Московское метро

Евгений Гудан
   Как только сообщили об открытии священного монумента на Поклонной Горе, семидесятилетний ветеран, работавший в то время журналистом районной газеты, взял краткосрочный отпуск, и купил билет на Москву.
   В родном Хабаровске непогодило. Который день шёл дождь. Но самолёт вылетел по расписанию. Командир корабля поприветствовал пассажиров и пожелал всем хорошего полёта. Авиалайнер набирает нужную высоту, и идёт заданным курсом на Москву.
   Перелёт был недолгим - всего-то восемь с небольшим часов на самолёте Аэрофлота, и вот она - солнечная Москва!
   - Ну, здравствуй, здравствуй, моя красавица!, - негромко произносит ветеран, радуясь встрече и удивляясь новому облику столицы Родины.
   Вскорости он уже был в метро. Выполняя поставленный себе план, он решил, не откладывая в долгий ящик, сразу же ехать на Поклонную Гору, чтобы увидеть монумент воинам-освободителям, вспомнить боевую молодость, и уже далёкий декабрьский 1941-й год...
   Люди бесконечной вереницей сновали туда-сюда, снизу доносился шум разноголосой толпы, резкие звуки проносившихся электропоездов. Подземка Москвы жила своей привычной жизнью.
   Подойдя к турникету, ветеран собрался спуститься вниз по эскалатору.
   - Товарищ, товарищ, вы куда без билета?, - вдруг раздался резкий голос, и  подбежавшая контролёрша схватила его за руку.
   - Мне надо ехать!, - сказал ветеран, слегка заикаясь от неожиданности.
   - А почему без билета, куда ехать? - выдавила из себя служительница метро.
   - Ветеранам же положен бесплатный проезд? - негромко спросил пожилой человек.
   - Покажите удостоверение! - потребовала бдительница порядка.
   Подержав в руках документ, она недружелюбно произнесла: - Бесплатный проезд на метро положен только москвичам, а вы чужой! Много вас тут таких ездит!
   Не став спорить, ветеран купил билет, сел в подошедшую электричку, и поехал в нужном ему направлении.
   Губы его мелко подрагивали: чужой! Из глаз как-то неожиданно выкатились скупые мужские слёзы...
   Может быть, не от обиды расстроился старый солдат, а вспомнил ту страшную зиму, когда он, рядовой одной из дальневосточных дивизий, наряду с другими воинами-освободителями многонационального Советского Союза, остановил на подступах к Москве фашистских захватчиков. Тогда, в 41-м, он чужим не был... Как не были чужими представители  многонационального Советского Союза - русские, казахи, нанайцы, грузины, нивхи, эвенки, татары, ненцы, украинцы, ульчи, и многие другие, которые с братьями по оружию стояли насмерть, не щадя своей жизни.
   Многие из них полегли в тех кровопролитных боях, но не дали фашистским извергам захватить Москву, и продвинуться туда, дальше, на Восток, где остались их родные и близкие, где ждала их малая родина.
   Защемило сердце у старого солдата. Больно вспоминать ту страшную войну. Больно...
   С той поездки в Москву прошло двадцать пять лет. Каждый год в День Победы ветеран Великой Отечественной войны надевает мундир с многочисленными боевыми наградами, и идёт в праздничной колонне к монументу Памяти и Славы. Но с каждым годом ветерану всё сложнее ходить. И в прошлом, 2017 году, за ним подошла машина администрации сельского поселения, и отвезла ветерана к месту проведения митинга в честь Победы! Не забывают власти участника Великой Отечественной войны! Не забывают!
   В октябре прошлого года ветеран отмечал своё 95-летие со дня рождения. Многие пришли его поздравить.
   Никому не рассказывает ветеран о том случае в московском метро - неприятно ему до сих пор. И лишь иногда ветеран, разоткровенничавшись с родными и близкими, сожалеет о том, что развалился Советский Союз. Горюет о том, что люди из бывших братских республик живут сами по себе, каждый в своей национальной квартире.Разве таким он видел исход Великой Победы? И никак не может понять, почему на Украине брат идёт на брата, сын на отца? Почему?