Анна Ахматова. Продолжение 1

Мадам Пуфф Лев Черный
                АКТ ВТОРОЙ


                Сцена та же, что и в первом акте

                (На экране портрет С. Есенина)

   Голос за сценой
                Были годы тяжелых бедствий,
                Годы буйных безумных сил.

                Если раньше били в морду,
                То теперь вся в крови душа.

                Как и ты - я, отовсюду гонимый
                Средь железных врагов прохожу.

                Что-то всеми навек утрачено.
                Май мой синий! Июнь голубой!
                Не с того ль так чадит мертвячиной
                Над пропащею этой гульбой.

                Жалко им, что Октябрь суровый
                Обманул их в своей пурге.
                (Экран гаснет. Свет снова освещает А. Ахматову)

   Ахматова
   "Все старые петербургские вывески были еще на своих местах, но за ними, кроме пыли, мрака и зияющей пустоты, ничего не было... Догнивали знаменитые петербургские торцы. Из подвальных окон "Крафта" (угол Садовой и Итальянской) еще пахло шоколадом. Все кладбища были разгромлены. Город не просто изменился, а решительно превратился в свою противоположность. Но стихи любили (главным образом молодежь)...
   Об аресте Николая Степановича я узнала на похоронах Блока. "Запах тленья обморочно сладкий" в моем стихотворении "Страх", написанном ночью 25 августа 1921 г., относится к тем же похоронам..."
                (На экране А. Ахматова)

   Голос за сценой
                Страх, во тьме перебирая вещи,
                Лунный луч наводит на топор.
                За стеною слышен стук зловещий -
                Что там, крысы, призрак или вор?
               
                В душной кухне плещется водою,
                Половицам шатким счет ведет,
                С глянцевитой черной бородою
                За окном чердачным промелькнет -

                И притихнет. Как он зол и ловок,
                Спички спрятал и свечу задул.
                Лучше бы поблескивание дул
                В грудь мою направленных винтовок,

                Лучше бы на площади зеленой
                На помост некрашеный прилечь
                И под клики радости и стоны
                Красной кровью до конца истечь.

                Прижимаю к сердцу крестик гладкий:
                Боже, мир душе моей верни!
                Запах тленья обморочно сладкий
                Веет от прохладной простыни.
                (На экране портрет Л. Чуковской)

   Голос за сценой
   Из книги Лидии Чуковской "Записки об Анне Ахматовой":
   "...Аня Каминская рассказала мне - а я не знаю, можно ли ей верить? - что рассказывала ей Анна Андреевна о последнем своем свидании с Николаем Степановичем.
   Она уже была замужем за Шилейко и жила в Мраморном. Николай Степанович пришел к ней объясняться - кажется, о разводе. Разговор был неприятный. Они простились. Николай Степанович спускался по винтовой лестнице. Анна Андреевна крикнула ему вслед:
   - По такой лестнице только на казнь идти!
   Больше она его не видела.
   Расстреливали у выкорчеванных корней - деревья повалены, корни торчат, под ними ямы".
                (Свет вновь освещает А. Ахматову)

   В 1964 г. Ахматова рассказывала:
   Ахматова
   "А теперпь я вам расскажу о самой большой сенсации. Недели за три до моего отъезда в Ленинград ко мне пришел один очень высокопоставленный человек. (...) И он мне сказал, что собираются реабилитировь Гумилева, и спросил, как бы я к этому отнеслась. Я сказала, что никогда не верила в виновность Гумилева. Он, конечно, ни в чем не виноват и его реабилитация была (бы) только восстановлением справедливости. Дальше он рассказал, что были подняты дела, связанные со следствием по делу Гумилева, по делу "таганцевского заговора", по делу самого Таганцева, и выяснилось, что собственно никакого "таганцевского заговора" не было. Что Гумилев ни в чем не виноват, не виноват и сам Таганцев ни в чем. Никакого заговора он не организовывал. Он был профессор истории в университете в Ленинграде. Был большим оригиналом, но политикой, а тем более заговорами, не занимался. А было следующее: действительно была группа - пять моряков, которые что-то замышляли, и, чтобы отвести от себя подозрения, составили списки якобы заговорческой группы во главе с профессором Таганцевым. Включили в эти списки много видных лиц с именами, в том числе и Гумилева, отведя каждому свою определенную роль. Для того, чтобы самим, таким образом, остаться в тени при любых обстоятельствах. Всего ими в списках было упомянуто 61 человек. Из них казнили - 51. Так вот, весь этот заговор оказался несуществовавшим, и теперь, после рассмотрения всех материалов, Гумилев будет реабилитирован. И даже сам Таганцев будет тоже реабилитирован. Вот так мне сказал этот человек, которому нельзя не верить: он слов на ветер не бросает".
                (Свет продолжает освещать А. Ахматову)

   Женский голос за сценой
                Земной отрадой сердца не томи,
                Не пристращайся ни к жене, ни к дому,
                У своего ребенка хлеб возьми,
                Чтобы отдать его чужому.
                И будь слугой смиреннейшим того,
                Кто был твоим кромешным супостатом,
                И назови лесного зверя братом,
                И не проси у Бога ничего.
                (На экране снова А. Ахматова)

   Мужской голос за сценой
   Корней Чуковский вспоминает:
   "Если просидеть час в книжном магазине - непременно раза два или три увидишь покупателей, которые приходят и спрашивают:
   - Есть Блок?
   - Нет.
   - И "Двенадцати" нет?
   - И "Двенадцати" нет.
   Пауза.
   - Ну так дайте Анну Ахматову!"