Заметки о псковском литературном процессе. Часть 7

Василий Овчинников
«Без сахара» - 2013

   Среди завсегдатаев клуба «Лира» появился новый персонаж. Мальчишка молоденький, а интеллект уже просматривается. И применяет он его не худшим образом. Гриша Лютый (это настоящая фамилия), учится в последнем классе, ЕГЭ будет в этом году сдавать. Несколько вечеров в читальном зале библиотеки пересекаемся. Гриша, оказывается, не один. Команда целая. Да и при делах уже.

    Я настороженно отношусь к представителям старшего поколения, даже не по возрасту, скорее по духу. Главный их довод, не та молодёжь нынче пошла, вот в наше время…   Времени нашего или не нашего не бывает. Бывают люди, отставшие от времени.

    Спешить никуда  не надо. Пусть старики (и дураки тоже, последние долго не живут) спокойно доживают, время своё покажет. Но с молодыми  поаккуратнее надо. Уже давно доказано, что революции (перевороты, потрясения тож) задумывают гении, не всегда молодые, претенциозные, не всегда и добрые (Зла нет, есть темнота и невежество, как сказал Будда.), осуществляют фанатики, почти всегда молодые, плодами же пользуются негодяи, здесь уже без возраста.

    Я не обижен пониманием молодого конструктивного окружения.  На работе до пенсии, спортсмены гребцы и ориентировщики, до сих пор сажусь в каноэ и становлюсь на старт соревнований по ориентированию, друзья детей, теперь уже и внуков уважают. Но, всё равно, как в бою, когда появляется рядом такой, как Гриша, в голову приходит мысль: «Нашего полку прибыло».

    У каждого свой словарь. И пока не уточнишь понятия, не всегда легко друг друга понять.
    Дурак – человек не на своём месте. В системотехнике шум, помеха, грязь – то, что мешает нормальной работе.  Дурак – это человеческая грязь.  То, что не на своём месте. Убери, переставь, и дурак – уже и не дурак вовсе.
    Жиды – жидовщина. Не в обиду евреям упомянуто.  В моём понимании явление не национальное, а социальное. Носит интернациональный характер. Отходный материал великой иудохристианской цивилизации.

    Встретились с Гришей в библиотеке уже по осени.  После школы Гриша никуда не поехал. Поступил в наш пед., теперь уже университет, на филологию. Оно и к лучшему. Не вернули бы его нам после столичных университетов. Талант явный, и, что не часто, организаторские способности.
 
   Программа у них «Без сахара». Интервью берут у тружеников псковского культурного процесса. Послушал их вечерок. По-хорошему позавидовал. Кто бы у меня, престарелого, интервью взял. Но, тщетно. Не интересен я, пожалуй, молодым. Вчерашний день. Однако, выход есть. Интервью пенсионера с самим собой.



    Жить надо как роман писать, чтобы было интересно.
На каждом этапе – своя программа.
    В архивах храню вырезку из газеты со статьей об Эле Ньюхарте, миллиардере, создателе и бывшем хозяине  самой читаемой газеты в США «Ю-Эс-Эй Тудей» и его бестселлере, который он сам, написав, озаглавил «Признания Сукиного сына». Так в Америке обычно называют тех, кто по-русски «из грязи в князи», локотками, не особо разбираясь в средствах.
    У  Эла Ньюхарта в «Записках сукиного сына»:
 До 20 лет ты ещё никто – тебя растят и учат.
 С  20 до 30 надо (уже самому) научиться, всему, чему ты можешь научиться в этой жизни.
 С  30 до 40 рискнуть всем, чем ты можешь рискнуть в этой жизни.
 С  40 до 50 заработать всё, что ты можешь заработать в этой жизни.
 С  50 до 60 управлять всем, чем ты можешь управлять в этой жизни.
 И после  60 найти в себе силы отойти от дел и насладиться всем,  чем ты можешь ещё насладиться в этой жизни.
    Элу Ньюхарту пришлось слишком много работать локтями и через многих переступать, потому он себя и назвал «сукиным сыном» - в Америке это, считай, комплимент.
 
