Диалоги о Пушкине. Вопрос 16

Нелли Мельникова
                Гений – всегда загадка
Какое первоначальное название дал Пушкин трагедии «Моцарт и Сальери»?

                «Зависть»
Закончена трагедия 26 октября 1830 года (знаменитая «Болдинская осень»), но есть письменные доказательства, что задумана она еще в 1826 году.
 Только что умер Сальери.
 Легенда об отравлении им Моцарта еще витает над миром и, естественно, она – очень привлекательный материал для создания трагедии (воспользовался же Пушкин чуть ранее тоже легендой при создании драмы «Борис Годунов»!).
До сих пор вразумительного и аргументированного ответа о причинах ранней смерти Моцарта нет. Даже два современных австрийских врача, изучавших его волосы и историю болезни, оставили вопрос открытым.
Человечество, вероятнее всего, никогда об этом ничего не узнает. Поразмышляем о том, почему Пушкин сменил название.
 Думается, что затронутые в трагедии вопросы гораздо глубже, чем лежащая на поверхности зависть.
Сальери (по Пушкину) считал, что сам он большой композитор, достигший славы и известности долгим, упорным трудом, учась у многих предшественников, а Моцарт – отклонение от нормы, ошибка Бога, как бы перечеркивающая значимость трудолюбия, поэтому жить ему не следует, и приговорен он не только из зависти.
Пушкин, уважая и ценя трудолюбие, все же с Сальери не согласен. В письме к Вяземскому он не отрицает, что он – ученик Жуковского, но ученик, пошедший своим путем.
Гений, прежде всего, должен нести человечеству НОВОЕ.
Такими были и Моцарт, и Пушкин.
Сальери этого слова не сказал, он лишь добротно работал на материале, добытом другими, и в этом его глубокое отличие и от Моцарта, и от Пушкина.
Почему-то в голове крутится фраза из элегии «Редеет облаков летучая гряда»: «…над морем я влачил задумчивую лень». «Лень», которая потом вдруг вулканом выбрасывает сотворенное в долгие часы внешнего безделья. Мозг творца, очевидно, не отдыхает никогда; подтверждением тому великие открытия, сделанные во сне. Да и сам Пушкин неоднократно хватался за перо ночью, дабы успеть записать убегающие рифмы. Вполне возможно, что у Сальери был иной способ творения, и «задумчивая лень» не была его подругой.
Вот, имея в виду показать два подхода к творчеству, поэт и назвал трагедию «Моцарт и Сальери», но зависть, как очень сильное человеческое чувство, естественно, всё же имела место, об этом написано очень, очень давно в великой книге: «Библия».
Немного о реальном, не пушкинском, Сальери.
Еще до того, как Пушкин взял у Жуковского «взаймы» выражение «...гений чистой красоты», когда Пушкин был ещё лицеистом, Жуковский навестил его и подарил свой портрет с надписью, точно угадывающей место юного Пушкина на поэтическом Олимпе:
«Победителю-ученику от побежденного учителя».
А уже когда «одолженная» у учителя фраза была встроена в гениальный текст, она производила такое впечатление, что забыть ее уже было невозможно, и именно в контексте Пушкина, а не Жуковского.
Такие шутки позволял себе иногда и Моцарт – он нередко налету подхватывал чьи-то музыкальные темы и поднимал на такую гениальную высоту, после чего оригинал буквально блекнул и забывался. Так произошло с одной из тем в увертюре к опере «Дон-Жуан», где Моцарт использовал музыкальную тему Сальери.
 Автор, присутствовавший на премьере, возмутившись, демонстративно вышел вон из зала.
Так проявилась разница в реакции на «заимствование»: Жуковский был всю жизнь опекуном, «нянькой» своего превзошедшего его ученика, но и Сальери не был злым человеком; Бетховен, Шуберт, Лист, бывшие его учениками, с теплотой и благодарностью вспоминали о нем.
Но... видимо, более интеллигентный Жуковский сумел переступить через факт «побежденности» и даже публично его признать, а Сальери – нет.
Очевидно, это и рождало различные необоснованные легенды, одной из которых и воспользовался Пушкин.
И еще...
В свое время в советском кинопрокате появились два фильма «Моцарт и Сальери». В первом, более раннем, великий И.Смоктуновский сыграл Моцарта (Сальери – П.Глебов), в более позднем – Сальери (Моцарт – В.Золотухин).
Не есть ли это стремление артиста утвердить глубокую, часто упускаемую многими мысль о возможности создания гениальных творений, только плюсуя дар Божий с великим трудолюбием?