Щука

Коля Антонов
ЩУКА
(Из цикла «Таёжные сказки»)

Когда мы вернулись в посёлок, я ещё долго не мог прийти в себя от рассказа дяди Степана. По ночам мне снились бродящие по лесу деревья, неясные тени животных и поющие грибы. Я вскакивал среди ночи, зажигал лампу и сидел до утра при свете. И только с рассветом, снова засыпал. Дед качал головой, а бабка заваривала травы и тоже качала головой. Я слышал иногда их приглушённый шёпот, видел взгляды странные и понимал, со мной произошло что-то такое, чему объяснения, я семилетний мальчик дать не мог. Но через неделю стало легче, сны стали прозрачными, а потом и вовсе исчезли. Я носился с мальчишками по посёлку, гоняли кур, воровали друг у друга яблоки и бегали смотреть на вертолётчиков. Каждую неделю они принимали на борт партию промысловиков-охотников и улетали на пару дней в безбрежность пятнистой зелени. Иногда казалось, что они улетали в зелёное море, на острова, и потом возвращались, хмурые, усталые. Два дня отдыхали и всё повторялось. Когда мы в прошлый раз летали в тайгу, то пилотом был старинный друг дяди Степана, и дальний родственник моих деда и бабки – дядя Витя. Он жил рядом с взлётной площадкой, в небольшом домике, вместе со своей женой. Детей у них не было и всё свободное время от работы, дядя Витя читал книжки, что совсем не было свойственно поселковым жителям.
Однажды вечером, я забрёл на вертолётную площадку, увидел сидящего возле дома дядю Витю, с книжкой в руке. Он задумчиво курил и смотрел в сторону реки Луэсье. Она протекала рядом с посёлком и мы часто там ловили рыбу, больше ради забавы, чем ради пропитания. Рыба почему-то здесь почти не водилась. Я поздоровался и присел рядом с дядей Витей.
- Интересная книжка?
Дядя Витя посмотрел на меня, словно я был прозрачным, потом вздрогнул.
- Да так. Кому как. Мне нравится.
- Дядя Витя, я вот всё спросить хотел, вы ведь столько лет тут живёте, столько видели, столько прочли.
- И что?
- А правду рассказывают, что в нашей речке водится щука-людоед?
-  Каждый рыбак мечтает поймать большую, а еще лучше – гигантскую рыбу. А некоторые рыбы мечтают поймать рыбака. Такие хищники обитают не только в морских глубинах и тропических реках, но и у нас на севере.
Дядя Витя закурил.
- На самом деле трудно даже представить огромную тайгу и тундру – десятки тысяч километров глуши, где не ступала нога человека. Многие районы Сибири известны только благодаря аэросъемке, и даже геологи изучают их, в основном продвигаясь по руслам рек. Вдоль рек предпочитает селиться и местное население – ханты, манси и якуты в центре Сибири, а восточнее и севернее – чукчи, долганы, нганасаны, юкагиры. Что скрывают таежные дебри, не знает никто. Ходят слухи, что здесь до сих пор живут мамонты и духи-великаны, похожие на первобытных людей. Есть и другие таинственные существа, в том числе гигантские щуки-людоеды.
Начало темнеть, зажужжал гнус.
- Так это правда?
- Легенды рассказывают, что этих рыб можно встретить в больших озерах. По словам селькупов, щука, достигшая столетнего возраста, специально ищет глубокий водоем во время разлива рек и остается в нем до самой смерти. Узнать местообитание монстра легко – у такого озера нет истока, его избегают птицы и звери. Селькупы называют эти озера пурулто – «озерами черной воды», и никогда не будут удить здесь рыбу и плавать на лодке. Они боятся подходить к ним даже зимой, полагая, что чудовищные щуки могут проломить лед и полакомиться путником.
- А правда что одна такая щука съела местного мальчика?
- Это в соседнем посёлке, рядом с озером Сыалах.  Жил там один старик с парнем. В один жаркий день уплыли олени от старика к острову, находящемуся на озере. Парень сел на берестяную лодочку и погнался за оленями, чтобы не ушли далеко. Старик в это время сидит дома. Вдруг взволновалась вода без ветра. Показался большой хвост, и огромная рыба-щука проглотила парня, опрокинув лодку большой волной. Оленя эта щука тоже пастью своей захлопнула. Старик горько зарыдал, оплакивая гибель сына. На следующее утро он все озеро на олене объехал, пытаясь отыскать хотя бы кости погибшего парня.
В руках старика был топор. И вдруг, когда он ехал у самого берега, снова вода, как бугор, взволновалась. Из озера к нему огромная щука ринулась. Берег был низкий и пологий. Щука кинулась с такой громадной силой, что осталась на сухом берегу, не достав старика. Старик же подскочил и убил ее топором. Разрезал ей брюхо и нашел кости – от парня остались; от лодки же одни щепки остались. Старик челюсть той рыбы взял и поставил вроде ворот на дороге, которая ведет от этого горного озера к озеру Сыалах. Через эти ворота все, не слезая с оленя, проезжали, столь высока и широка была челюсть. А потом эту челюсть купили приезжие концессионеры. Но это давно было, ещё до революции. Ладно, поздно, иди уже спать.
Я вернулся домой, поужинал, чем бог послал, и что приготовила бабка. Деде сидел у печи, правил сети и посмеиваясь поглядывал на меня. Он всегда такой был, сам себе на уме, но про него я расскажу в другой раз. А тогда, я не выдержал, да всё и выложил деду, что услышал от дяди Вити.
- А он тебе не сказал, что ханты считают щуку не рыбой, а зверем, которого верховный бог Торум создал безголовым, видимо, опасаясь его жестокости? Но щука не растерялась и сделала себе голову самостоятельно. Она поплыла по Оби, проглатывая все, что встречалось на пути, – лося, медведя, женщину с вязанкой дров, рыбака, ворона. Из съеденного получилась голова.
Бабка зашипела на деда.
- Совсем старый ополумел? Малой только от Безумного Грибника еле отошёл, а тут Витька и ты, хватит парню голову морочить. Всё, иди спать и бабка шлёпнула меня под зад ладошкой.
Я лежал в кровати и меня трясло. А вскоре я заснул и мне снилось как в отдаленных степных озерах водятся очень старые, покрытые мхом щуки, которые проглатывают людей и лодки. Мало того, в полнолуние они выбираются на берег и ползают по полям в поисках еды, нападая на телят и коров.
С той поры я никогда не ел щук, втайне надеясь, что если я, не дай бог, попадусь такой щуке-людоедке, она пожалеет меня и не станет есть.
8 мая 2016 г.
Г. Москва
Н. Антонов