    Я по его программе не жил. У нас, в советское время, не Америка была, а потом, в смутное время, что-то не хотелось через себя переступать, даже ради видимого успеха. Так что, пункты от 40 до 60 в полной мере я не реализовал. Эгоист. Но, как это ни странно, у меня осуществилось всё, к чему я стремился в юности. Правда, стандарты благополучия изменились.  И после 60, кажется, получается.

    Каждому возрасту свой темп жизни.
    В молодости пахал с утра до вечера. Период спортивный, до 22 лет. Работал, тренировался, учился. Кажется, всё успевал. Вечером до кровати доберёшься, провалишься, и сразу будильник звонит – новый день. Сны даже совсем не снились. Болезни - простуды на фоне переутомления, как  вынужденную паузу - отдых воспринимал.

    В зрелости уже размереннее. Чувствовать себя научился. Научился и переключаться, высокий темп физической активности, менять на умственную активность.  Появилась вера в себя, некоторое спокойствие в сложных ситуациях: «Я справлюсь», или: «Ложись, Иванушка спать, утро вечера мудренее».

   Ну, а сейчас, уже 65 скоро. И время от времени надо позволять себе отдохнуть, «отключиться», иногда и «зависнуть» ненадолго.

   Михаил Веллер «Всё о жизни». 
   Книга из библиотечки на высоковольтной подстанции во время работы энергетиком на радиозаводской площадке. В анонсе на обложке написано: «Единственная книга, которую до сих пор воруют».    Начал читать со скепсисом, который быстро отошёл, сменился уважением к автору. Запомнилось. Главная мысль, которую я безоговорочно разделяю, - об энергоизбыточности нормального, здорового человека.    
   Энергоизбыточность рождает самостоятельность, без гордыни, но сам на себя полагаюсь, справлюсь. 
   Энергоублюдочность (это мой термин, жидовщина, тож, как чувствую, так и говорю) – от болезней, от страха, от комплексов неправильного воспитания. Явление, в принципе, нездоровое, но распространённое. К сожалению, почти каждый человек – это диагноз. Только не каждый относится к своему диагнозу правильно.

   СемьЯ – тебя хватит на семь Я.
 
   А книгу Веллера у меня потом украли.

   «Есть люди, которые всегда идут туда, куда зовёт их долг». – Джеймс Олдридж, «Мой брат Том».
   «Погиб поэт, невольник чести», - Лермонтов
   Лев Гумилёв таких называет пассионариями, я – энергоизбыточными, не потому, что у них энергии больше, чем у других, просто, они себя так чувствуют, здоровы духом, и так живут.


    Рыбак в Крыму:  - На ставок приду, удочки заброшу.  Сяду, и кручу своё кино. – Это как?  - Но, я же сам себе интересен!

    У мусульман. Жизнь – непрерывная учёба, от колыбели, до могилы. И Аллах примет экзамен.

    Ответственность. Не только за себя, но и за своих близких. И не только родных по жизни. Как Лис в «Маленьком принце» Экзюпери:  «Мы в ответе за тех, кого приручили».

    Неравнодушие, как молитва.

    Литература. Должна помогать и учить жить.
    Великие писатели, в моём определении, суть, великие учители жизни.
От подобного, или от противного. Все мы восхищаемся Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем и т.д.
Но, не дай Бог, пожелать своим близким повторить их судьбу, точнее, финал.

    Общество «Знание» в советские времена. Общество использования знания в идеологических целях. Когда я отказался выступать с лекциями как политолог, меня отлучили и от остальных тем (физкультура и спорт, здоровый образ жизни): «Для этого у нас и без вас остепенённых хватает».

