я получил за счет сажи и   копоти,  летящих из паровозной трубы,  когда я безмятежно спал на крыше вагона.
   Хочешь не хочешь,  хотя,  как я уже говорил,  что было прохладно, пришлось раздеться до пояса  и с помощью песка и глины отмыться от столь африканской окраски,  правда для этой процедуры пришлось найти заветренное место на берегу речушки.
    Снова я стою на берегу у дороги,  но никто не едет и не слыхать «телегинного скрипа»  разулся взяв в руки ботинки у которых подошва уже давно « просила каши».
   Я вброд перешел прохладную водичку,   обулся и отправился прямиком разыскивать эвакуированного  парторга.
               
     Найти я его нашел  и   был у него дома,  поговорили,  посетовали на жизнь и вот я вновь на вокзале жду какого - либо попутного поезда в сторону Барнаула. 
  На мое счастье подошел двухосный товарняк с  эвакуированными  из западных районов людьми.
    В вагонах ехали семьями,  со всеми своими детьми,  ночными горшками и кое -  какими  вещами и все они были евреями,  которые бежали от гитлеровских войск так как там им была только гибель.
    Среди них не мало было и мужчин вполне призывного возраста,  но почему - то не находящимся в армии.
   Везли их как - то странно из  юго  - западных районов как видно с Дона и Кубани через Сталинград,  Саратов,  в сторону  Южного Казахстана,  Аральск,  Чимкент,  Алма-Ату,  Барнаул, Новосибирск, Татарск, Павлодар.
    Я спросил одного из мужчин выскочившего из вагона нельзя ли с их эшелоном доехать до Барнаула?
    А он мне посоветовал обратиться к начальнику их эшелона ехавшему где  -то в первых товарных теплушках.
   Что я и сделал. Им оказался военный капитан,  немного старше меня лет на 5 -7  из числа легко раненых или выздоравливающих.
    Это было видно по его левой руке,  находящийся на марлевой перевязке.
      Он разрешил мне ехать, только сказал,  что езжай в тамбуре вагона,  то - есть на тормозной площадке,  а в вагон к ним не лезь,  а то мне покою от них не будет,  ты ведь  им чужой.
   Я конечно в вагоне ехать и не думал,  так как видеть пеленки,  детские горшки мне совсем не улыбалось.
  Ясно,  что на площадке лучше,  чище воздух да и независим я буду,  сиди себе на месте кондуктора и дремли если хочется.
  Не прошло и 20 минут,  как загудел паровоз,  и я вновь поглядываю по сторонам на мелькающие мимо телеграфные столбы,  разъезды и семафоры.
    Эшелон идет,  как скорый поезд,  почти нигде не останавливается,  а это мне только и надо.
  До Барнаула ехать почти двести километров,  и это расстояние мы одолели где - то за 6 -7 часов  так  что в восемь вечера я соскочил с тормозной площадке товарного телячьего вагона.
   Я был уже в Барнауле,  а отсюда мой путь дальше должен был проходить по воде реки Оби.
   
    Я рассуждал так,  все же я водник ,  на пароходах есть и наши ребята, которые как и я учились в Омском речном техникуме.
    Возможно встречу кого - либо знакомого,  а нет так   все равно коллега,  коллегу  выручает и как -  не будь  довезут до Новосибирска,  а там посмотрим как быть дальше, но все равно  что либо придумаем.
   Добравшись до пристани где стояли,  и грузовые и пассажирские пароходы, а также баржи и паузки,   я словом за словом завязал знакомство с одним из шкиперов  50  тонного паузка это тоже баржа но маленькая,  деревянная,  у него же попросился переночевать.
   Утром отправился я районную пристанскую контору,  где искал капитана, пассажирского парохода,  совершавший  рейсы  Бийск - Новосибирск.
  Мне сказали,  что он у начальника пристани,  а я хотел попроситься подвести меня до Новосибирска,   денег у меня почти не было на билет,  да  и не давали билеты без специальных пропусков.
  Правда я имел вызов из института,  но это не пропуск. Зайдя к начальнику пристани, которому были подчинены еще и мелкие пристани по верхнему плесу Оби , я увидел там и капитана этого парохода.
  Рассказав кто я и куда мне надо я попросил его оказать содействие в поездке,  а он стал мне предлагать остаться у них работать в качестве технорука пристаней « Быстрый исток»  или     «Луч-пристань»  любую на выбор.
    Но от этих предложений я отказался говоря:
  -  Вы видите,  у меня штаны на заднице в дырках?  А еду на Север,  где хоть брюки дадут,  как спец одежду, а  то  скоро голой задницей сверкать буду.
  Что он мог на это возразить?  Да ничего,  так как действительно у них ничего не было и моему горю помочь не могли.
   В конце концов предложили они мне с капитаном ехать не пассажиром, а временным членом  судовой команды,  в должности второго помощника механика до Новосибирска,  так как он у них заболел и остался на рейс на берегу.
  Я конечно,  дал  свое согласие так как это меня отлично устраивало:    во первых мне оплатят работу,  все мои вахты,  во вторых я как член команды, хотя и временный,  но буду обеспечен питанием из судовой кухни и в третьих я доеду до Новосибирска.
   
