Заметить красоту

Григорий Рейнгольд
Заметить красоту

Почти всё моё детство, да и вообще жизнь, прошли в «хрущёвках»1, типовых крупнопанельных или кирпичных домах, каких тысячи, совершенно одинаковых, в нашем городе и стране. Помню, как в 1961 году отец получил однокомнатную квартиру в таком доме. Наш старый дом, как я теперь понимаю, был гораздо красивее, но там мы жили в коммуналке, а перед этим в деревянном доме без всяких удобств, и поэтому переезд в «хрущёвку» и сама она воспринимался нами, детьми и родителями, как светлое событие в жизни. В дальнейшем мы два раза переезжали в другие квартиры в таких же домах, каждый раз улучшались условия нашей жизни, и казалось, что лучше жильё трудно себе представить. Таким образом, с детства к современным типовым домам у меня было хорошее отношение. Помню, как-то, когда мне было лет 8, отец попытался мне объяснить, что и в старых домах есть своя прелесть, но я этого тогда не понял…
Я, как и подавляющее большинство иркутян, ходил по центру города, где почти каждый дом представляет собой архитектурный шедевр, и не видел красоты. Смотрел в упор и не видел. Увидел, когда мне было уже немало лет. И стоял я, зачарованно запрокинув голову, рассматривая открывшиеся мне барельефы на улице Большой (Карла Маркса), и странно мне было, что идёт толпа народа по своим мелким делам, и не видит никто этого чуда. Не видят те, кто живёт в типовых домах, не видят и те, кто живёт среди этой красоты.
Хотя, если бы увидели, подняли головы, то забыли бы про дела, остановились бы. Не дай Бог, под машины попали! Я и сам стараюсь приезжать любоваться этой красотой специально, а не тогда, когда по делу иду. Детей с собой беру, мы в «спальном» микрорайоне живём, там одни серые бетонные коробки (хотя, не только бетонные, есть у нас и деревянные «хрущевки», и такие бывают).
Ходим мы по старой части Иркутска и любуемся, это же музей под открытым небом! Мой старший сын Миша в художественной студии учится, так он с собой рисовальные принадлежности берёт, рисует старинные дома, мы фотоаппарат купили, снимаем их, пока они ещё стоят.
Каменным то домам ничего не грозит, их век долог, а деревянные их собратья живут лет сто с небольшим. Недолговечно дерево… А по красоте своей, по оригинальности, деревянные дома, те которым лет по сто, пожалуй, и выше каменных. Смотришь на деревянное кружево, и оторваться не можешь. Но, бывает, придём мы на встречу со старым знакомым, домом-стариком, а нет его уже, ровное место, снесли или сгорел. А порой видим: стоит он уже без окон, к смерти готовится. Дома, как и люди, живут и умирают. Мы мечтаем со временем альбом сделать, где будут рассказы, фотографии, картины. Наш город достоин этого. Пока готова небольшая часть, заметка об улице Бабушкина.

http://www.proza.ru/2010/03/20/248

1998 г.