Житомир. О турпоездке по Украине

Алла Валько
Экскурсовод Сергей Владимирович начал свою лекцию с рассказа о памятнике в честь 1100-летия основания Житомира, установленном 4 сентября 1984 года. В то время деятельный городской голова в надежде получить для города деньги дал поручение местным историкам доказать дату рождения Житомира в 884 году. Историки поддержали начинание, и требуемое было доказано. Город получил деньги, и в исторической части Житомира, в сквере на Замковой горе был установлен памятный монумент. Он представляет собой огромный, многотонный валун, на котором написано: “Здесь в 884 году был основан город Житомир”. Деньги не были потрачены впустую: в честь юбилея город тоже преобразился.
 
Древний украинский город Житомир расположен в одном из живописных мест Волыни, на крутых берегах рек Тетерев, притока Днепра, и Каменки. Название города могло произойти от соединения двух слов – “жито” (“рожь”) и “мир” или населявшего эти места славянского племени житичей, входивших в племенной союз древлян. Старинная часть Житомира расположена на трёх скалистых горах: Охримовой, Замковой и Петровской.

Первое летописное упоминание о Житомире относится к 1240 году  в связи с походом на запад войск Батыя после разгрома Киева. В 1321 году князь Гедимин присоединил Житомир к Великому княжеству Литовскому. В 1399 году монгольские войска хана Эдигея, разгромив дружину литовского князя Витовта, захватили и разграбили его. В то время в городе на берегу реки Каменка уже был каменный замок, основанный предположительно ещё в IX веке дружинником киевских князей Аскольда и Дира. Замок был окружён рвами, заполненными водой, и стоял до XIX века. Место, где он был воздвигнут, получило название Замковой горы.

После первой унии Литвы с Польшей, заключённой в 1386 году, когда немецкое право в Великом княжестве Литовском распространилось и на украинские земли, король Польши Казимир в 1444 году даровал Житомиру магдебургское право. В городе быстрыми темпами развивались ремёсла, увеличивался товарообмен, строились оборонительные сооружения.

В конце XV века монголо-татарские войска крымского хана  Менгли Гирея дважды грабили и жгли Житомир, но жители быстро возвращались в него, и Житомир и ещё три города так и оставались непокорёнными.
 
В 1540 году местный зодчий Бабинский и житомирский староста князь Корецкий закончили реконструкцию замка. Его территория в то время достигала двух гектаров, имела вид неправильного шестиугольника с тремя воротами и пятью угловыми башнями. В центре этого шестигранника находился дворец старосты, церковь и амбары. Связь с замком осуществлялась через мост, переброшенный над рвом, и подземные ходы.

Историк-краевед Синяков писал о них: "Гранитная скала, на которой стоял замок, затрудняла строительство ходов, но всё же они были проведены под замком и выходили далеко за его пределы. Густая сеть подземных ходов общей длиной семьсот метров с многочисленными ответвлениями на глубине два-четыре метра протянулась в различных направлениях и создала своеобразную систему защитных сооружений". Во времена нападений Житомирский замок становился одним из центров защиты от татарских орд.
 
Судьба Житомира никогда не была спокойной. В XII веке, когда на Русь участились нападения печенегов и половцев, возникла необходимость укрепления города. Через подземные галереи в городе пополнялся запас воды, делались вылазки в тыл врага. В период с 1241 по 1709 годы Волынь пережила около 80 больших и малых татарских нападений, поэтому такие сооружения для многодневной защиты были жизненно необходимы.
 
В 1559 году Житомир становится уездным городом. Он вёл оживлённую торговлю с городами Литвы и Польши и более отдалёнными территориями. Это был период его расцвета.
 
После Люблинской унии 1569 года Житомир вошёл в состав Речи Посполитой и стал административным центром. В 1648 году казаки Богдана Хмельницкого, ворвавшись в город, вместе с татарами грабили и убивали его жителей. Замок был сильно повреждён, так что на длительное время он потерял военное значение. После Андрусовского перемирия Московскому государству отошли Смоленские и Черниговские земли, а также древнерусский город Киев. Потеряв главный административный центр Киевского воеводства, Речь Посполитая делает Житомир главным городом одновременно двух уездов — Киевского и Житомирского. Это историческое событие определило развитие города как важного административного центра, он фактически становится центром Киевского воеводства.

