На Везувий. Часть 5

Борис Готман
    Продолжение. Предыдущая часть - http://www.proza.ru/2016/05/20/1684

   Везувий, несмотря на обещание Надежды, снимать свою шляпу не спешил, даже, наоборот, натягивал её глубже - нашу дорогу опять накрыло облако.
      
   Поскольку кроме жердей ограждения ничего не видно, вспомним пока, что когда-то до самого кратера можно было подняться на фуникулёре, построенном ещё в 1880 году.
      
   Это был первый и единственный фуникулёр, проложенный к кратеру действующего вулкана. Его  вагоны поднимала паровая машина.
      
   И одной из целей моей экскурсии было найти какие-нибудь следы этого сооружения, разрушенного извержением Везувия в 1944 году  (извержение - маленький цветной снимок вверху справа).
    
   Или хотя бы  остатки кресельного подъёмника, построенного взамен фуникулёра и  вскоре  тоже  разрушенного очередным землетрясением до неподлежавшего восстановлению состояния.
 
   Интересно, что на различных итальянских сайтах я нашёл фотографии и первых вагонов, и даже общий вид вулкана с трассой фуникулёра – это видно на моём коллаже.
    
   Раз вы уже смотрите на исторические снимки, обратите внимание, что самые первые вагоны были, по сути, монорельсовыми – это ещё и самый первый  пассажирский монорельсовый транспорт в мире!
   
   До самой вершины были уложены две высокие несущие балки – своя  для каждого вагона, по ним закреплялся железнодорожный рельс, по которому двигались два колеса, одно впереди, одно сзади,  как у велосипеда, только железнодорожные. Тяговый трос крепился к раме на стороне, обращённой внутрь путей.
   
   Чтобы вагон не упал с рельса, сбоку под ним были прикреплены горизонтально колёса, упиравшиеся в подрельсовую балку.
   
   На следующем этапе вместо монорельсов  был проложен обычный рельсовый путь с байпасом для разъезда вагонов на половине пути.
    
   Это хорошо видно на снимках, помещённых в моём коллаже, которые, повторю, нашёл на итальянских сайтах, за что большое им спасибо. 
    
   А  никаких  снимков уцелевших в природных катаклизмах конструкций или упоминаний о них я в интернете не обнаружил…
   
   Но вот облако уплыло, и на уширении нашей дороги стали видны остатки железобетонных фундаментов и плит, к которым были закреплены тросы толщиной около 30 мм – вот эти конструкции на моём верхнем левом снимке.
    
   Конструкции выглядят не очень убедительно для того, чтобы принимать нагрузки тяговых тросов.
    
   Но находятся эти фундаменты точно в том месте, в котором заканчиваются пути на левом нижнем снимке!
      
   Потом наш водитель Луиджи подтвердил, что это остатки конструкции первого фуникулёра.
      
   Не знаю, для чего конструкцию используют сейчас – тросы уходили в облако.

   Скорее всего, они служат якорями  какого-то оборудования или на них закреплены несущие тросы грузового подъёмника.
       
   Нечто похожее на разбитую грузовую корзину я потом обнаружил в кратере. Понятно, что попала она туда сравнительно недавно.
    
   Поскольку у нас всё-таки литературный сайт, напомню читателям, что первому фуникулёру на Везувий посвящена знаменитая неаполитанская песня "Funiculi, Funiculа", которую написали итальянский журналист Пеппино Турко и композитор Луиджи Денца в 1880 году.
   
   Как написано в Википедии, песню исполняли  Беньямино Джильи, Анна Герман, Марио Ланца, Лучано Паваротти, Муслим Магомаев.
   
   Мелодию песни использовали Рихард Штраус (финал симфонической фантазии «Из Италии»)  и  Николай Римский-Корсаков («Неаполитанская песня» для оркестра)…

   Только не говорите, что вам эта песня незнакома! Наберите в ГУГЛе "На качелях" - именно так её называют в русском переводе - и услышите знакомый с детства хит.

   А почему "На качелях"?! Потому что такой тип фуникулёра, когда один вагон идёт вверх, а другой - вниз, называется "маятниковым" - как качели...
   
   Вот уже можно заглянуть в кратер грозного Везувия…
   
   Окончание следует - http://www.proza.ru/2016/05/22/1828