Роман Святыня Книга 3 Глава 8 Часть 2

Владимир Кудрин
             Часть вторая

  Особого рассказа заслуживает храм, что расположен в селе Пятино, Инзенского района. Вернувшись домой, нашёл краткий рассказ священника Сергия Жидкова из Барышской епархии. Вот что он пишет.
  Как и во многих уголках нашей Родины, на территории Барышской епархии есть поруганные храмы, разрушенные или совсем уничтоженные в годы советской власти. Но, пожалуй, самым величественным и самым загадочным, из дошедших до нас, является храм Живоначальной Троицы, что в селе Пятино Инзенского района.
 
             Храм Живоначальной Троицы с. Пятино Инзенского района

  Стоит он в поле, недалеко от этого села. Одинокий и заброшенный, с покосившимися крестами и поросшими зеленью куполами. Молчаливый свидетель того безразличия к Богу и Его Дому, которое порой царит в человеческих сердцах. А ведь когда-то он был жемчужиной Симбирской губернии, был свидетелем исторических и драматических событий. Храм был заложен в 1823 году Анной Ивановной Анненковой в память о своем покойном муже, а также во искупление грехов ее «непутевого» сына декабриста Ивана Александровича Анненкова.  Девятью годами позже он был освящён.
 
                Анна Ивановна Анненкова

  В 1918 году храм был закрыт советской властью. В настоящее время он хоть и не разрушен полностью, но находится в плачевном состоянии. Село Пятино – бывшее родовое имение дворян Анненковых, занимавших прочное положение в русском обществе конца XVIII века. Отец Ивана Александровича Анненкова Александр Никанорович служил в знаменитом лейб-гвардии Преображенском полку. В чине капитана он вышел в отставку и перешёл в статскую службу. Он стал советником нижегородской гражданской палаты в чине статского советника. Мать Ивана Александровича Анна Ивановна славилась эксцентричными поступками, о которых судачили в светских гостиных. В 1803 году, похоронив отца и мужа, она осталась с тремя детьми на руках и стала полновластной хозяйкой нескольких имений, приносивших большой доход.
 
        Иван Александрович Анненков и Жанетта Полина Гебль

  Летом 1825 года, за полгода до восстания декабристов Иван Александрович провёл лето в Пятино вместе со своей будущей супругой француженкой Жанеттой Полиной Гебль, которую в России звали Прасковьей Егоровной.
Дом Анненковой был огромным, в официантской комнате постоянно сидело двенадцать лакеев, а стол ежедневно накрывался на сорок приборов, хотя Анна Ивановна обедала в своей комнате. Сундуки её были набиты дорогими мехами и редкими кружевами. Воровство в доме было необычайное, и постепенно все имения Анненковой были заложены и перезаложены, огромный дом и дача – проданы, а когда Анненкова умерла в 1842 году, её средства были весьма ограничены. Небольшая часть состояния была сохранена лишь благодаря вмешательству богатых родственников, и Иван Александрович смог вернуться в Пятино после ссылки. После восстания декабристов Анна Ивановна не особо печалилась о сыне и мало заботилась о нём. И когда жена Анненкова обратилась к свекрови с просьбой дать ей денег на то, чтобы освободить Ивана Александровича из Петропавловской крепости и увезти за границу, та ей отказала. Полина Анненкова отправилась в Сибирь вместе с мужем.
  Анна Ивановна заложила в Пятине храм еще в 1823 году. Но теперь храм, который должен был стать памятником почившему мужу, становится еще и «молитвой» за грехи сына. По легенде, проект великолепного пятиглавого храма, принадлежавший академику Михаилу Коринфскому, был разработан для строительства Троицкого собора на Соборной площади Симбирска, но продан Анненковой по её настоятельной просьбе. В рукописи XIX века о нём говорится, что величественный пятиглавый Троицкий храм в селе Пятино выделяется среди церквей Симбирской епархии не только своими грандиозными размерами и необычной выразительностью архитектурных фасадов, но и по-настоящему художественной отделкой всех внутренних помещений, особенно главного алтаря с его великолепной колоннадой и золочёной решётчатой сенью по всему алтарному своду.
  Судьба Анненковых заинтересовала французского романиста Александра Дюма-отца, который по рассказам бывшего учителя фехтования Огюстена Гризье, учившего Ивана Александровича, написал роман «Учитель фехтования». В романе изложена судьба «графа Алексиса Ванинкова», от которого отвернулась богатая родня и которому осталась верна лишь его любовница-модистка, ставшая впоследствии его женой. Как водится, история жизнеописания сильно идеализирована и смягчена. Анненков превращён в кающегося заговорщика, не верившего в успех восстания, но принявшего в нём участие единственно ради того, чтобы его не признали трусом.
  Дюма побывал в России спустя 20 лет после написания романа, который пользовался колоссальным успехом в Европе и России, хотя был запрещён русским императором. По некоторым данным, Дюма посетил Симбирск и Пятино. Встреча с супругами Анненковыми состоялась в Нижнем Новгороде. Также по биографии Анненковых снят фильм «Звезда пленительного счастья» с Игорем Костолевским в главной роли.
 