    1991 год. Перед отъездом в Крым. Я уже «Не член КПСС». Вышел из разлагающейся на глазах партии. Но неформальный авторитет мой от этого только вырос. Идём с Николаем Макаровичем Плотниковым (мой бывший начальник – военпред)  с политического сходняка. Ушёл я из военной приёмки, но отношения товарищеские сохранились, и несмотря ни на что, взаимное уважение. Провели капитана второго ранга из военной приёмки на пенсию,  вскоре выбрали секретарём парткома нашего объединения. Приглашает на собрания – политические сходняки городские по старой памяти и меня, как консультанта - политолога. Посоветоваться-то ему особо и не с кем. Упрекает меня в неосторожности по жизни:
-  Растрачиваете вы себя, не бережёте, Владимир Васильевич. На амбразуру грудью бросаетесь.
- Николай Макарович! Ну почему всем кажется, что я грудью (амбразуру) закрываю? Грудью, действительно, глупо. Но я расчётливый. Задницей стараюсь. Пусть не так героически,  эффект тот же, хотя и больно, но жив остаёшься.
   Под впечатлением от услышанного на собрании прикидываем, пытаемся угадать сценарии дальнейшего развития политических событий. Николай Макарович намного более пессимистичен, чем я:
-  Всё развалится до конца.
-  Если не верите, что же вы в парткоме сидите?
-  Я солдат, окопов не бросаю.
   Может и не окопы, может кресло пока мягкое. И прикорм дополнительный к пенсии капитану второго ранга не мешает.
 
    Гриша Бер, умнейший еврей, инженер-математик, начальник бюро программного обеспечения, мой коллега по работе:
- Ты всё делаешь как-то открыто, демонстрацию из своих действий устраиваешь. Зачем из партии было выходить, да ещё и публично? Смотри, ни один еврей из партии не вышел. Все до конца отсидятся и всё успеют. А таким как ты и левые не забудут, и правые припомнят. Будешь всем всегда  ЧУЖОЙ.

    «Предел крутизны» и мера ответственности:    Дурные девяностые. Конфликт с бандитами. Я уже прикидываю сценарий физического контакта. А сзади студентка дочка Катечка трогает меня за локоть и тихонько говорит: «Папа, папа. Спокойнее, у тебя трое детей!» Нашёл слова, тихо отступил. Немного погано на душе, но,  «При своих».  Хотя, и не всегда так получалось.  И по башке получал и в больнице лежал.

     Обижал я словом многих по жизни. Меры часто не знаю. Забываю, что «Земля круглая, встретимся», - как татары в Крыму говорили. Дочка Оля в разговоре, поумнее в позиции: «Даже врага надо стараться не обижать, жизнь длинная, пересечёшься не раз».
     Позиция русских: «Пусть ярость благородная…». И японцев: «Я тебя почти люблю, но вынужден убить».

     Общение с молодыми. Страшно интересно и очень ответственно. Боишься потерять связующую ниточку взаимного интереса. Они же чувствуют себя такими самодостаточными, часто и до самодовольства. А я? Я со всеми своими комплексами «остался в Советском Союзе».

     Меня гонят, я ухожу. Меня зовут, я прихожу. Никуда не лезь. Работай и надейся, что будешь востребован. А если не будешь? Но, «ты же сам себе интересен»?  «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…» 
****

     30.05.14. Литературные потуги. Понимаю, что не классик, и не «поп». Мне по жизни, и не только о литературных делах, часто говорят: «И зачем это тебе надо?» Не согласен я с не очень удачным воспитателем Нерона, вскрывшим себе вены Сенекой, если берясь за перо, или что у них тогда было? – стило, не обращаешься к вечности или  хотя бы к поколению следующему, то не стоит тратить время. Тем более что проблема, которую в своё время озвучил наш земляк Олег Калкин: «Если не напечатано, то считай ничего не написано», сейчас решается автоматически. Не только напечатано, но и оцифровано.
     Будем считать, что это даже не литературные потуги, просто приведение в порядок мыслей, или отчёт, прежде всего, перед самим собой.
Впрочем, опять же, «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».



24.02.13. 16-00. «Лира» с Александром Питиримовым. Юбилейный вечер, 40 лет.
Чайный стол. Народу не густо.

24.03.13. 19-00. На «Лиру» с Алексеем Семёновым не поехал. Приболел. Много ли потерял? Как поэт он мне не очень интересен, а вот, как журналист и по гражданской позиции? Очень даже очень.