Конституцией Речи Посполитой 1775 года Житомир в числе столичных городов польской короны был признан первым после Кракова и получил сенаторское достоинство. В городе действовало гражданское и военное правительство. 
В 1793 году, после Второго раздела Польши, Житомир вошёл в состав Российской империи. В 1804 году по указу царского правительства город официально стал административным центром огромной Волынской губернии, в состав которой вошло 12 уездов, в том числе Житомирский и Луцкий. Это обстоятельство Сергей Владимирович особо отметил в своей лекции, стремясь подчеркнуть важную историческую роль Житомира. Столичный статус ускорил его экономическое и культурное развитие. Впервые были разработаны проекты планировки улиц, строились административные учреждения: ратуша, дом губернатора, почтовые конторы. В 1808 году был построен польский театр. В 1837 году на средства княгини Ольги Потёмкиной воздвигнута церковь святого Луки.
 
Отмена крепостного права, развитие капиталистических отношений способствовали превращению Житомира в промышленно-торговый центр. Сначала было сооружено несколько узкоколейных железных дорог, а во время первой мировой войны широкая колея связала Житомир с Бердичевом и Коростенем. В 1899 году в Житомире — одном из первых городов на Украине - началось движение трамвая.
Согласно данным первой переписи населения, в 1897 году в Житомире проживало около 66 000 человек, в том числе около 31000 евреев, 17000 русских, 9000 украинцев, 7000 поляков.
 
Со второй половины XVIII века подземные галереи города утратили свою стратегическую ценность и использовались в качестве хранилища сельскохозяйственной продукции. Теперь они превратились в обузу для города. Каменные коридоры, расположенные под улицами, время от времени проваливались, в результате чего открывались кирпичные своды. В 1889 году городская управа издала указ, обязывающий всех домовладельцев, у которых имелись погреба, проникавшие под улицы и площади города, заявить об этом в Городскую управу. В апреле того же года волынский губернатор приказал городским властям организовать обзор подземелий для выяснения, насколько они опасны, и в случае реальной угрозы добиться их засыпки.
 
Житомирские подземелья уникальные и почти не изучены. Старые пещеры держат на себе современный город. За последние пятьдесят лет на поверхности многое изменилось: проложены новые улицы, построены тяжёлые многоэтажные дома. Поэтому в некоторых районах Житомира не исключена угроза оползней. Однако варварское уничтожение подземелий недопустимо, поскольку они  являются своеобразной дренажной системой. Поэтому разрушать подземелья нежелательно, но и оставлять без надзора опасно. Необходимо их изучать и даже реставрировать, если это возможно и необходимо.

Как и большинство украинских городов, Житомир стал свидетелем событий революционного 1917 года. За это время власть в городе менялась тринадцать раз. В 1918 году в городе несколько недель работало правительство Украинской Народной Республики. В 1920 году с обращением к украинскому народу выступил Пилсудский, подтвердив его право на независимость и собственный выбор государственного устройства, а Петлюра в своём выступлении подчеркнул незыблемость польско-украинского союза.

Тем не менее фракция большевиков в Житомирском совете рабочих и солдатских депутатов получила поддержку большинства депутатов, и 5 февраля 1918 года в Житомире была провозглашена Советская власть, которая продержалась несколько дней. В конце июля 1919 года Житомир вновь оказался в зоне боевых действий. Несколько дней в районе города происходили упорные бои между красноармейцами и петлюровцами. Моя мама вспоминала, что по утрам они, дети, выглядывали в окно, чтобы увидеть, какой висит флаг, и узнать, какая сегодня власть в городе.

После гражданской войны началось массовое строительство и реконструкция города. Были созданы крупные заводы и предприятия лёгкой промышленности. В 1932-1933 годах город серьёзно пострадал в результате голодомора, который в основном затронул близлежащие села, но и в самом городе были зарегистрированы факты голодной смерти, массовых болезней и психозов, вызванных длительным голоданием.
 
В 1941 году в городе находилось Управление Юго-Западного фронта. В июле Житомир был оккупирован немецко-фашистскими войсками, в ноябре 1943 года освобождён. В послевоенный период были построены десятки промышленных, транспортных, строительных, инженерных объектов, бумажная фабрика. В городе появились новые высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, развивались учреждения культуры, спорта, туризма. Сейчас многие предприятия города пришли в упадок и требуют значительных капиталовложений.

Ныне Житомир, один из старейших культурных и исторических центров Украины с населением около 300000 человек, является центром одноимённой области. Здесь работают многочисленные культурные учреждения, в том числе 2 государственных театра и филармония, более 10 музеев, клубы, библиотеки, планетарий.
В городе сохранилось много исторических и культурных реликвий и мемориальных зданий. Его старинные и спокойные улицы и скверы утопают в зелени. В конце XIX века здесь появились кварталы маленьких частных домиков. На Пушкинской улице была построена водонапорная башня, которая является своеобразной визитной карточкой Житомира.
 
