Ближний круг. Тамаз

Михаил Шаргородский
Есть еще один человек, во многом  облегчающий наш сельский быт. Его зовут Тамаз.
Я часто называю его грузинским Кулибиным. Он очень талантливый мастеровой. Практически он умеет все.
Когда мы ремонтировали, или перестраивали свой сельский дом, возник вопрос, что надо пристроить балкон.
Я со школьной скамьи помнил, что балкон должен опираться на балку, длина которой
по  законам рычага, внутри дома должна быть больше, чем под балконом. Чтобы уравновешивать и удерживать  его груз.
У нас так не получалось.  Но поскольку мы пристраивали и небольшую прихожую, он предложил короткие части балок крепить к потолку прихожей, поперечными балками.  Все деревенские мастера, и я в том числе, в один голос кричали , что так нельзя, обвалится, он настоял, сделал по-своему.
 Слава  Богу, пока нормально держится.
Поскольку наверху пристраивалась мансарда, понадобилась полувинтовая лестница. Он нашел, какие то шпаргалки своего деда, и не знаю, с их ли помощью или без, так точно выпилил многоугловые ступеньки, что все они сели  на свои места, как нарисованные. 
Он же построил камин. Но это сравнительно крупные вопросы.
Гораздо большее значение для нас имеют мелочи. Испортился кран, не закрывается дверь, или замок, надо сделать или прикрепить в неудобном месте полочку - конечно Тамаз. Даже если сломались очки, скорая помощь та же.
Тамаз вырос в этом селе, где мы сейчас живем. Учился он и окончил художественное училище по резьбе и ваянию. В этом видел свое призвание. После училища мечтал поступить в художественную Академию. Что-то не склеилось.
По окончанию училища выполнил несколько серьезных работ. Но все они не имели заказчика, и никакого дохода автору не принесли. Он их раздарил кому-то.
Ну а нужда погнала туда, где деньги можно получить сейчас и сегодня. Самоучкой, освоив паркетные работы, стал паркетчиком.
 Постепенно работая в домах, научился делать и сантехнику. За этим последовали плиточные, кафельные, мозаичные и другие, подобные им работы Очень скоро по этим работам он стал считаться лучшим мастером в округе.
Он и сейчас еще мастерит какие-то оригинальные изделия из дерева. Столы, скамьи, просто фигуры, вроде созданные природой, где рука мастера как будто не видна. Но это скорее для души. Серьезных денег он на этих поделках никогда не зарабатывал.
 Они очень трудоемки, требуют много времени, и для них всегда требуется  серьезный заказчик, знающий что ему нужно, и готовый платить за это надлежащую цену.
Сейчас, если его приглашают в строящийся, или реконструируемый дом, то он в нем делает все. Сантехнику. Электрику. Отопление. Полы. Облицовку стен.
В нынешней ситуации, во время почти сплошной безработицы, мастеровые очень страдают.
 Я без боли сердца не могу смотреть, как в Тбилиси под мостом стоят сотни  мастеровых всех профессий, и неделями ждут, чтобы нашелся какой либо заказчик и дал хоть какую то работу.
Тамаз, Слава Богу, избавлен от этого. Благодаря своей репутации, у него всегда много заказов, причем не только из нашего села и его округи, но и из Тбилиси, и даже других районов.
Постоянные работы в таких местах, где предпочитают иметь дело с одним мастером, чем звать их целый гурт, приучили его делать любую работу необходимую для дома, или для усадьбы.
Недавно нам понадобились ирригационные, довольно трудоемкие работы. Это не совсем его дело, но нас эти годы повязали очень дружескими отношениями, и чтобы облегчить мне жизнь, он идет на определенное утяжеление своей.
Причем, выполнив любую работу, он даже под пистолетом не назовет ее цену. Как считаете правильным, так и заплатите. Можете даже вообще не платить. Будем считать, что я Вам это подарил. Разумеется, что я подобных подарков не принимаю и всегда стремлюсь к справедливости.
Именно взаимоотношения с Тамазом, побудили меня написать небольшое эссе о правилах выполнения работ для друзей.
Я долго возился над этой работой, ибо она затрагивала интересы многих моих друзей и близких. Вывод был однозначным. Услугами друзей, как учат философы,  лучше  не пользоваться.
Но если ты вынужден пользоваться их профессиональными услугами, причем не эпизодически, а многократно, то платить им за это надо не меньше, а даже  больше, чем рыночная стоимость подобных услуг.
Ныне, всегда, когда возникают разногласия по этому поводу, я достаю книгу и зачитываю соответствующее место. Знаете, очень помогает.
У Тамаза, взрослый сын. Иногда он ему помогал, иногда попросту «валял  дурака».
Отец очень переживает. Парень иногда приходит ко мне, без отца.
 Поскольку, в силу своего возраста, я здесь в роли «Гуру», он ко мне заходил побеседовать за жизнь Однажды мне удалось с ним очень серьезно поговорить.
При этом он был настроен на восприятие. Мне как-то удалось убедить его, что он теряет уникальный шанс научиться работать от такого большого мастера, как его отец. Не знаю, это ли, либо что-то другое помогло, но он стал партнером своего отца. Отец был счастлив, что сын не бездельничает.