26.03.13.   Снова вернулся к Юрию Куранову и статье  Валентина Курбатова «Светлый голос в сумерках» (В. Курбатов «Перед вечером. Или жизнь на полях. Стр.179.) о последнем романе Юрия Куранова.
Юрий Куранов «Дело генерала Раевского» Калининград. Терра Балтика, 2007, 1000 экз. (По тексту первого издания Москва, Армада 1997, тоже где-то 1000 экз.), 570 стр.
Читал с огромным интересом. Согласен не со всем, точнее, со многим не согласен.
Но по прочтении автор стал намного ближе и понятнее,  как человек. Понятнее и  его позиция в «Деле Игоря Григорьева». Что-то вроде, как и у Саши Гусева. Идеалист, максималист, «разочарованный»? А плюсом ещё и цену (планку) себе высоко задрал. Однако, снова «диагноз». Но теперь хоть понятно «как он дошёл до жизни такой». А он и не дошёл. Он всегда был такой.
Октябрь 2012.  На полке «самое читаемое» абонемента в библиотеке на Конной, стоит толстая книга Юрия Куранова «Дело генерала Раевского».  Спрашиваю, берут ли? Ответ, не очень. Прошу посмотреть, сколько у этой книги было читателей после меня? Оказывается,  ни одного, полгода прошло…

В этом году исполнилось бы 90 лет Игорю Григорьеву. Ваня (Иванов) хочет что-нибудь издать, отметить. Вот и я задумался. Но всё написанное мной, в том числе и об Игоре Григорьеве, не к датам.

Сугубо личное…   (июль 2013)
Когда узнал о том, что Ванина Татьяна ушла из жизни, сразу как-то на себя перевёл: «Каково ему было пережить такое?» Да и не пережить, а дальше жить без неё.
Иван (Васильевич) Иванов «Свете мой ясный, повесть о любви в стихах», Псков, 2012, 100 экз., 240 стр. Книжку надписал Иван Васильевич на встрече 21 июня на Рижском. Читать начал в тот же вечер. Плакать захотелось - «Сочувствие без соучастия – есть пустая трата нервной энергии». - Но здесь другое: «слёзы умиления», что ли? Враз, конечно, не осилил. Читаю кусочками.
Все мы под Богом ходим. Жизнь, как лотерея.  И с каждым годом это начинаешь понимать всё острее и острее. За каждый год, да что там год, за каждый день благодаришь. И за свой, а ещё более – за близких своих.
25.08.13. воскресенье, 17 часов, «Лира на Конной», творческий вечер члена союза писателей России Ивана Иванова «Душе крестьянской нет предела…» Новые стихи. Юбилейный Иван-чай. Автограф – сессия.
27.10.13. По телефону с Иваном Васильевичем. Оба сидим на земле. Он в своём Бородино, я в своей Ольхе- Калиновщине. Но у него режим дачный, наездами, он, в отличие от меня, в пятницу на олимпийский огонь посмотрел и в Изборск на славянский базар – встречу поэтов съездил. Говорит, человек шестьдесят со всей России было одних поэтов. Про «Скобарей» перемолвились, bпока гниют. Идея, сходить к Сане Голышеву вдвоём, одноклассник всё же. Будет ли толк? Хотя, что такое какая-то сотня тысяч по сравнению с миллионами, отпускаемыми на всякие шоу из федерального бюджета? Вариант второй.  Искать спонсоров в бизнесе. А ля «Сын России» Льва Ивановича Малякова. Поимел ли он в своё время с Бибикова?
23.11.13. Вышел восьмой выпуск «Скобарей». Есть ли я там?
Иду ножками в Гоголи. По пути отзвонился Ване, поговорили. Потом Всеволодовна позвонила, приглашает к 17-00 на какую-то презентацию. Не смогу. В понедельник 25.11.13. в Питере в Александро Невской лавре вечер памяти Игоря Григорьева. Похоже, тоже не выберусь.
15.12.13. Ваня уже держал в руках последних «Скобарей». С виноватинкой сообщил, что меня там нет, выкинули. Сан Саныч своё слово держит.
20.12.13. В интернете статья об утверждении макета «Скобарей». Экспертный совет Бологов, Павлов и Ко. Комментарии Артёма Тасалова, Виты Пшеничной и прочее, не столь существенное. Влез и я, как бы немного обидел Сан Саныча, мелочно. Открываю, уже пару недель никто на эту страницу после меня не залазит. Неинтересно. 
Да и «Скобари»-то, по большому счёту, мало кому интересны. И лелеемый Сан Санычем «псковский литературный процесс - ПЛП»… Мысль приходит, что где-то, может даже на уровне подсознания, он и доволен его не столь высоким уровнем, как большинство отставших от времени: «Вот бывало…» 
Этим и объясняется, что наиболее яркие имена «ПЛП» не жмутся в рамки местных союзов – сект, а ищут сразу признания в более широких границах, благо жизнь и время даёт возможность выхода из границ местного.