В 1802—1809 годах в Житомир неоднократно приезжал великий русский полководец Кутузов. В сентябре 1811 года здесь жил Багратион, командовавший Подольской, а потом 2-й Западной армией. Курьером для особых поручений при штабе армии был известный поэт Денис Давыдов — впоследствии организатор партизанского движения в войне с войсками Наполеона.

В начале XIX века в городе начали действовать просветительские и культурные учреждения: мужская гимназия, четырёхклассное уездное училище, позднее пансион благородных девиц, библиотека, театр, на подмостках которого выступали выдающиеся актёры Щепкин, Давыдов, Федотова, композитор Рубинштейн.

В 1846 году город посетил Тарас Шевченко. В городе работали поэт Безыменский, драматург Кочерга, композиторы Косенко, Лятошинский, Скорульский, режиссер Магар, фольклорист и хормейстер Гайдай и другие. С Житомиром связаны имена Собинова, Полины Виардо, Бердяева, Грушевского, Куприна, Волошина, Бабеля. В Житомире родились Рихтер, Короленко, Королев. Житомир — родина видных учёных, писателей, композиторов, в том числе ботаника Арциховского, военачальника Гамарника, историка Кругляка, художника Штеренберга и других. В житомирской газете Саша Чёрный напечатал свой первый фельетон. С Житомиром связано также имя Владимира Высоцкого.

В городе находятся историко-краеведческий музей, картинная галерея, музей природы, литературно-мемориальный музей Короленко и мемориальный дом-музей академика Сергея Королёва, литературный музей Житомирщины и музей истории пожарной охраны, единственный в Украине музей истории космонавтики. В городе установлены памятники и мемориальные доски Шевченко, Королёву, Довженко, Тену, Короленко, Коцюбинскому, Куприну, Пушкину, Домбровскому и многим другим известными писателям и общественным деятелям. По неосмотрительности в 1980-х годах был снесён дом Рихтера и в эти же годы переименована Лютеранская улица, получившая имя известного украинского писателя Михаила Коцюбинского, который некоторое время жил и работал в Житомире.

Сергей Владимирович показал мне место, где  раньше находился старый замок, а во времена СССР были построены дома для местных партийных и советских работников. Отсюда, с Замковой горы, открывался прекрасный вид на окрестности. Гора была настолько крутой, что для врагов действительно являлась непреодолимым препятствием. Мы прошли по Замковой площади и главной площади города - Соборной, где находится Дворец Правосудия, перед которым стоит памятник Ленину, и Житомирский областной украинский музыкально-драматический театр имени Ивана Кочерги.
 
Я восхищалась архитектурой величественных кафедральных соборов: католического Святой Софии, возведённого на Замковой площади в 1746 году, Спасо-Преображенского, Михайловского и Свято-Крестовоздвиженского. Собор Святой Софии - один из самых древних памятников архитектуры Житомира. Крестовоздвиженский собор, возведённый на Замковой горе, по своей архитектуре напоминает византийскую. В советское время он был закрыт. В 1987 году в нём открылся музей природы, основу коллекции которого в XIX веке заложил Волынский губернатор Чертков. Мне также понравился памятник, установленный в честь 1000-летия крещения Руси.
 
Мы остановились возле здания филармонии, носящей имя Святослава Рихтера. Здесь он неоднократно выступал с концертами. Житомир был одним из немногих городов, где уже в начале XIX века существовали театры. В 1809 году по инициативе волынского губернатора Камбурлея было построено первое стационарное здание театра, а в 1858 году - первый каменный театр в Украине, который и сегодня является архитектурным украшением города. Теперь в этом здании находится областная государственная филармония. Это помещение помнит знаменитых актёров  Кропивницкого, Заньковецкую, Комиссаржевскую, Олдриджа, Виардо, которую здесь слушал писатель Тургенев. Возле кинотеатра “Украина” мы любовались бронзовым памятником кузену Лариосику из романа Булгакова “Белая гвардия”.
 
Являясь ценителем и знатоком не только литературы, но и искусства, Сергей Владимирович рассказал о местном краеведческом музее, в котором нашла пристанище художественная галерея, сохранившая много бесценных картин мирового уровня.
 
Наша экскурсия продолжилась в Парке культуры и отдыха имени Гагарина, являющемся самым популярным местом отдыха жителей города. Парк был создан в XIX веке известным на Волыни меценатом бароном де Шодуаром и занимает площадь 36 гектаров. Значительная его часть расположена на склонах берегов реки Тетерев. На территории парка произрастает 80 видов деревьев и кустов, часть которых завезена из самых разных уголков мира. Перед центральным входом сооружён красивый каскад  фонтанов, за входом - смотровые площадки. В парке я сфографировала скульптуру богини Дианы.

