Они приближали Победу

Галина Кошель
НА ФОТО: Николай Прохорович Афанасьев и Виктор Васильевич Королев, труженики тыла, дети войны               



                …Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
                Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!
                Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
                Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!..
                Р. Рождественский               

                Неустанно течет река времени. И с каждым днем она уносит от нас все дальше события страшных военных лет. Прошло почти 75 лет с начала войны. Огромный вклад в общее дело Победы внес Алтайский край. Сотни тысяч его жителей сражались с фашистскими захватчиками. Сибирские, в том числе и алтайские, дивизии использовались верховным командованием на самых трудных и ответственных участках фронта.

                Не остались в стороне и жители Рубцовского района. Всего за годы войны было призвано 5439 человек, вернулись – 2659 человек.

                Уходит время, чтобы раствориться в вечности, но наша память о прошедшей войне не должна исчезнуть. И не только о тех, кто воевал на фронте. Наш долг - помнить и о людях, ковавших Победу далеко от передовой.
 
                Труженики тыла. Это они совершали героический подвиг на полях и фермах, стойко перенося боль и страдания, принесенные той страшной войной. Вся тяжелая работа непосильным бременем легла на плечи женщин, стариков и детей.
                Дети войны. Сколько всего пришлось им пережить…      

                Своими воспоминаниями о том далеком военном времени делятся жители поселка Дальний Рубцовского района. Рассказывает НИКОЛАЙ ПРОХОРОВИЧ АФАНАСЬЕВ:
               
                - Родился я в селе Варшава Змеиногорского района в 1928 году. В семье было 6 детей. Когда началась война, отец и старший брат ушли на фронт. Я остался в семье за старшего. Все сельхозработы прошел – чабаном был, скотником, на сенокосе стога метал, копны возил. На уборке зерновых работал.

                Мы тогда хлеб лобогрейками косили. А за нами женщины следом шли и снопы вязали. Потом эти снопы подвозили на бричках к скирдам. А позже - молотили. Очень трудное это было дело. Несколько человек одновременно были заняты на молотилке. Кто-то подает снопы наверх на полОк,  кто-то их в барабан запускает.

                Я отгребал солому и мякину после обмолота. И подавать снопы приходилось. Они очень тяжелые. Мы были маленького росточка, дети ведь. До полкА не доставали и нам подстраивали второй полОчек. Наверху женщина стояла, принимала снопы и в барабан пускала. Вот так и работали.

                Трудное время было тогда. Отапливаться нечем было. Собирали полынь, катун или перекати-поле, будылки подсолнечника, чтобы печь топить. Хлеба давали нам на семью 500 граммов. Голодно было. Картохой спасались. Собирали траву, рыжик называлась. Провеивали, мололи семена ее в ступе и мать пекла из нее лепешки. Добавляла туда картошки для клейкости – иначе не испечешь, лепешки рассыпаются.

                Зерно возили в Рубцовск на лошадях. А это километров за пятьдесят-шестьдесят от нас. Холодно было, морозы сильные стояли. А одежонка-то не ахти была. Выедешь из Варшавы и до Рубцовска за лошадями бежишь. Присядешь, чуток отдохнешь, а мороз-то не дремлет. И опять бежишь. Так и жили тогда.

                Сдавали государству не только зерно, но и морковь, яйца, шерсть, шкуры свиные и крупного рогатого скота. Все отдавали – для фронта, для Победы. Нам оставались, как говорится, рожки да ножки. Потом – Победа. Радость великая. Отец вернулся с войны, а старший брат погиб. 
       
                Рассказывает ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ КОРОЛЕВ:
                - Мне в июне 1941 года было 11 лет. Отец и два моих старших брата ушли на фронт. В селе не осталось мужчин – одни женщины да мы, пацанье. Вспоминается в те годы тяжелый, непосильный труд, который лег на наши детские плечи. Чем только ни занимались.… Трудились от темна до темна на всяких работах. Летом конский навоз возили и из него делали кизяки. Ими зимой топили печи.

                Пололи посевы от сорняков, заготавливали корма для коров, лошадей. Днем работали на полевых или других работах, а в ночь – хлеб возили в Рубцовск на лошадях и быках. Быки не всегда слушались. Бывало, бык долго идет, и вдруг – ложится. Не хочет двигаться. Скотина ведь тоже устает. Мы всякий раз пытались его поднять. Веревкой за рога цепляем и поднимаем или буксиром тащим. Встает и идет дальше.

                Зерно таскали на себе. Насыпали по полмешка и таскали по ступенькам. И как только сил хватало… Работали круглый год, без выходных. Зимы тогда морозные стояли. День зимой короткий. Вставали в 4 часа утра, кормили скотину и выходили на работу. Люди в те времена были дружные, не было ни ссор, ни ругани. Помогали друг другу, чем могли.

                Помню день Победы. Мы с мамой на огороде были. Кажется, картошку сажали. Мимо нас ехал почтальон из деревни Кизиха, остановился и зовет нас. Мы подошли с мамой. А он и говорит: «Война кончилась». Господи, как мы обрадовались! Мама заплакала.

                Два моих брата так и не вернулись с войны – погибли. Старший брат Иван с самого начала войны исчез где-то в Белоруссии,  числился без вести пропавшим. Мы пробовали его искать, думали, что он попал в плен. А потом пришло извещение, что он погиб. Второй брат Николай погиб в Латвии 17 ноября 1944 года. Отец вернулся уже в 1946 году.