13.12.13. симметрия даты, пятница, чёрная?
К 15-30 вывезла Оля. Потолокся, клювом пощёлкал, немного книжки на развале просмотрел, даже томик избранного Олдриджа, внутри «Последний дюйм», не удержался, прихватил, на внуков рассчитывая. Вита Пшеничная. Села на своё, и моё любимое кресло. Поговорили немного «за жизнь», спросил, отчего она на работе в Каверинской библиотеке со мной сдержанная стала, не подгадил ли я чем? Нет, просто грузится с утра до вечера, как бы на двух работах тянет, вот от компьютера и не оторваться. Дочка уже на третьем курсе в музыкальном училище, классическая гитара, прицел на консерваторию держит. Собачку взяли, девочку, кокер спаниеля, заботы и эмоции положительные.
Володя Клевцов подошёл. Татьяна отходит примарафетиться, примакияжиться, говорит, народ тут без  неё встретьте. Вот два Владимира Васильевича престарелых столбами встанут, кто между ними пройдёт - счастье будет.
Тут и время подошло, и «виновник» появился. Народу поначалу негусто. Начали?
 Игорь (Олегович) Исаев, 13 декабря 1973 года,  ПГПИ, филолог, в школе сельской отработал по распределению 7,5 лет. С 2002 года редактор «Скобарей». Три своих сборника, подборки по журналам, не псковским. Сейчас на подходе четвёртый сборник «к дате», издаётся в Москве. Сестра Игоря книжку оформила, она, оказывается, профессиональный художник. Игорь из семьи интеллигентной, литературной, в Пскове известной. Вот, и выход, и амбиции, и богемность некоторая, неустроенность по жизни (ни семьи, ни детей) объясняются.
17-20. Народ потихоньку подтягивается. «Божьих одуванчиков» что-то нет, нет и Сан Саныча, Всеволодовна говорит, привет передавал. Москалинские всем семейством. В трёх поколениях. Дочка у Толика обещает быть красивой, точнее, уже и сейчас весьма привлекательная. Жена, похоже, умница.
Саша Донецкий подошёл.
Коля Либиков, рядом сел, говорят,  осенью вышла и его книжка.
Народу поднаплыло, встал, помог банкетки поднести на приставу.
На первую книжку «Поколение пустоты» подтолкнул и помог сформировать Алексей Маслов. Обвиняли, что название спёр у Пелевина. Про Пелевина Игорь тогда и не слышал ещё ничего, не читал, просто так получилось.
Маяковского любит, «у него в стихах очень много живописи».
К 1100-летию первого упоминания Пскова в летописи появилась прекрасная возможность издаться не за свой счёт, вышел третий сборник «Глоток солнца». И, «в 2003 году для меня эпоха книг закончилась».
«Идут седые старики»
С лёгкой руки В.А. Шульца в Пушкинских Горах познакомился с литераторами из Томска. Томск – университетский город – Сибирские Афины. Вышел альманах с подборкой стихов Исаева.
В Твери опубликовали. Даже лауреатом какого-то конкурса стал разок.
Читает из журналов и альманахов.
Впечатление? Как-то, можно писать, а можно было и не писать. Мир не обеднел бы. Но, это надо, прежде всего, ему самому.
 Работа, семья, дети, в общем, реализация по жизни? Ни слова.
