События случайны.
Имена вымышлены.
Это так, на всякий случай.
И вот опять экзамены. Сдавали четыре экзамена: математика (письменно), физика (устно), физподготовка и русский язык (изложение). Раньше, говорят, ещё история была, но это такой предмет... короче отменили его.
Экзамены сдал без сильного напряга, тем более я их только что в школе сдавал. Честно говоря, преподаватели особо и не давили. По физике, например, если уж абитуриент совсем заплыл, то ему мог помочь только закон Ома. Ну, уж если он и этого не знал, то... всё равно у нас был недобор.
После очередного экзамена строили партию двоечников и спрашивали: «Кто хочет пересдать экзамен?». Многие уже не хотели в училище. Кого-то уговорили остаться на пересдачу. Но видно так хотели учиться.
Был один абитуриент. Поступал в техническое училище, учебный центр которого находился в тех же краях, где и УЦ училища связи. Парень завалил очередной экзамен, кажется по химии. Шел по трассе Сызрань - Ульяновск. Его пригласили в наш Учебный центр, где он благополучно остался и поступил на учебу.
Кто-то даже до экзаменов не дотянул. Ведь потом нужно будет служить где-то. И не всегда по твоему желанию. Такие ребята развернулись и двинулись по домам. Бог им судья. Значит - так хотели учиться в ВУ. Надеюсь, жизнь у них наладилась. А я вот поступил, и не секунды не жалею об этом, хотя в жизни всякое бывало. И в тяжелые минуты думалось - нафига это всё нужно было, а как всё заканчивалось - и жизнь хороша, и жить хорошо. Наверное, только в такие минуты начинаешь ценить жизнь во всех её проявлениях.
Последний экзамен - русский язык (писали изложение). Помню, писали о Гагарине. Но самое интересное, что в наших зачетках, розданных перед экзаменом, уже стояло - зачтено. Тем самым, я так полагаю, нам давали понять, что сдача русского языка это формальность, и все кто сдал предыдущие экзамены, уже поступили. Экзамены сдал на «хорошо».
После сдачи последнего экзамена, на следующий день или через день, объявляли результаты. Результаты объявлялись вызовом каждого абитуриента на заседание экзаменационной комиссии, где ему лично говорили результат. Я входил на комиссию пятидесятым. Нас научили худо-бедно правильно входить в кабинет, представляться начальнику училища - генерал-майору М.С.М. и членам комиссии. Здесь до меня довели, что я стал КУРСАНТОМ военного училища связи. Хотя в основном уже было понятно, что основная масса абитуриентов поступила, но всё равно, были волнения и мандраж. Некоторые ребята при входе на комиссию забывали, всё чему их научили.
На выходе из кабинета можно было прочитать на лице у человека, поступил он или нет. Ведь были и такие, кто зачислен условно, то есть первая сессия покажет, может человек учиться или нет. Остались, наверное, самые стойкие, у кого было ещё желание учиться настоящему делу военным образом. Но впереди КМБ, месяц строевой подготовки, физподготовка, присяга и полевой выход. Не все выдержали.
Но всё это потом. А сейчас распределение по факультетам и курсам. Сразу же нас взяли в оборот командиры подразделений и старшины. В тот же день нас переодели на складе вещевого имущества, выдали всё необходимое для оборудования обмундирования, портянки, сапоги. На портянки мы смотрели как бараны на новые ворота. У моего отца были портянки и кирза, и он их носил. Но как самому мне их носить, а их ещё и наматывать нужно уметь так, чтобы они не слетали и не становились комом в сапоге через 5-10 шагов. Вот это наука. И её постигли.
Кое-как оделись, нам показали, что и как носить. Ещё наука - подшивка подворотничка, мучились по часу и более. Чего-то получилось. Но, как говорится, Москва не сразу строилась, сначала построили Киев.
На поверку оказалось, что мы, прожив свои семнадцать - восемнадцать лет, ничего не знаем и ничего не умеем. Ни ходить, ни входить, ни форму одежды носить, всему приходилось учиться заново, но с военным уклоном. Если входишь в кабинет, спроси разрешение. Прибыл, доложи о прибытии, в столовую, на занятия, в баню и т.д. строем и строевым шагом. А чего ты хотел, армия...
Вот так прихрамывая, с кое-как пришитым подворотничком пошли т.н. строем в столовую. Как ходить строем нам, конечно, показали и даже немного потренировали, но в абитуре это было не самое важное. Главное - экзамены сдать. А вот после...
На следующий день после завтрака нас вывели на плац УЦ. Наш незабвенный начальник курса М.Г.К. выстроил всю роту лицом к центру плаца по его краю и начал показывать азы строевой подготовки.
Сначала было смешно. Более ста человек, а на первом этапе нас было сто двадцать четыре человека, поднимали и опускали «одновременно» ногу, то правую, то левую. Пишу «одновременно» в кавычках так как одновременно у нас не получалось, а получался «горох», т.е. удары ногами по асфальту в разнобой. И так до обеда. Тут уже, понятно, не до смеха.
Недолго нас муштровали в УЦ, как только одели, обули, мало-мальски научили ходить строем и через день-два увезли в училище. Вот теперь мы действительно «попали». Здесь мы до обеда шесть часов и после обеда часа три - четыре занимались строевой, физподготовкой и некоторыми теоретическими предметами общевойсковой подготовки. Нас готовили к присяге. Месяц. И после присяги - полевой выход в УЦ недели на три.
Не все выдержали. Несколько человек ушло до присяги. Им повезло, не попали в армию служить. А вот тем, кто уходил после присяги предстояло отслужить два года солдатом (тогда по два года служили), в основном в нашем же УЦ. Набирали курсантов с избытком, да ещё из тех, кто по конкурсу не прошел, вызывали некоторых на учебу.
Но мы всё это прошли. И, наверное, стоит этим гордиться, что оказались не мамкиными сынками, а достойными продолжателями дела наших отцов и дедов.
Картинка найдена на просторах интернета. Спасибо автору.