А недавно сына передвинули на другую, новую для республики работу. Он хорошо себя проявил, его даже назначили старшим. Сейчас он  уже заходит ко мне, не как пацан, бездельник, а, как настоящий работник, наносящий визит вежливости пожилому человеку. Иногда о чем- то советуется. Одним словом, ныне сложившееся статус-кво устраивает всех. 
Зная, что по многим вопросам мы проявляем высокую степень беспомощности, Тамаз постоянно, не реже одного раза в неделю, заглядывает к нам. К его визиту дом готовится, а затем выкладывает все вопросы, накопившиеся за неделю.   
Жена Тамаза очень церковная женщина, и церковь, зная какого уровня мастером он является, очень часто прибегает к его услугам. Разумеется, что церковь, как правило, не платит за оказываемые ей услуги. Но он безропотно выполняет все их просьбы.
Свой дом, отпочковавшись от отца, он построил в возрасте 35 лет. Дом довольно большой и оригинальной архитектуры. Однако он недостроен. Внешние все контуры выполнены, а внутренняя отделка примерно наполовину.
По словам Тамаза уже примерно лет десять он не притрагивался к своему дому с целью его завершения, Он всегда занят, приходит поздно, уставший. Единственное на что его еще хватает, это какие-нибудь деревянные поделки, если есть материал. А материал ему всегда нужен особый. Это крупные кряжи, из которых  вроде вытаскиваются какие-то фигуры. Иногда мне кажется, что он исповедует ту же идею, что и Микельанджело, который многие свои фигуры не полностью вытаскивал из камня, показывая  борьбу человека за свое освобождение.
Что касается дома, то он, вероятно, не очень возражал бы, чтобы уже сын достраивал, хотя вслух он об этом не говорит. Мне кажется, что в подобном подходе заложена и своя логика, и своя мудрость. Тебе, сыну, в этом доме жить, почему бы тебе его и не достроить?. Во-вторых, дом, построенный своими руками, всегда ближе к сердцу. Не знаю, думает ли он именно так? Здесь все, как в компьютере - по умолчанию
Меня очень часто восхищает не только то, что он гроссмейстер по  всем деловым вопросам. В связи с тем, что жена его часто отвлекается по церковным вопросам, он научился великолепно разбираться во всех домашним делах. Куры. Цыплята. Рынок. Виноделие и тысячу других разностей. Причем занимается он этими делами легко, как будто играясь.
Иногда даже цветами занимается. Со всеми женщинами, владеющими этими вопросами, он поддерживает хорошие отношения, и они его охотно консультируют. Я уверен, что среди них нет ни одной, которой он не оказывал бы какую либо услугу.
Можно сказать, что, хотя многие мастеровые нашего села зачастую консультируются с Тамазом, как сделать ту или иную работу, в нем нет и капли зазнайства. Со всеми поддерживает дружеские, или  просто коллегиальные отношения. Всегда выслушивает чужое мнение, и никогда не считает зазорным следовать ему, если этот вариант сочтет предпочтительным.
Сейчас он мечтает создать в селе школу для подростков, где он бесплатно обучал бы  этот контингент основам мастерства : резьба по дереву, укладка плиток по маякам, еще чему нибудь. Вопрос пока упирается в отсутствие помещения и оборудования.  Мне кажется, что при должном интересе властей - вопрос решаемый.
Возвращаясь к нашим делам, следует отметить, что на участке, приобретенном нами, мы получили старый пассажирский вагон. Довольно долго мы не знали, что с ним делать. А потом решили  сделать из него что-то вроде жилья.
Он оказался ужасно тяжелым.  Долго мучались, пока нашли кран, способный его поднять и переставить на более удобное место. Здесь уже фантазия Тамаза нашла для себя полный простор. С учетом его занятости,  и наличия денег у нас, над вагоном построили крышу. Теперь завершается сооружение вокруг него  чего-то  вроде площадки, что значительно расширяет жилую зону. Сейчас он обещает дать рисунки, что делать дальше.
Но бюджет нашей семьи не ждет дотаций и некоторые работы, наиболее вероятно будут секвестрированы в текущем году.
Образ жизни, по которому я живу, вероятно, подстроен и подходит только мне. Ведь очень много вопросов нашего здешнего бытия, завязаны на ком-то. И если это звено не сработает, что тогда? Искать замену? Как правило, это не очень тяжелая проблема, хотя и не всегда ее удается решить адекватно.
Не исключаю, что кто-то предпочтет более независимый образ жизни. Даже мои дети. Ну и что? Ведь никто не мешает. Пусть каждый, в пределах своих возможностей, живет так, как считает правильным. (Но ведь и я тоже)
А пока за каждым застольем я непременно поднимаю бокал за людей ближнего круга.
и выражаю свою признательность за то, что они всегда рядом со мной.
Более того, я даже считаю, что и мои близкие должны присоединяться к подобной позиции.
Люди, взявшие под свое крыло всю нашу жизнь в непривычном для нас месте, и помогающие вписаться в сельское бытие, заслуживают этого.
Господи! Благослови всех тех, кто своей постоянной доброжелательной помощью и поддержкой  заметно облегчил нашу жизнь.