    Вот я на пассажирском пароходе, который сегодня вечером должен уйти в рейс в Новосибирск. 
  Сейчас же,  у него промывают котлы и одновременно он стоит под нагрузкой в трюма разных грузов.
   Мне выходить на вахту в шесть часов вечера,  то - есть отвальная вахта с грузовой пристани на пассажирскую,   где  забирают людей в рейс. 
     Определили меня в каюту второго помощника,  пообедал я как положено в общей столовой команды и придя в каюту завалился спать.
   Конечно предварительно я был капитаном парохода представлен механику парохода.
   Им был механик практик, старше меня  лет на 10 - 12,  он же дал мне старый комбинезон,  чтобы я  не марал свою одежду.
   Итак без 15 минут шести вечера я услышал стук в дверь каюты и голос сменяющего масленщика:
  - На вахту
  Я ответил:  - Слышу, сейчас.
 Оделся в комбинезон,  закрыл каюту на ключ,  где остался мой кителишка, брюки,  фуражка и шинель - вот и все мое богатство.
  Спустился по машинному трапу в машина - котельное отделение.  Опишу тебе порядок  приема судовой вахты.
   Итак  я,   спустившись вниз, не здороваясь,  таков не писанный закон,  сперва прошел в котельное отделение, осмотрел огонь в топках котлов, посмотрел давление в котлах и уровень воды в них, все было в норме.
    Подошел к инжекторам с помощью которых в котлы подают воду на стояке парохода,  опробовал их работу у одного и второго котла.
   Осмотрен исправность донки - насоса Вортингтон,  который подает воду в систему водоснабжения парохода,  а так же второй насос на случай пожара, опробовал второй на исправность в работе,  а эти насосы работали от пара котлов.
    Прощупал не греются ли подшипники у не большой одноцилиндровой паровой вертикальной машины,  приводящей в движение динамо -  машину вырабатывающей электроток  для нужд парохода.
    Проверил набиты,  нет маслом тотал  масленки на шатунах главной машины,  провернув их слегка чуть,  чуть приоткрыл главный вентиль паровой машины привода пароходных колес  пустил туда пар и когда увидел,  что шатуны плавно стали  поворачивать,   прикрыл пар.
  Открыл один их сланей это как - бы пол машинного  отделения,  проверив, нет ли  излишки воды на днище судна,   все  было в порядке  и вот только теперь я взглянул на сменяемого мною первого помощника  механика и его масленщика,  улыбнулся подал им руку поздоровался с ними.
   Все вахта считается принятой,   теперь я ночной хозяин в машинном отделении на весь срок моей вахты шесть часов,  а там сдам свою сменную вахту третьему помощнику механика парохода.
   Сменный мною первый  помощник механика ушел,   а я пошел в котельное отделение к кочегарам и тоже там поздоровался с ними по ручке,  таков порядок,  таков не писанный закон.
   
     Теперь только от нас зависит работа всех механизмов,  и их обслуживание, то есть от меня,  масленщика и сменных двух кочегаров.
  Я уже поминал ,  что принял вахту,  когда пароход стоял на грузовой пристани под погрузкой,  а поэтому мне предстояло отвальный рейс,  то - есть пустить машину по команде с капитанского мостика.
   Переместить пароход на  пассажирскую пристань,  где остановить, и после посадки людей вновь отвалить от пристани и начать ходовой рейс.
     Часов в девять вечера закончилась погрузка груза,  затем последовал звонок с мостика в машинное отделение,  вызов вахтенного механика, то -  есть в данном случае меня.
   Я подойдя к переговорной трубе ответил: -  Есть!  То есть я на месте затем последовал вопрос:
 - Машина готова?
 -  Готова, -  последовал мой ответ.            
  -  Малый назад,  самый малый,  - поступила команда сверху.   
  -  Есть самый малый,  - это был мой ответ.
   Я в это время перевел с помощью масленщика реверс  золотников на задний ход паровой машины,  после чего чуть приоткрыл главный вентиль подачи пара и паровая машина очень медленно передовая силу давления пара на поршни,  стала их передвигать в цилиндрах.                –     Стоп!
  - Стоп, - повторил я.               
   - Малый вперед…. Средний , - затем через минуту -  Полный, самый полный……
  Я приоткрыл    полностью главный вентиль и машина начала набирать обороты.
  Но вот снова последовала команда.  Стоп!  Повторив Стоп !  Я немедленно прикрыл  вентиль – работа паровой машины остановилась и было слышно как днище судна трется о дно реки.
   Оказывается после полной погрузки грузов в трюма наш пароход попал в ловушку и не   может выйти на открытый плес реки из пристани, где находилась грузовая  пристань, а  там в этой протоке на выходе из нее   был песчаный порог ,  преодолеть который    мы не могли.
   Снова команда :  - Назад!...
  Отойдя на 100 -150 метров .
  Снова команда:
   -  Вперед,  Полный вперед и подойдя к порогу снова, -Стоп!
    Там на мостике рассчитывали , что  после остопование  машины,  пароход как бы приподнимет  под мелью  и мы пересечем по инерции   этот порог.
   Но снова раздалось  шуршание песка о днище и пароход остановился.
   Так,  то вперед,  то назад , повторялось 5 - 6 раз и мне это надо признать надоело,  то стоповать, то разгонять паровую машину...

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/05/13/1699