Композиция и реконструкция

Владимир Мурашов
        Композиция картины «Пушкин на экзамене» напоминает о чем – то очень знакомом.
        - Неужели "Тайная вечеря"?
         А ведь так! Последний ужин Иисуса с учениками. Изобразить Тайную  Вечерю стремились художники во все времена.
        Уже к 16 веку, согласно Джорджо Вазари, в церквах Италии можно было насчитать не менее десяти исполнений «Тайной вечери».
        Надо – ли говорить, что Илья Репин был знаком с работами известных художников?
        Репин в 1903 году написал собственную «Тайную вечерю». Его версия сильно отличалась от канонической, и события в истории живописи не составила. Обсуждения той картины не было. Критика как-то обошла неудачную попытку мастера.
        У Репина было время оценить выигрышность традиционного изображения.
        Может быть, получив юбилейный заказ, Репин решил не мудрствовать и соединил классическую композицию Вечери с лицейскими событиями зимы 1815 года.
        Напомним, что самые знаменитые художники соревновались в мастерстве, чтобы передать интригу последней трапезы Иисуса и характеры присутствующих. Однако сложились определенные традиции написания Тайной вечери.
        Зритель должен увидеть мудрость Иисуса, его прозорливость и готовность к завтрашним испытаниям, а также непростые отношения среди его последователей.
        На картинах всегда есть большой стол, за которым сидят или возлежат уважаемые апостолы. Спаситель по статусу главный персонаж и художники неизменно помещали его во главу стола или в центр картины. Апостолов зритель должен был узнавать согласно евангельских описаний.
        Сидящих у Репина не двенадцать, а меньше. Но у них, опять же по версии живописца, есть лидер. Его не надо вычислять, все довольно просто, поскольку автор одел его в ярко-красный мундир и заставил приподняться. Это Гаврила Романович Державин.
        На столе перед Иисусом художники ставили блюдо с барашком или хлеб. Иногда чистое блюдо. Кроме того, разных местах стола рисовали кое-какую посуду.
        Что-то есть и перед Державиным: чистый лист бумаги, также на красной скатерти мы видим кое-какие предметы.
        Кроме Иисуса в изображении Тайной Вечери есть вторая важнейшая фигура. Иуда. Иуда – человек особый. Отрицательный среди положительных. Отношения Иисуса и Иуды  - главная интрига Тайной вечери.
        Зритель должен был сразу установить Иуду среди остальных. И художники, помогая отличить, вкладывали ему в руку узелок с монетами, или одевали Иуду в желтую накидку (у Джотто). Желтый цвет - цвет измены. 
        Традиционное место Иуды – недалеко от Иисуса. Не рядом, а через одного – двух апостолов.
        Именно так изобразил его Леонардо да Винчи на своей знаменитой миланской фреске.
        За Державиным, через одного, мы видим Сергея Уварова. Он, как Иуда из Вечери имеет метку: скорчил рожу. Нет слов, Репин разобрался в их отношениях и Уваров справедливо занимает место отрицательного героя.
        Но бывало так, что художники отводили для Иуды другое место. Размещали напротив Иисуса, ближе к зрителю. Более того, Иуду писали отдельно от остальных, в одиночестве замышлявшем предательство.
        Такого Иуду мы видим например, на фреске Андреа дель Кастаньо.
        Репин использует и это второе каноническое место. Единственным сидящим напротив начальства показан Сергей Львович Пушкин. Скучающий и вечно недовольный Пушкин - старший.
        Осталось немногое. Добавить на картине Пушкина – Фофанова и стоящих за ним немногих зрителей. И вот, пожалуйста, юбилейная картина, которую с нетерпением ждет общественность, готова.

        Применение штампа налицо.
        Вот только никто не скажет Репину:
        - Браво Илья Ефимович!
        Вместо этого могут запросто указать на то, что Репин вводит публику в заблуждение, подгоняя события зимы 1815 года под свои представления и выбранный штамп.
        Надо постараться что – то сделать. Каким – то образом упредить скандал.
        И вот что делает Репин. Он устраивает инсценировку.
        Теперь похожие мероприятия называют «Реконструкции». Энтузиасты – участники выезжают в места былых событий и повторяют их исторически верный ход. Почти всегда на таких представлениях присутствуют пресса и публика.
        «По просьбе И.Е. Репина в Александровском лицее была устроена инсценировка лицейского экзамена. В назначенное время в одном из залов Лицея собрались воспитанники, пришел директор Лицея, члены Пушкинского лицейского общества. Вдоль стены поста¬вили длинный стол, покрытый скатертью, за который сели бывший министр народного просвещения, лицеист 35-го курса П.М. фон Кауфман, директор Лицея Б.Э. фон Вольф, секретарь Лицея А.А. Рубец, секретарь Пушкинского лицейского общества П.Е. Рейнбот. Они представляли экзаменующих.
На некотором расстоянии от стола поставили стулья. Первый ряд заняли дамы - среди них жена Репина Н.Б, Нордман - Северова. За дамами на стульях разместилось несколько воспитанников, изображавших гостей. За ними встали 29 лицеистов - столько присутствовало на переводном экзамене. В инсценировке участвовал правнук А,С. Пушкина, лицеист 68-го курса Павел Кондырев. Один из лицеистов - Лесков - встал у стола. …
        В момент инсценировки известный петербургский фотограф Карл Булла сделал фотографию». (Сведения Светланы Павловой, хранителя литературной экспозиции "Живем мы памятью Лицея")
        Помимо произвольной авторской трактовки версия не верна  ещё и потому, что зал и лицей -  не те, ненастоящие. Шестьдесят лет назад император Николай Павлович перевел Лицей из Царского села в Петербург на Каменноостровский проспект.
        Участникам надо было выехать в Царское село. И там, в одном из залов, проводить инсценировку.

        Репин очень хотел убедить. И это удалось.  Его представление стало основным, а затем единственно верным.  Однако бывшие лицеисты  все-таки заставили Репина в срочном порядке отступить от авторских фантазий и написать картину номер два.