Коварство и любовь. Глава 3. Разоблачение

Томас Твин
                В финальной части герои этой истории вновь удивляют нас: дотоле молчавшая Сусанна театрально
                взывает к Господу; посторонний юноша, аки Пилат, «умывает руки»; старейшины покорствуют юнцу;
                его осведомленность и дерзость никого не поражают…

Со стороны кажется невероятным, что седобородые старейшины позволили какому-то молокососу командовать советом. Место молодых -  у ног учителей. Однако учителя почитают его за главного, ждут от него важных свидетельств и даже волеизъявления Бога*. Стало быть, что-то помогло молодому человеку возвыситься в глазах совета.
Отчасти этому способствовало его положение могущественного вавилонского царедворца, слово которого было законом для порабощенного народа. Но лишь отчасти. Всесильный фаворит без труда подчинил бы синедрион своей воле, но он никогда не полагался на грубую силу. Его конек – это интрига, сдобренная провокацией и мистификацией. Заманить врага в подстроенную тем ловушку, обратить поражение в победу – вот его фирменный прием. Надо и нынешний скандал уладить не силой, а мудростью в духе царя Соломона. Выступить всезнающим арбитром в споре молодости и старости и рассудить их.

Проблема в том, что даже самый влиятельный вельможа не мог доподлинно знать того, что случилось накануне. Одному Богу известно все, что было, есть и будет. Ну что ж, придется Даниилу сакрализоваться: назвавшись посланцем Небес, он автоматически обретет всеведение и заставит ам-хаарец слушать себя. Остается лишь убедить старейшин и народ в своей богоизбранности.
Вавилонский истеблишмент, насмотревшись чудес, уже поверил в доверительные отношения царского любимца со своим иудейским божеством, но среди единоверцев Даниил пока непопулярен. Нужна какая-то броская деталь, чтобы освятить его миссию и помочь совету сохранить лицо…

И вдруг помощь пришла сама собой. Опороченная Сусанна во всеуслышание обратилась к Отцу Небесному за защитой! Таким шансом нельзя не воспользоваться. Теперь нежданный заступник, сошедший с высот власти, и впрямь покажется народу посланцем Небес. Если совет и усомнится, то молча. На людях он предпочтет не прекословить и выразить полнейшее доверие власти.

Следуя этому сценарию, новоиспеченный пророк внезапно - как с неба – появляется среди толпы и с ходу огорошивает ее смелым заявлением: ваш суд допустил серьезную ошибку и ее необходимо исправить. Из этого заявления следует, что Даниил хорошо осведомлен о судебном процессе над Сусанной. Ему известно, кого и за что осудили. Он знает, кто (старцы) свидетельствовал против Сусанны, и опознает старцев в толпе; знает, что они солгали**.

-------------------------------------------------------
         *«…сказали ему старейшины: садись посреди нас и объяви нам, потому что Бог дал тебе старейшинство» (Дан 13 50)
        **«…   э т и     ложно против нее засвидетельствовали» (Дан 13 49)
-------------------------------------------------------


Ему известно, что расследование было поверхностным и поспешным, что истина не установлена*. К тому же он вовремя оказывается в нужном месте, чтобы предотвратить трагедию (то есть знает приговор, время, способ и место казни). Эти детали позволяют предположить, что Даниила кто-то подробно информировал о первом заседании.
Чтобы не привлекать к себе внимания, он, вероятно, прятался и подслушивал в доме Иоакима, а после вынесения приговора ускользнул и неожиданно возник на пути толпы – всезнающий и негодующий.
 
     Народ поверил (или сделал вид, что поверил) в его миссию и приготовился слушать божью весть о невиновности Сусанны. Однако Даниил пошел другим путем - не вдаваясь в объяснения, он с места в карьер приступил к допросу старцев**. 

…Как же разительно изменился вдруг статус двух важных начальников! На первом суде они держались по-хозяйски:    
в е л е л и     привести Сусанну,     п р и к а з а л и    ей снять покрывало,    в о з л о ж и л и    руки на ее голову и    
в ы с т у п и л и    с обвинением. Им верили и подчинялись.
… Проходит несколько часов и на втором заседании по требованию дерзкого юнца их разлучают, ведут на допрос, унижают и угрожают…

Еще удивительней, что коварные и властные старцы не оказывают наглецу ни малейшего сопротивления. Безмолвствует и совет, хотя замашки Даниила явно выходят за рамки приличий. С самого начала, не утруждая себя объяснениями, не сообщая новых фактов, он присваивает себе права председателя суда, клеймит, запугивает и путает доселе уважаемых людей, лукавит и спешит с выводами.

