Как мы застряли в пустыне

Мишаня Дундило
Подробнее всего вспоминаются те случаи из жизни, которые эту самую жизнь невежливо так подталкивали к грани исчезновения.

В связи с этим вспоминается, как наша геологическая бригада возвращалась из Центрального Казахстана в Алма-Ату.  Дело было в конце октября 1974 года, когда мы закончили работу в районе рудничного поселка Каражал, что в Карагандинской области.  Мы - это группа в количестве шести человек в следующем составе: зам. начальника экспедиции кандидат географических наук и член КПСС товарищ Свистов, старший научный сотрудник товарищ Виноградов, шофер Вовка, практикант-третьекурсник Андрюха, его сокурсница Кузнечик (тоже практикантка - а почему Кузнечик, а потому, что она вечно прыгала через скакалку) и Ваш покорный слуга, молодой специалист - геохимик Леопольд.  Некоторые имена изменены, а то мало ли кто чего может подумать.

Так вот, закончили мы полевой сезон и собрались домой.  Перед отбытием в Питер нам надо было сдать по описи машину и бытовые шмутки в КазВИРГ (Казахский филиал института разведочной геофизики), что в Алма-Ате.  До Алма-Аты, расположенной более чем в тысяче километров к юго-востоку, классический маршрут представлял собой букву "S" - вел он в обход двух препятствий, первым из которых была безводная необитаемая пустыня Бетпак-дала, а вторым - озеро Балхаш.  Надо было ехать сначала до города Атасу в противоположном от цели направлении, потом поворачивать на юг к Балхашу, огибать озеро с запада и через Бурылбайтал - Сарышаган - Моинты выходить на финишную прямую.

Расстояние можно было сократить километров этак на триста, срезав угол напрямую через Бетпак-далу в направлении Сарышагана (западная оконечность озера Балхаш - Прим. авт.)  Кому-то такая мысль могла показаться авантюрной.  Чтобы развеять сомнения скептиков, я должен рассказать, что из себя представляют казахстанские дороги (точнее, что они представляли собой в те времена).

Дорожного полотна нет - есть следы машин, протащившихся по этому маршруту ранее.  Но там, где прошли машины, почва подверглась так называемой эрозии, стала рыхлой и совершенно непроезжаемой.  Поэтому водитель вынужден был искать свой путь по более-менее твердой почве, и тем увеличивал масштаб экологического бедствия.    Намного проще было ехать не по дороге, а далеко в стороне от нее - не завязнешь в рыхлятине и пыли не наглотаешься.

А что представляет собой пустыня Бетпак-дала?  Представьте себе гравий, рассыпанный по поверхности и примятый катком перед укладкой асфальта.  Так вот, Бетпак-дала большей частью похожа на такое гравийное поле.  Ехать по нему - одно удовольствие.  В этом я самолично убедился в ту пору, когда, не имея ни водительских прав, ни практики вождения, гонял экспедиционную машину за водой на так называемый "кудук", расположенный в двадцати километрах от базы.

Едешь по этой гравийно-галечной пустыне - под колесами твердь, пыли нет.  На горизонте - уходящие в небо пыльные шлейфы, исходящие из невидимых точек.  Ясно: точки эти - машины, движущиеся по государственной трассе Караганда - Балхаш - Алма-Ата.

- Ну что, едем напрямую через пустыню? - Ага, едем.  Таково было единогласное мнение бригады.

Машина наша - автобус на базе ГАЗ-51 с очень длинной кормой, далеко выступающей за расположение задних колес.  Автомобилисты знают, что такое задний угол свеса, или угол съезда.  Так вот, у нашего автобуса он был крайне невелик, каковое обстоятельство (если забежать вперед) и определило нашу печальную судьбу.

Вечером погрузили барахло.  Проверили жизнеобеспечение: запас жратвы на три дня, бензиновая кухонная плитка, две 12-литровых канистры с бензином, три алюминиевых "колхозных" бидона с водой.  Ранним утром тронулись.

Успешно едем.  Абсолютное безлюдье.  О том, что на свете существует человек, напоминают только мазары - могильники средь пустыни.  Тревожит, что все чаще стали натыкаться на барханные пески - приходилось искать объезды.

