Дерево

Коля Антонов
ДЕРЕВО
(Из цикла «Таёжные сказки»)
Ещё в далёкой, юности, когда только взрослые начали брать меня с собой на охоту, я услышал эту легенду. Она настолько врезалась в память, что и сейчас, спустя многие года я отчётливо помню даже место, где мне её рассказали.
Вертолёт летел часа три, уже весь изъёрзавшись, я неотрывно смотрел на расстилающуюся внизу тайгу. Ах, как прекрасна тайга в любое время года, как она манительна величава и прекрасна. Сердце сразу начинает щемить, глаза увлажняются, дыхание становится волнительным, а рука непроизвольно тянется к поясу, где должен быть нож. Наконец мы приземлились на неприметной поляне, выгрузили снаряжение. Три взрослых, бородатых мужика, три собаки адской помеси волка и овчарки, и я, семилетний первоклашка, точнее уже перешедший во второй класс, но ещё зависший между окончанием первого и не пришедшего второго. Ещё через час мы оказались на берегу речки «Чернушка». Там стоял приземистый, сложенный из валунов дом, крыша была из дерева, чуть вдали виднелась банька и пара сараев. Вокруг дома шёл забор, тоже потемневший, местами осевший, но всё такой-же неумолимый страж от лесной нечести и зверья. А то, что нечести и зверья было окрест полно, я даже не сомневался, да и как сомневаться, если в свой самый первый раз, за год до этого сезона, я сам видел и лешего, косоглазого волосатого мужичка с пеньками торчащими из тела. И Болотника видел, и Шиша, и медведя, и лося, волков я не считал, зайцев и лис тем боле..
Мужчины быстро привели дом в порядок, разобрали вещи, обмели земляной пол, натаскали дров, воды, развели огонь, поправили забор, поставили сеть, запарили баньку по-чёрному. Попарились, приняли спирту, мне шишковый чай, закурили и неожиданно кто-то произнёс «Надо бы к Дереву сходить, посмотреть, как там оно?». «Что за дерево такое? – я стал расспрашивать, от меня отмахивались, но как-то странно, чуть ли ни со страхом. Хотя чего могут бояться эти взрослые мужики, выросшие в лесу, живущие иногда в тайге годами? И всё помалкивали, кряхтели от спирта, с шумом бегали к реке, но опять же, как-то с оглядкой, неуверенно что ли. Ну вот и ночь упала звёздами на наш костёр. Завыло, застонало в лесу. Я подбросил поленья в огонь, хвойника, от комаров и гнуса и ещё раз спросил: «Дядя Степан, ну что за дерево такое, я ж не маленький уже, расскажи?»
- Ладно, слушай, только не перебивай и ничего не спрашивай. В давние времена, когда ещё и страны то нашей толком не было, жил в этих местах один известный на все эти края охотник. Звали его Ыйык Мас, он никогда не рубил старые деревья, не убивал медведя и не умел плавать. Он бра ровно столько из леса, сколько нужно было для жизни, соблюдал обряды, знал язык птиц, понимал разговоры растений, а грибы и ягоды, сами приходили к нему на поклон. Сколько лет было этому охотнику, никто не знал, но иногда его видели другие люди, или он молча появлялся в каком-нибудь посёлки за сотни километров от своего жилья, совершал обмен на то что ему требовалось, и снова исчезал в лесу. Некоторые считали его шаманом, но так это или нет, точно никто не знал. Однажды, в лесу он обнаружил девушку необъяснимой красоты, в нездешной одежде. Она спала. Охотник удивился. Откуда здесь она взялась, но ни звери, ни птицы, ни растения тоже не знали откуда и кто она. Он попробовал разбудить красавицу, но та спала так крепко, что добудиться её было не возможно. Тогда охотник взял её на руки и принёс сюда. Когда-то именно тут был его дом. Эти валуны, может помнят его, а потом уже, после того что случилось, сюда долго не решались приходить, но уж больно здесь место хорошее, дом отстроили заново, и каждый, как может, кто бывает тут, старается поддерживать порядок, да пристройки всякие, сараи вон, баньку пристраивали потихоньку. А уж зверь здесь какой, птицы, рыба, ягоды, грибы! Тут даже гнуса меньше и комары не такие жадные до крови. Так вот. Принёс он её домой, и стал её выхаживать, кормил, обмывал, ухаживал, расчёсывал чёрные волосы, и сам не заметил, как влюбился. Но красавица не просыпалась. А с некоторых пор, Ыйык Мас, стал замечать, что пока он уходил в лес в доме кто-то хозяйничал, пол подметён, посуда отмыта, всё прибрано и чисто. Мерещится что ли начало ему? А позже он начал слышать песню, такую тоскливую и нежную, что сердце сурового Мужчины, изнывало от печали. «Уж не схожу ли я с ума, иногда думал охотник». И спрашивал деревья, спрашивал облака, спрашивал ветер, чей это чудесный голос, о чём эта песня, кто эта Женщина в моём доме. Но молчал ветер, хмурилось небо, шелестели невнятно деревья, растения замирали, а животные отворачивались от Охотника. И раз ночью, когда Ыйык Мас возвращался домой, он увидел вон там, у реки бледную тонкую фигурку своей красавицы, она выходила из воды обнажённая, пела и вокруг неё, было сияние. Охотник замер. А потом бросился к красавице с расспросами и словами любви.  Заплакала красавица. «Ах, зачем ты меня увидел, зачем ты со мной заговорил, ещё бы несколько дней и я навсегда стала твоей» И стала исчезать, она уходила в лес и Исчезала, Охотник бежал за ней, но догнать не смог. А на месте где она окончательно пропала, вырос прекрасный цветок. Таких, охотник ещё никогда не видел. И горько заплакал Ыйык Мас, и проклял всё вокруг, и проклял всё, и животных, и птиц, и небо, и землю, и растения, и себя. И разорвалось сердце Великого Охотника и пал он замертво. И на месте где он умер, скоро выросло дерево и стали это дерево называть Ыйык Мас – Жертвенное дерево. Много лет прошло с той поры, но все кто тут бывают, приносят свою жертву, а иногда тут можно услышать тихую песню, такую тихую, и грустную, что становится печально и грустно. Ну вот и всё. Дядя Степан поднялся от костра и ушёл в дом. А я ещё сидел, плакал и жалел красавицу и охотника.
Через неделю мы вышли на поляну, где нас ждал вертолёт и вернулись в посёлок.
Прошло много лет, прежде чем я снова оказался в тех краях, на тот раз я прилетел один и собирался пожить там после войны полгода. Охота была удачной, я вспоминал язык птиц, говор растений, шёпот трав и было так хорошо. А перед самым отъездом, когда я уже собрался, я сходил к Ыйык Мас, положил жаренное мясо, соль, сигареты, патроны, поклонился и вернулся к дому. Разжёг огонь и до утра сидел с переполненным тоской сердцем, и уже когда рассвет пробирался сквозь ветки, когда птицы начинали ворошить сны я услышал эту песню, эту красивую песню и понял о чём она, она была о невероятной любви, которая где-то ходит, но никак не может найти себе прибежище…
Н. Антонов
Г. Москва
7 мая 2016 г.