Вот он с порога обрушивается на первого свидетеля с голословными обвинениями в беззаконии***, а затем без разбора объявляет его лжецом и грозит карой божьей. Вот презрительно обзывает иноплеменником, ханаанином второго старца и так же бездоказательно обвиняет его в похоти, шантаже и сексуальном насилии****. За сим следуют очередные угрозы. Цель этого напора очевидна: запугать, вывести старцев из равновесия и заранее выставить лжецами перед советом.

-------------------------------------------------------
         *«…не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля» (Дан 13 48)
        **Обычно Бог посылает пророка, чтобы возвестить свою волю, но ветхозаветного Даниила он возбуждает на … допрос
             свидетелей. Не мелковато ли для посланника? В очередной раз мы убеждаемся в том, что Даниил спекулирует
             авторитетом Бога, чтобы легитимировать свое подозрительное всеведение.
     ***«Когда же они отделены были один от другого, призвал одного из них и сказал ему: состарившийся в злых днях! ныне
            обнаружились грехи твои, которые ты делал прежде, производя суды неправедные, осуждая невинных и оправдывая
            виновных, тогда как Господь говорит: `невинного и правого не умерщвляй» (Дан 13: 52-53)
    ****«Удалив его, он приказал привести другого и сказал ему: племя Ханаана, а не Иуды! красота прельстила тебя, и
            похоть развратила сердце твое. Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами»
            (Дан 13: 56-57)
-------------------------------------------------------


Дело в том, что Даниил с самого начала избрал весьма рискованный способ защиты подсудимой. Он не апеллирует к Богу, не ищет и не предъявляет доказательств невиновности Сусанны. Он даже не утверждает, что никакого юноши не было!

Ставка делается на изобличение во лжи двух ключевых свидетелей. Если они растеряются и хоть немного разойдутся в своих показаниях, свидетельства утратят силу и женщину оправдают за недоказанностью вины. Такой итог ее вряд ли удовлетворит: грязное обвинение не доказано, но и не снято, поэтому сплетни и подозрения будут теперь сопровождать каждый ее шаг. Чтобы восстановить безупречную репутацию Сусанны, необходимо уличить старцев не просто в неточности, а в злонамеренном обмане всего общества. За такое преступление обманщикам – смерть, а их жертве – полное оправдание.

К этой цели Даниил и направляет все свои усилия. Он унижает и запугивает старцев, задает каверзные вопросы и атакует в неожиданном направлении.
Казалось бы, честному защитнику следует упирать на самую спорную фигуру – юношу-соблазнителя. Если доказать, что эта фигура - фантом, то обвинение рассыплется, а старцы превратятся в гнусных лжесвидетелей. При желании уличить их в обмане не так уж трудно. Они же боролись с юношей, а значит способны детально описать прелюбодея - его рост, сложение, прическу, одежду, обувь, украшения и т.п. Откуда он появился, что говорил и какой у него голос? Не оставила ли схватка царапин или ссадин, по которым преступника можно опознать? Все подробности, раздельно полученные от каждого свидетеля, надо сопоставить и сделать вывод о нереальности главного фигуранта и недостоверности обвинения в целом.

Но Даниила не интересует юноша и его внешний вид, он вообще старается его не поминать*. Вместо этого дознаватель желает знать, под каким деревом беседовали любовники. Такая тактика беспощадно обнажает истинную задачу Даниила: не установить истину, а отвлечь совет, переключить его внимание с преступника на второстепенные детали. Логично же взяться за приметы фантома, если вы убеждены, что это действительно фантом! Но вместо прямого и надежного пути Даниил выбирает путь хитростей, уловок и манипуляций. Стало быть, он знает, что юноша в саду был, старцы его видели, и атаковать надо в другом направлении!

Такая тактика означает и то, что Даниилу известны подробности первого заседания суда: кто и в чем обвинял Сусанну, установлены ли приметы обольстителя, созналась ли подсудимая и т.п. (Если бы она призналась или в деле фигурировали другие свидетели, атака на старцев не изменила бы приговор). Знал расследователь и то, что очевидцы наблюдали преступление вблизи, с одного ракурса и одновременно (иначе каверзные вопросы не имели бы смысла).

Короче говоря, адвокату Сусанны доподлинно и в деталях было известно, что клеветы старцев слабо обоснованы, а следствие проведено небрежно. Все эти сведения он подслушал или получил от верного человека сразу после оглашения приговора.