 Что же у него за душой, кроме поэзии?
Не слишком ли дорогая плата за… или это просто сублимация? Надо бы поглубже копнуть.
«Слово средством пропитания нам не станет никогда…»
«Отче наш…»
«Ну чем я не Пушкин? … калмыки и чукчи меня ещё тоже услышат».
Человек с гитарой, Анатолий Москалинский. Дружит с Игорем давно, в семью вхож. Дочка маленькая как-то говорит: «Дядя Игорь в коме», - всех напугала, хотела сказать, в комнате. Жванецкий: «Любовь – это, когда потянет к кому-то организм». Не всегда и объяснишь, за что «потянет». Но, в данном случае,  всё чисто, «без голубизны». Песня на стихи Игоря «Это не любовь была».
Новгород. Университет имени Ярослава Мудрого. Тоже подборка в альманахе.  «Это время бесполезно пройдено, половина – навеселе».
18-00. Вышел восьмой номер «Скобарей». Авторские экземпляры можно получить в отделе краеведения областной библиотеки (Это не для меня. Меня там нет.).
Под конец расслабился, что-то искреннее, но, всё равно «не моё».
Не комплиментарен? Пустовато. 18-15. Время идёт медленно.
Вопросы? Вопросов нет.
Поздравления товарищей по цеху. Вера Сергеева, с букетом и стихотворением, Иван Васильевич, с мешочком и стихотворением, Беньяминов, стаканчик сувенирный, раздвижной преподнёс, Надежда Орлова, из их компании, Татьяна Всеволодовна, говорит, что знает Игоря 25лет.
Саша Донецкий. Уточнил, что знает Игоря с 90 года, учились вместе, так что Всеволодовна немного прибавила.  «Личное знакомство всегда как бы закрывает от нас творчество человека», прочитал с распечатки стихотворение - напутствие Евгения Евтушенко «Когда мужчине сорок лет», одно слово в тексте поменял, получилось «Когда поэту сорок лет».  Молодец, интересно, остро,  доброжелательно, пусть и немного  ехидно, но как бы и не от себя.
Коля Либиков, у него всегда коротенько, свежо и остро.
Горшков, как Ваня говорит, самый свежий член Союза писателей, говорит тягомотно, стих читает: «Мой приятель… пьёт хорошо… но пишет классные стихи». Старушка с палочкой тихо у входа сидит. Мама Горшкова. Тоже «неприкаянный».
Александр Березов, весь в джинсе и коже, приехали из Пыталово, жена за рулём, привезла, умница, красивая. И сам в школе работает, английский язык детям преподаёт.  Наверное, у детей он «в уважухе».
Напоследок Игорь Исаев по просьбе Москалинского читает «Ведьму» - хорошее, личное стихотворение.
Фуршет. Отрекомендовался алкоголиком в нулях. Татьяна соку гранатового налила, я минералкой разбавил.
Про буквы, розданные вначале вечера Всеволодовной, вспомнили. Отчитался на букву «З»: звёздно?, здорово? – не очень, задиристо, занозисто, заносисто, в общем, не скучали.
Пообщался с девочкой Юлей из Германии, Гриша Лютый привёл, филолог, на стажировке в педе до февраля будет. В шесть лет её родители, этнические немцы, из Казахстана вывезли. Немцы, но в Германии чувствуют и считают себя русскими, мама рада, что дочка русский язык преподавать будет.

