Как я сдавал экзамен по радиохимии

Мишаня Дундило
В одна тысяча девятьсот 62-м году меня забрали (больше мне нравится слово - посадили) из студентов в армию  за отсутствием на факультете военной кафедры. Через 4 тоскливых года (ибо в дополнение к регулярной отсидке я еще много-много раз сидел на губе) откинулся, а военная кафедра тут как тут. А нафиг мне она сдалась, коль я уже и так отсидел на армии более чем достаточно. Ну, и решил закосить.

Шась к глазнику, предварительно запомнив силуэт Австралии. Говорю: боковым зрением вижу, а по центру отнюдь. Врачиха сажает меня за аппарат и проверяет тщательно и многократно, контура совпадают, диагноз неумолим: центральная скотома. Где заработал, спрашивает? Вру: в солдатчине радиоактивной пыли в моргало набрал.

Учусь, блаженствую от пары выходных дней вместо одного (военка была по четвергам). А тут меня вызывают в деканат и говорят: милый, тебе нельзя радиохимией заниматься при твоем-то суровом диагнозе. Ну, блин - я до потолка от радости взвился! Один из самых неприятных химических предметов отваливается. И кайф мой от переизбытка свободного времени стал просто невообразимым.

Наступает сессия - сдаю то, другое. Меня снова в деканат: ты чё, сукин сын, радиохимию не сдаешь?! Я опупел, в натуре: - нате-здрасьте, сами ж от нее меня и избавили. "Да мы тебя от практикума, дурак, освободили, от практикума! А не от лекций и экзамена! Догоняешь, лох? Срочно сдавать шагом марш!!"

Я слегка окривел и давай репу чесать. Экзамен по радиохимии в то время шел уже полным ходом. Канаю в здание НИХИ, где народ экзамен сдавал, с единственной целью: попросить у кого-нибудь учебник, тетрадку с лекциями, шпоры. Две трети народу уже сдало. Занятий я не посещал и великого ученого Макарова, читавшего нам предмет, в глаза не видел. По указанной причине радиохимию я знал весьма скромно, в объеме следующих истин:

1) радиохимия и радиационная химия - это вещи разные. Но в чем разница, это уже выходило за пределы моих познаний.

2) Существовали в природе какие-то Пьер и Мария Кюри. И вроде, элемент открыли типа радий.

3) Была еще какая-то совершенно загадочная и неизвестная мне мисс Бауэр. Что она там понаоткрывала, понятия не имею.

ВСЕ.

А тут бежит мимо опоздавший ЦАРЬ (Вадик Царев) и орет: - Cдал? Я: - Куда там в жопу. Я ничего по радиохимии не знаю. Царь: - Я тоже ничего не знаю!! На, держи, у меня второй Макаров есть (сует учебник), и вперед за мной! - ... и не успел я опомниться, как у меня билет в руках, а сам я посреди полупустой аудитории с книжкой за пазухой и с абсолютно пустой головой.

Смотрю, первый вопрос: Закон радиоактивного распада и накопления. Так, значит. Что-то там распадается и что-то накапливается. К счастью, с математикой у меня было все по понятиям. Написал дифур, решил его и изобразил функции распада и накопления, какими я представлял себе их на своем доморощенном уровне.

Второй вопрос - по какому-то непонятному изотопному разбавлению (?) Это что еще такое - изотопное разбавление???? А? Проще ответить, где начало того конца, которым оканчивается начало (© К. Прутков). Перетащил книжку под коленки, судорожно пролистал, нашел тему и скопировал все на бумажку, делая вид, что очень сильно мыслю.

А на третьем вопросе меня и вообще чуть не хватил кондратий. Вопрос: ЭФФЕКТ МЕССБАУЭРА И ЕГО АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРИМЕНЕНИЯ. Сначала показалось, что в билете опечатка: почему эта шалава мисс Бауэр написана одним словом? Полез в книгу ради выяснения истины, но увы - я сидел уже одним из последних, волкодавы-аспиранты на меня заорали и набросились сворой, так что я едва успел спустить книжку по наклонной плоскости, а Светочка Снежко в четырех метрах впереди меня и двумя метрами ниже ловко припечатала ее стройной задней лапкой к полу.
(Впоследствии выяснилось, что книжка ее спасла.)

А еще, к ужасу моему, у меня в перечне вопросов обнаружилась задача, которую я обязан был решить, как избежавший практикума. Но я с нею как-то справился, ибо она оказалась по только что затронутой мною теме радиоактивного распада и накопления, сиречь по первому вопросу билета.

И вот, крещусь и иду сдавать предмет со следующим скромным багажом знаний: своя собственная версия фундаментального закона природы, споротое с книжки изотопное разбавление, полное незнание эффекта Мессбауэра и непонятно как решенная задачка.

Принимает меня в объятья профессор Ишина и командует: вперед.

Набравшись неслыханной наглости, бодрым и самоуверенным этаким тоном я давай ей пороть чушь по своей версии Закона радиоактивного распада и накопления. Она вежливо пытается меня прервать дабы задать вопрос, а я ломлюсь напролом как танк... -Па-па-па-па---па... стойте. - говорит, - па-па-пагадите, па-па-па-па.. па какому материалу вы готовились?? Отвечаю: - Па-Па-па-па-па.. - па лекциям Московского университета. Она и отвечает: - Ваше счастье, что в этом вопросе у нас нет расхождений с московской научной школой. Но терминологию и символику вам следовало бы использовать все-таки нашу, ленинградскую. Ну, продолжайте...

Наезжаю на Ишину с официальной версией изотопного разбавления и успешно побеждаю.

А впереди обрушенный мост - Мессбауэр! И тут профессора Ишину вызывают к телефону, а я панически продумываю тактику дальнейших действий. И тут меня осеняет...

Возвращается Ишина, а я и говорю: а вот я практикума не проходил и зачета не сдавал, поэтому у меня еще задачка, но ее тема касается первого вопроса, который я имел несчастье готовить по московским лекциям, и если вы мне сделаете мне скидку на то, что я не волынил, не сачковал, а все ж добросовестно изучал предмет, хотя и поддавался искушению узнать, каковы научные течения в мире и чем они отличаются от нашей школы.... - в общем, замутил ей мозги до подкорки, и она говорит: не надо, не надо так много слов, давайте вашу задачу. Решение оказалась правильным. Так я и проехал на своей тактической козе в обход этой устрашающей "мисс Бауэр"* с косой через плечо.

(*Примечание: Людвиг Рудольф Мёссбауэр - немецкий физик).

Ишина берет зачетку: - М-да... к сожалению, на пятерку вы не вытягиваете... но четверку заработали честно, знания предмета у вас достаточно твердые.