Монотонное движение нарушилось резким торможением и диким грохотом падающего барахла - ящиков с аппаратурой и документацией, инструментов, мешков с образцами, канистр, бидонов.  По кузову растеклась лужа.  Когда, отшвыривая лишняк, добрались до бидонов, узрели печальную картину: бидоны упали (не привязанные по легкомыслию организаторов путешествия), вода почти вся вылилась - а виной тому были неисправные крышки у всех трех.

Оказалось, что Вовка-шоферюга просто заснул и впоролся в так называемый сай - русло пересохшей речки.  Колеса проскочили, но "задница" (вспомним про "Угол съезда") грохнулась об скальный ригель и тормознула наше движение.

Ведущие колеса - задние - болтаются в воздухе и не трогают автобус с места, как ни дави на газ.

Надо сковыривать зад машины со скальной полки.  Нужен домкрат.  Домкрат нашелся, но толку с него - сломан, гидравлика оказалась накрытой медным тазом.

В наличии были два лома и шесть лопат.  С лопат тоже никакого толку - сгибаются, черенки трещат.  Лом удалось подсунуть  под задний габарит, вцепились втроем - лом гнется,  обшивка кузова сминается, результата нет.

Учинили "военный совет", в котором шоферюга Вовка, горько переживая свою вину, не участвовал.  Андрюха: - "Я пойду пешком обратно в Каражал (Кызылжар, Жайрем, Аксай) и вызову помощь".  Не пустили и правильно сделали.  Свистов: "Сложить большой костер в форме слова "Помогите", или, чтоб было короче и проще, "HELP" Ночью летчики с неба увидят.  Замысел крайне интересный, но невыполнимый - растительность отсутствует, костер сложить не из чего.  Виноградов: "Ждать.  В ВИРГе в конце концов догадаются, где нас искать надо.  Мобилизуют авиацию".  Я: "Молиться, прощать должников и обидчиков, стремиться во царствие Божие еси.  Аминь".

Кузнечику мужской совет слова не предоставил.

*****

Воды из опрокинувшихся бидонов удалось собрать порядка шести литров.

*****

Остаток первого дня прошел относительно комфортно.  Воду берегли, никто к ней не прикоснулся.

*****

В середине второго дня началась пыльная буря.  У правой стенки - у той, где пассажирская дверь - вырастал песчаный сугроб, который надо было постоянно раскапывать, дабы нас не погребло внутри автобуса.  Водительская дверь в принципе не открывалась, давно была в глухом заклине.  Очень шустро уходил остаток воды.  Все прикладывались к воде, кроме Кузнечика - она стойко держалась.

*****
На третий день вода была выпита.  Почти у всех, и у меня в частности, начались глюки. Мой личный глюк представлял собой следующую картинку: подхожу к автомату с газировкой, опускаю 3 копейки, жду.  Раздается звук: "Хрр-р-р-р-р-р....." - три копейки провалились, воды нет.  Опускаю снова 3 копейки, жду.  Раздается звук: "Хрр-р-р-р-р-р....." - три копейки провалились, воды снова нет. И так далее.

Во рту - наждак.  Язык и нёбо пересохли, вместо голоса - хрипение.  Глюки усиливаются. Кто еще способен был говорить, это Кузнечик.  Она разговаривает то с одним, то с другим, приводит в чувство, успокаивает.   А святая мать Тереза, эта общеизвестная заступница и спасительница Божия, нервно топчется в сторонке.

Песчаная буря кончилась.  Автобус по крышу завалило песком.

*****

Четвертый день.  Из забытья нас вывели звуки выстрелов.  Вовка-доходяга ущучил тракторный звук, вывалился наружу и пальнул в воздух двумя оставшимися зарядами.  К счастью, звук был услышан и правильно воспринят.  Буровики на гусеничном ходу волокли буровую вышку по пустыне.  Подъехали, отцепили вышку, взяли нас, грешных, на буксир, сдернули.  Помню: едва не утонул в ведре воды, когда пил.

Вернулись в Каражал, поехали в Алма-Ату по "правильной" дороге.