От парка ведёт спуск к лодочной станции на реке. Самое живописное место – это подвесной пешеходный мост через Тетерев длиной 350 метров. Мы постояли на этом уникальном мосту, с которого открывался великолепный вид на поросшие густыми лесами берега реки. Надо признаться, я не ожидала увидеть здесь такую красоту. Затем мы подошли к Монументу Вечной Славы в честь воинов-освободителей Житомира, установленному в одной из самых высоких точек города. Монумент представляет собой высокую массивную колонну цилиндрической формы, высеченную из житомирского лабрадорита.

Сергей Владимирович, не переставая, рассказывал, и перечислял множество исторических фактов и имён знаменитых людей, чьи судьбы так или иначе были связаны с Житомиром. Ему были знакомы многие факты и имена, о которых знают лишь немногие. Одним из таких ранее неизвестных мне людей оказался Задерацкий Всеволод Петрович. Его судьба чрезвычайно интересна и трагична. Он родился в семье чиновника, уроженца Киевской губернии. Выпускник Московского университета и Московской консерватории, он учил музыке цесаревича Алексея. Участвовал в Первой мировой войне, а в 1918—1920 годы воевал в армии  Деникина.

Однажды увидев, как его боевой товарищ, офицер, убивает пленных красноармейцев, он выстрелил в него, и, по воспоминаниям его сына, «он понял, что бесповоротно потерял шанс сохранить жизнь на своей стороне и бросился бежать на другую сторону, через линию траншей, подчиняясь единственно инстинкту самосохранения». Оказавшись у красных, он едва избежал расстрела. Дзержинский, случайно услышав, как Задерацкий играет на рояле, выдал ему охранную грамоту. Позже ученица Задерацкого вспоминала, что у него на рояле стоял бюстик Железного Феликса. «Он спас мне жизнь в роковой момент моей биографии», — говорил композитор.

Именно Задерацкий послужил прототипом Вадима Рощина, белого офицера, который перешёл на сторону красных, в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам».
В середине 1920-х годов Задерацкий выступал в сольных концертах как пианист, а также с известным басом Пироговым. Он неоднократно был арестован и заключён в тюрьму и, тем не менее, продолжал сочинять музыку. Последний раз освобождён в 1939 году в связи с закрытием дела. В лагере создал монументальный цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано – первый опыт возрождения барочного жанра в ХХ веке (до Шостаковича и Хиндемита). Этот цикл - одно из главных сочинений композитора.

В начале Второй мировой был эвакуирован с семьёй в Казахстан, потом — в Краснодар. Теме войны посвящены оратория «Зоя» (по поэме Алигер), вокальный цикл «Поэма о русском солдате» (по  Твардовскому) и другие сочинения.
С 1945 года он жил в Житомире, затем в Ярославле, с 1949 года – во Львове, где работал в консерватории и выступал с сольными концертами. Был делегатом первого Съезда советских композиторов. Кроме фортепианных сочинений, в эти годы им были созданы концерты для скрипки и домры, симфония, хоровая сюита и ряд других произведений. Музыку Всеволода Задерацкого называют «потерянной классикой ХХ века».
 
Другим человеком, о котором я услышала впервые, был Леонид Волынский  — советский писатель и художник, организатор спасения работ Дрезденской картинной галереи после окончания Второй мировой войны. Он родился в конце 1912 года в Одессе в еврейской семье. Образование получил в Житомире. Работал художником в Киевском театре оперы и балета, ушёл добровольцем на войну. Попал в плен, бежал, дошёл до Германии и в апреле 1945 года в чине лейтенанта оказался в Дрездене. С группой из пяти солдат разыскал место захоронения картин Дрезденской галереи и организовал их спасение и эвакуацию. Эти события описаны им в автобиографической повести «Семь дней».

В завершение поездки мы посетили военное кладбище, где похоронены погибшие в боях на Юго-Востоке Украины житомиряне, бойцы АТО. Кладбище утопает в цветах. Очень много могил... Молодые лица... Не расплакаться было невозможно.

Экскурсия завершилась. Я была полна впечатлений. Из рассказа Сергея Владимировича я усвоила главное: Житомир, в котором родилась и провела детские и юношеские годы моя мама, - это великий город, славный своей героической историей и жившими в нём знаменитыми людьми.

Продолжение следует.