           Иван и Прасковья Анненковы

  Имение Анненковых в середине XIX века приобрели для графини Екатерины Абрамовны Ружевской её родители - отставной генерал Адам Адамович и Анна Дмитриевна, в девичестве Дашкова. Склеп Ружевских находился у церкви, и в 1940-е годы был разломан на кирпичи. На церковь позарились значительно раньше: в 1918 году красноармейские отряды отправились по сёлам забирать из храмов дорогостоящую утварь. В Пятине командированная группа обнаружила, что все иконы в золотых и серебряных окладах исчезли, причём местный приход был самым богатым в Карсунском уезде, к которому относилось раньше Пятино. По воспоминаниям местных жителей, один из крестьян указал на настоятеля храма священника Иоанна Ягодзинского, якобы спрятавшего святыни. Однако обыск храма и дома настоятеля ничего не дал. После допроса, на котором отец Иоанн, не побоявшись угроз молчал, священника и его сына расстреляли. Пятинцы похоронили своего батюшку в ограде храма. Несколько поколений кладоискателей изрыли весь пол церкви и прилегающее к храму кладбище в поисках пропавших икон, однако так ничего и не нашли.
 
                Храм до революции и в 60-е годы

 
          Остатки росписи храма в Пятино и  внутренняя анфилада храма
 
                Купол храма в селе Пятино

  На сайте Барышской епархии прочитал обнадёживающую информацию о восстановлении храма. Идея восстановления храма зародилась у пятинцев и местных священнослужителей уже давно. Однако мечты стали воплощаться в реальность только тогда, когда за дело по-настоящему взялся уроженец села Жадовки Вадим Вяльмисов. Он вместе с настоятелем храма, благочинным второго округа Барышской епархии архимандритом Адрианом (Шитовым) оформил все документы, открыл счет для пожертвований и собрал группу неравнодушных пятинцев в церковную общину.
  -Первое, с чем мы столкнулись, – это необустроенность, – говорит Вадим Вяльмисов. – Связались с администрацией Валгусского сельского поселения, в состав которой входит Пятино. Нам пошли навстречу. Глава администрации Сергей Жаринов постоянно выделяет технику для расчистки дороги и прилегающей к храму территории. Мы закопали вокруг храма все ямы, которые тут оставили «черные копатели». Очистили храм от мусора, а тут его были тонны.
  -Сейчас нужно побыстрее хотя бы законсервировать здание храма, чтобы сюда не мог залезть кто ни попадя, чтобы не было свободного доступа для хулиганов и мародеров, – уверен архимандрит Адриан. – Тут, по всей видимости, собиралась местная молодежь, пили, хулиганили, мусорили. Расписали все стены матерщиной.
Сейчас инициаторы восстановления храма в буквальном смысле пытаются разбудить местное население. В Пятино проживают около ста тридцати человек. Ясно, что их желания и возможностей для восстановления такого храма мало.
  -Восстановить храм – дело благое, – отметил епископ Барышский и Инзенский Филарет. – Однако для такого масштабного дела нужны огромные средства. Дело действительно сдвинется с мертвой точки, когда у храма появится состоятельный благодетель. Думаю, что его имя потомками будет почитаться так же, как имя дворянки Анненковой, которая построила этот храм.
  Как сообщает этот же сайт Барышской епархии, принято решение с наступлением весны возродить служение в храме Божественной литургии. Есть надежда, что храм с Божьей помощью будет восстановлен.
 
                Церковь Троицкая п. Барыш
  Сложившиеся впечатления от поездки по Ульяновской области, удручающие. Голые поля без ветрозащитных насаждений и полос для задержания снега, брошенные деревни без света и газа, плетни из жердей. Написалось стихотворение про эрозию, то ли почв, то ли душ.
         ЭРРОЗИЯ ДУШ
  Чёрные избы,
  Заборы с жердей,
  Ветер, сдувающий снег,
  С заброшенных Богом полей.
  Зиждется чудом,
  Здесь шаткий мирок,
  Редко мелькнёт,
  Над трубою дымок,
  Люди уехали, бросили всё,
  Лишь старики доживают своё,
  Брезжит, бывает, свечою окно,
  Так умирает в России село.
 
                Продолжение   http://www.proza.ru/2016/05/18/85