20-15. Топлю печку в Гоголях. Со сходняка вывезла Оля.

31.01.14. Всеволодовна звонит. Приглашает на просмотр фильма «Легенда №17». Объясняю, что сижу в деревне, «невыездной» я. Точнее, мероприятие для меня не столь и значимое. «Легенду» я уже смотрел, в Судаке летом белорусы контрабандную флешку подогнали. Хотя, перед олимпиадой просмотр и обсуждение этого фильма вполне актуален.

 18.02.14. В библиотеке на Конной. Познакомился с библиографом Еленой Петровной Примак и скинул на её компьютер с флэшки КН с ЦПС.
Татьяна Всеволодовна: «Вас очень много!» - а я добавил бы: «Грузите и утомляете».
Налоговый чиновник, «скромный взяточник»  из отставных летунов, в Крыму: «Ты слишком напористо грузишь. А когда меня грузят, я про себя начинаю бритых ёжиков считать», – потом его убили. Но так хочется быть услышанным, не только мне.  Даже Будда, уходя, говорил своим ученикам: «О многом я вам поведал, но много больше уношу с собой».

22.04.14. В Ханко, во время прогулки с Верочкой в коляске, Звонок Т. Всеволодовны: «Я сейчас далеко, в Финляндии», - прервались. По возвращении, через Ваню, уточнил, что в среду, 23.04. была встреча с Витой Пшеничной, он присутствовал. Говорит, лирика понравилась, а политические плачи по России и культуре, не очень. Уж больно всё у неё пессимистично: «Бытиё, а оно не такое и пушистое у Виты, определяет сознание, и темы и интонации, в творчестве».

16.06.14. Забежал в библиотеку. За 100 руб. Всеволодовна всучила брошюрку стихов. Александр Петров «Погода опять портится…»  Псков, Дом печати, 2013 год, 55 страничек, 500 экз., и те никому не нужны. По дороге домой и прочитал. Конечно, мир не обеднел бы, если бы это не было бы написано. Хотя, мужик 1968 года рождения, «середина девяностых годов поставила точку в холостой жизни, подарив чудесную жену Ирину» - вот это хорошо, говорят, и детей куча – это совсем здорово. Если так. То и стихи простительны.

Красуха Попытка поиска. Поездка в Ситовичи

Звонок Ивана Васильевича. Поздравил с Днём рождения и сообщил, что в номер «Скобарей» Исаеву скинул четыре моих рассказа. Посмотрим, что из этого получится.  Скорее всего, ничего.

Погосты Жаборы – Гостени. В записях от тёти Маруси, в дневнике моём 1995 года было Гостени – родовое кладбище. А у меня в голове перезагрузилось на Жаборы. Облазили два погоста. Конечно, ничего не нашли…
Туготино. Зашли в волостную управу. Кабинетик главы открыт и пуст. Толкнулись к заму. Тётка пенсионная, симпатичная, даже красивая, спокойная и доброжелательная. Там и глава. Мужик седой, пенсионер, меня чуть-чуть помоложе. Беспокойный и неравнодушный. Поговорили. Говорит, он сам в Ситовичи лазил, и схемы составлял для тёток музейщиков. Подсказал, что от Заозерья заход нормальный будет. Следы дороги остались и поля сенокосные ещё не совсем заросли. Готовят список сожжённых деревень. В Красухе рядом с памятником скорбящей Псковитянке разместят. Да что уж там. Деревни, после войны восстановленные, сейчас без войны вымирают.
О тётушке моей не слыхали ничего. Дачники в управу и не заходят.
Дальше путеводитетем у нас Лера. Решили по максимуму использовать вариант на колёсах.




28.04.15.
По приезду из Ханко настучал наизусть.
Дебют в программе не состоялся.
Разместил и миниатюру в «Прозе РУ».
Читают.

Гамлет
Борис Пастернак (Доктор Живаго)

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку
Я ловлю в далёких отголосках,
Что случится на моём веку.

На меня направлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если можно только, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И готов играть я эту роль.
Но сейчас идёт другая драма.
И на этот раз меня уволь.

Но направлен распорядок действий
И определён конец пути.
Я один. Всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти. 

