Диалоги о Пушкине. Вопрос 21

Нелли Мельникова
                «Поэзии благоуханье»

Какие строки «Бахчисарайского фонтана» не вошли в прижизненные издания поэмы?

«Харем» или «Гарем» – так предполагал Пушкин первоначально назвать эту поэму. Легенду, ставшую канвой сюжета, услышал он еще в Петербурге от Софьи Потоцкой, относящей её к давним событиям её рода – о похищении юной польской княжны Марии Потоцкой крымским ханом Гиреем.
Путешествуя с Раевскими по Крыму, слышал он, очевидно, еще и татарскую легенду о грозном хане Крым-Гирее, у которого вместо сердца – комок шерсти. Но… уже старцем полюбил он юную невольницу Деляре, не согревшую его ответным чувством, зачахшую и умершую в неволе.
 И приказал тогда хан своему многократно обиженному и униженному им мастеру каменных дел Омеру увековечить свое горе, чтобы через века камень плакал, как плачет мужское сердце.
Так родился «…фонтан любви, фонтан печальный…»
Начата поэма в 1821 году, закончена в 1823, издана в 1824-ом. Но еще до издания она ходила в списках среди всей читающей России.
Популярность ее была бешеной.
 Сам поэт считал ее апогеем своего романтизма: это – вдохновение, свобода от всех и всяческих правил классицизма, местный колорит.
Критики приняли ее на «ура», причем, даже Ф.Булгарин.
 Позже Белинский, говоря об этой поэме, наградит ее высочайшими эпитетами, какие только можно придумать: «…поэзии роскошное благоуханье…музыкальность стихов, сладострастие созвучий…»
Первый тираж раскуплен мгновенно.
 Читатели требуют ещё и ещё, иначе им приходится читать обезображенные списки.
Рождается пьеса Шаховского «Керим-Гирей», которую ставят в Москве во время коронации Николая I. Звучит татарская песня из поэмы с музыкой В.Ф.Одоевского, В.С.Голицына, во множестве европейских стран появляются переводы (Варшава, Вильно, Париж, Бреслау, Буда, Пешт, Прага…).

Годы с 1827 по 1831 можно назвать годами пика прижизненной славы поэта: его любят, читают, его боготворит молодежь, стекаясь к нему, как к Вольтеру, о его творчестве, богатом и совершенном, пишут многие журналы мира.
В 1827 году выходит 2-е издание, в 1830–3-е и, наконец, в 1835-ом «Бах-чисарайский фонтан» входит в состав 1-ой части «Поэм и повестей» Пушкина.
Но, ни в одно из этих изданий не был включен ряд эпилогических строк, содержащих, по словам самого поэта, «любовный бред».
 Полная черновая рукопись не сохранилась, и многие строчки потеряны для нас навсегда, но кое-что удалось восстановить Анненкову из разрозненных листков, благодаря чему мы имеем еще 10 чудесных строк, так много говорящих о состоянии души поэта.
Все думы сердца к ней летят,
Об ней в изгнании тоскую…
Безумец! Полно! Перестань,
Не оживляй тоски напрасной,
Мятежным снам любви несчастной
Заплачена тобою дань –
Опомнись; долго ль, узник томный,
Тебе оковы лобызать,
И в свете лирою нескромной
Свое безумство разглашать?

Крым… Пушкин – с Раевскими, среди которых и Мария, и Екатерина. Тогда к кому же все-таки «летят все думы сердца»? О ком молчит поэт, не желая «свое безумство разглашать»?
Эта утаенная северная любовь – большой и вечный вопросительный знак над всей лирической поэзией Пушкина. И удастся ли его заменить прочной точкой над «i»? Да и, в конце концов, зачем?!
Губер считает, что ЕЕ зовут Наталья Кочубей, но убедительных доказательств в пользу этой версии не приводит; да и прочтение лирической поэзии Пушкина не воскрешает этого имени.
Обратимся еще раз к Л.Васильевой:
Юноша-Пушкин воспитывается в Лицее Царского села.
 За стеной живет красавица-императрица Елизавета Алексеевна (ER). Она – в Лицее частый гость, знает всех воспитанников, читает их стихи, в том числе и пушкинские в ее честь:

…Я пел на троне добродетель
С ее приветною красой.
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
(1818г.)
Не знавший настоящей материнской любви в семье, а в Лицее – тем более, Александр влюблялся в женщин постарше (Карамзина, Воронцова…) Так, возможно, случилось и с ER.
 Чувство это было мучительно:

Любовь одна – веселье жизни хладной,
Любовь одна – мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
…………………………………………
Иным из вас на радость указал;
Других навек печалями связал
И в дар послал огонь любви несчастной.
(1816г.)

Поэт рано замечает, что мысли о НЕЙ окрыляют его, делают его творческие силы неиссякаемыми, ОНА становится его МУЗОЙ до последнего часа. И даже смерть ее в 1826 году ничего не изменяет, и потому строчки об этом, невольно вылившиеся на бумагу, он вновь и вновь утаивает, умалчивая о своем «безумстве».
ФАКТ? ЛЕГЕНДА? ДОМЫСЕЛ?