…Итак, Даниил требует назвать то дерево, под сенью которого любовники вели свои разговоры. Вопрос не простой, а с подвохом, поскольку беседующие могли бродить среди деревьев. Какое же из них следовало предпочесть? К тому же в заросшем саду, в ажитации легко не обратить внимания, забыть или спутать такую малозначительную деталь – это вам не рост и одежда злоумышленника.
Сбивало с толку слово    « р а з г о в а р и в а л и »    - до сих пор речь шла лишь о    с о в о к у п л е н и и . Быть может, так он именует    с е к с    и хочет знать, где все произошло?
Или указать надо место встречи, где любовники    п р и в е т с т в о в а л и    друг друга?
Чтобы старцы вернее угодили в западню, Даниил незаметно варьирует свой вопрос. Первому свидетелю надлежит ответить, под каким деревом тот    в и д е л    разговор, то есть у-видел, заметил из своего укромного места «в углу сада». Второй должен вспомнить, под каким деревом он    з а с т а л    их «разговаривающими», то есть застиг, настиг на месте преступления**.
Немудрено, что растерявшиеся под градом оскорблений старцы по-разному отвечают на столь коварные вопросы.

-------------------------------------------------------
             *«Итак, если ты сию видел, скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? ...Итак, скажи
               мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими между собою?» (Дан 13 54,58)
           **Старцы сначала увидали (из угла сада) как к Сусанне пришел юноша и лег с ней, а затем «побежали на них» и
                застали их совокупляющимися. Если вначале Сусанна бросилась навстречу юноше, а затем они перешли в более
                удобное место, то старцы действительно должны были дать два разных ответа.
-------------------------------------------------------


Наверное, Даниил заранее подготовил несколько запасных подвохов (что требовало хорошего знания обстановки) и пустил бы их в ход, если бы ответы старцев вдруг совпали. Раз за разом он подвергал бы их новому испытанию с очередной неприметной деталью и, в конце концов, затравленные свидетели непременно допустили бы сбой.
Надо только не снижать напор. Грозный судия так спешил к намеченной цели, что трижды практически выдал себя. Сначала он опрометчиво заявил первому старейшине: «Ныне обнаружились грехи твои». Какие же грехи обнаружило собрание, ежели допрос еще не начинался? Затем, едва допросив, он объявил этого старца лжецом, хотя второй свидетель еще не дал показаний (полагалось допросить одного, второго, сличить их показания и лишь затем делать выводы). Тут ангажированность божьего человека становится особенно заметной. В третий раз она сослужила Даниилу плохую службу, когда он с порога обвинил второго старейшину в сексуальных домогательствах*, то есть проговорился, что знает о шантаже в саду. Откуда же? На первом суде шантаж не упоминался, проинформировать о нем своего защитника могла только Сусанна, но божий человек уверяет, что с ней не общался – он вдруг возбудился и тут же вступился. 
Судебных заседателей должны бы озадачить поведение, тактика и оговорки Даниила, но синедрион не придал им значения, поскольку тоже стремился поскорей закрыть пренеприятнейшее дело**. Слава богу, молодой господин вывел греховодников на чистую воду, не допустил погибели души невинной. Теперь уж злодеям не сносить головы! «И поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их».
Действительно, ветхозаветный закон распространял принцип талиона («око за око, зуб за зуб») и на лжесвидетельство***, но это преступление сначала требовалось доказать****. В нормальной обстановке несовпадение одной незначительной детали еще не означало преднамеренного лжесвидетельства, но Даниил умышленно накалил обстановку, чтобы распаленный народ истолковал малейшую несогласованность как грубейшее противоречие. Масла в огонь, наверное, подлили и родственники Сусанны, в полном составе явившиеся на суд.

-------------------------------------------------------
           *«красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое», «так поступали вы с дочерями  Израиля, и они из
              страха имели общение с вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония вашего».
         **Почтенный суд настолько поверил в виновность старцев, что его не заинтересовали даже их мотивы. Даниил ведь
             доказал, что никакого преступления Сусанна не совершала. Так за что важные иудейские начальники ополчились на
             праведную Сусанну - жену хозяина дома, который оказывал им гостеприимство? Зачем они пошли на конфликт с
             самым богатым и авторитетным членом местной общины?
      ***«Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии
             человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны
             хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что
             он умышлял сделать брату своему» (Втор 19: 16-19)
    ****Более того, уличенные злоумышленные обманщики расплачивались жизнью только за казненную по их навету
             жертву. «Злоумышленных свидетелей убивают лишь в том случае, когда выясняется, что на смерть осужден
             невинный и он уже казнен, — говорят садукеи. — Ведь сказано в Торе: «Душу — за душу». (Мишна, трактат Макот)
-------------------------------------------------------
Продолжение следует.

(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).