24.05.15. Понедельник. 
Оля в командировку рванула.
Выехал в город. Зашёл посидеть в библиотеку.
А там к сходняку готовятся. Остался.
17-00. Запись программы «Наизусть», читаем  Бродского.
Гришина компания. Студенты – филологи и молодой преподаватель.
Егоров Александр Александрович.  Мужик немелкий, румяный,  курчавый, в общем,
по такому не одна студентка сохнуть должна бы.
Читать и писать на камеру начали вовремя.
Студентка прочитала. Что-то. Как-то не запомнилось.
«…но пока мне рот не забили глиной…   … благодарность жизни.»
«Дидона и Эней» - препод. Читает вкусно. Прочувствованно. Дикция хорошая.
«Мария Стюарт» - Гриша Лютый. Тоже неплохо. Но как-то отдельные слова не доходят,
Погромче бы надо. Хотя, тоже молодец. Вещи-то не мелкие наизусть читает.
А потом, уже не на запись, просто так, поговорили.
Девять лет Егоров занимается Бродским. «Цветаева и Бродский» - диссертация на подходе.
Мужик интересный и позитивный.
Можно сказать, я впервые вплотную, прикоснулся к поэзии Нобелевского лауреата.
Философ центробежный. Или центростремительный? Это по классификации Егорова.
Я так что-то и не разобрался до конца.
Помянули старых преподов  – филологов.
Цветаева и Ахматова.
В общем, хорошо посидели.
Но Бродский так и не стал «моим».
   Иван Васильевич не меняет профессию

«Лира» на Конной,  21.02.16.

         Накануне позвонил Иван Васильевич.  Приглашает на презентацию своей новой книги, одиннадцатой, «Крестьянского роду-племени».
 Я «один на палубе». Надолго  своё сельское хозяйство оставить не могу.  Но, надо быть.

         Собрался. До обеда обслужил  зверей и птиц. Не спеша, налегке, вышел к автобусной остановке. Всего  километра три, разомнусь. Не дошёл. Притормозила машина, чета дачников пенсионеров, в город возвращаются. С утра ездили своё хозяйство проведать.  Подкинули, полчаса времени мне подарили.
       
         Пешочком, через мост Александра Невского, спортивный комплекс «Электрон» - бассейн всё-таки отремонтировали,  мимо радиозаводской площадки – которой я отдал три года, Мироносицкое кладбище.  Давно я здесь не был.   Дубовый крест на могиле Батюшки - Отца Павла Адельгейма.  Повспоминал своё.

        Всё равно рановато пришёл.  Хорошо, что Гриша Лютый на месте оказался. Скинул с флэшки на комп. материалы по тропе Игоря Григорьева. Ребята обещали помощь в оформлении сайта.

        Народ подходит, похоже, сегодня свободных мест в зале не будет.  К началу зал полон, и банкетки подтянуты.  Старики, и не только.






Молодая компания Гриши Лютого заполняет «галерку» за колонной.   Для меня все кому до сорока – уже дети.






Гамлет
Борис Пастернак (Доктор Живаго)

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку
Я ловлю в далёких отголосках,
Что случится на моём веку.

На меня направлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если можно только, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И готов играть я эту роль.
Но сейчас идёт другая драма.
И на этот раз меня уволь.

Но направлен распорядок действий
И определён конец пути.
Я один. Всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти. 


      Май девяносто первого. Накануне отъезда в Крым. Казалось, насовсем. Сдал дела на заводе. На прощанье, в дорогу Иван надписал мне одно из запомнившихся стихотворений, «Совет»:
                Говорил мне седой старик
                (Мы грузили навоз на морозе):
                -Лучше в школе учись-ка, мужик.
                А то будешь всю жизнь в навозе.
Я исполнил совет старика.
Я учился, учился, учился,
Я учился до тех пор, пока
На заводе не очутился.
И теперь, средь станков и машин
Жизнь моя, и на полном серьёзе
Говорю, что дошёл до вершин…
А вот думы мои о колхозе.
 И во мне зарождается крик,
 И дрожат словно в страхе колени.
 Тыщу раз прав из детства старик.
 Но душа - ведь её не отменишь.



         Выкопал в интернете про неистовую Мариэтту:
"Мариэтта Чудакова, не только многолетний соратник, но и друг семьи Б.Н.Ельцина, ярко выраженная «демшиза», член президентского совета при «царе Борисе» с негодованием вспоминает, что после смещения с поста «Ельцину закрыли рот».
- Ну и правильно сделали. Говорить-то ему было и не о чем