Новые встречи, новые радости

Дина Иванова 2
Эссе.

(Наброски впечатлений).

Я о Москве.
Каждый приезд, это как романтическое свидание в былые времена.
Волнения, ожидания, предвкушения.

В роли  главного субъекта у меня нынче был «мужчина» совсем юный, в своей первой прекрасной очаровательности.
Ему почти три. Не шутки.
Такая батарейка. Согревает, подпитывает.
А улыбка, а лукавинка в глазах…
А эти перевёртыши слов: «сибоспа», «я ам, я сам..», «ты кай и я кай…».
Перевожу: пыталась ему сказать, что мы на «равных».
   - Ты крайний - младший, я крайний - старший.
---

Немножко о серьёзном.

Глубокое впечатление оставила выставка работ в Третьяковке, как сказано в проспекте, последнего великого русского реалиста XX века Гелия Михайловича Коржева.
На полотнах то время, которое напоминает как мы жили, чем жили, чем живём.
И радость, и тревога…
Его манеру письма  специалисты  называют  «жесткий стиль».

Художник один из первых стал писать о травмах, нанесённых войной.
Писать, как он сам определил, с позиций социального реализма. Без прикрас и лакировки.

Его сюжеты, краски продуманы до мелочей. Метафоры  картин непросты. Но художник в них рассуждает и приглашает  зрителя к серьёзному разговору.
Коржев поднимает глубинные пласты и  убедительно  раскрывает героические и драматические стороны нашей жизни.
 
На всех полотнах, сдержанных по колориту, крупным планом фигуры людей.
Психологически точно работы отображают живых, страдающих, битых,  иногда приземлённых людей.
Картины – «Вставай, Иван», «Адам Андреевич и Ева Петровна» и весь этот цикл рассказывают о социальной деградации общества. В них боль творца.
Но мастер любит своих героев, не очерняет их, а сочувствует им.

В зале демонстрировался фильм о Гелии Михайловиче.
Неспешная, без всякого пафоса  речь, его добрый взгляд вызывают восхищение не только увиденными работами, но и удивительной человечностью мастера.
Из отзывов:-  «Его живопись не для легкого восприятия. Так много поведала она невеселого о нас самих, об обществе, в котором живем, что порой от его картин веет этакой беспросветностью. Но это лишь первое, поверхностное впечатление. В них нет никакой безнадежности. За всеми коллизиями, борениями и утратами встает образ Человека долга, порядочного, искреннего и самоотверженного».

И уходишь с выставки наполненный каким-то особым чувством благодарности мастеру за веру в добро, в то, что неизбежен свет в конце тоннеля…
 ---

Есть у меня  в Москве любимый  маршрут, не пройтись по нему сродни преступлению.
Здесь дух настоящей, бессмертной литературы.

Он начинается от дома А.П.Толстого на Никитском бульваре, где провёл последние дни жизни и умер Н.В. Гоголь.
Поговаривают, что вновь вернулись к изучению «остатков» старого камина, в котором были сожжены последние главы «Мёртвых душ».

Идём мимо восстановленной церкви св.Фёдора Студита.  Именно  она  в конце XVIII века стала приходским храмом Александра Васильевича Суворова.
Рядом церковь Большого Вознесения, где венчался А.С.Пушкин, а вот
напротив храма  особняк Рябушинского, где по возвращению из Италии жил А.М.Горький.
Соседний особняк, на Спиридоновке, музей А.Н.Толстого.
И тут же рядом небольшой двухэтажный дом.
Здесь  жил  А.Блок.

Не зря мои москвичи называют эти наши прогулки, прогулки по «литературным мосткам».

Мы присели в небольшом уютном скверике и немножко поспорили о стоящем там памятнике А.Блоку.
Сын считает эту последнюю работу скульптора О.К. Комова не совсем удачной.

   - Посмотри внимательно. Эти кудряшки, это лицо скорее Пушкина. Скульптор видимо, не успел отойти от своей предыдущей работы.

- Абсолютно не согласна. Ну, разве что лицо фигуры чётко определяет 
это тоже поэт.

В этом доме А.Блок после венчания с Любовью Дмитриевной провёл  часть медового месяца.

Авторы монумента, на мой взгляд, передали внутреннее состояние поэта.
Такая свободная, небрежная поза, руки в карманах, голова чуть приподнята.
Слегка расстегнут ворот плаща, элегантно завязан шейный платок. Завораживают академически отточенные черты лица и этот взгляд….
Ощущаешь в нём блоковскую устремлённость в высь и одновременно холодное спокойствие.

Памятник был установлен в 1993 году.
Это самый большой памятник поэту.
Невольно возникает вопрос: почему в Москве?
Блок петербуржец, страстно любящий свой город.
 «Город мой непостижимый…», - обращение поэта к нему...

Специалисты утверждают, что именно Москва открыла и признала Блока-поэта.
И он ответил ей взаимностью.
Признание звучит, как признание Прекрасной даме:

Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность Кремля
В это утро, как прелесть твоя.

Мои спутники рассказывали много интересного  о поэте.
Узнала, что именно в московском издательстве вышел его первый сборник «Стихи о Прекрасной даме» и другие его работы.

Блок полюбил москвичей.
Добродушно  подчеркивал - «Они добрые, милые, толстые… не скучают…, смело говорят  и спорят о счастье…».
Что-то из этого присуще и сегодня моим москвичам.

Заканчивала свою нынешнюю прогулку по Москве с рефреном блоковских строк: – «И мне смело хочется счастья…».
---

Спасибо Москве и моим дорогим москвичам.