Велосипедная прогулка

Евгений Косенко
Одним из немногих наших с женой развлечений в Конотопе у родителей было катание на велосипедах. Почти каждый вечер мы садились на старенькие колеса и мчались городом моего детства. Велосипеды с завидной задорностью катили  городскими парками и скверами, ветер дул в лицо и было здорово. Майские дни установились ровные, прохладные по вечерам, погода радовала.

Проспектом Мира  ехали в дворик 10-й школы, где учились  родители и я с братом. Школа старая, но удивительно ухоженная, все окна заменены на стеклопакеты. Свежая краска, где это требуется, а за школой, там где был тир ДОСАФ, разбиты аккуратные клумбы с цветами. И никакого даже намека на разрушение, на хулиганские действия других людей, все бережно прополото, посажено, где нужно выложено декоративным камнем. Даже на проспекте, у девяти этажного дома, который в детстве мне казался небоскребом, а сейчас стал и вовсе не высоким, все клумбы содержатся в удивительной чистоте. Нигде ни соринки, бордюры выкрашены белой известью, кусты подстрижены.

Почему я это говорю и так удивляюсь, потому что у нас в Киеве, на площадке перед домом, как ни высаживай боярышник, цветы и клумбы, все воруется и оказывается на местном рынке. И этот беспредел остановить невозможно, под камерами, под самым носом у охраны дома воруют, бережно высаженный куст смородины, или малины. Пробовали привязывать корни удерживающим тросиком, переворачивают бетонные клумбы, и все равно воруют. Неделя, две недели и растений нет. Такой уж у нас здесь народ, берущий все то что плохо лежит.

Огромное впечатление на нас обоих произвела территория больничного комплекса Железнодорожный. Асфальтированные дорожки, стриженые газоны, цветущие яблони и вишни, все здесь было мне знакомо. Здание больницы, конечно, производит удручающее впечатление, дореволюционная постройка, темный, частью покрытый мхом кирпич. Архитектура, бросающаяся в глаза, высокие закругленные кверху оконца с белыми занавесками. Во дворе двухэтажный старый роддом розового цвета, сейчас здесь поликлиника. Каждый год перед поездкой в лагерь мы приносили в лабораторию сюда свои анализы, в спичечных коробках с надписью ФИО. Здесь, в этом роддоме родился я и мой брат. Проезжая мимо древнего, как будто вросшего в землю морга, возвышающегося как сарай на фундаменте, но выкрашенного в темно бардовый цвет, я внимание жены не фокусировал в этом месте, хотелось заглянуть как в детстве в оконце. Сразу за больницей, стоит ретрансляционная вышка, такая же, как в каждом небольшом городе. А за ней мой родной детский сад. Во дворе этой вышки я с друзьями находил странные электронные схемы, непонятные электрические патроны, и это была ценность для обладателя, не имеющая никакой ценности. Просто мусор.

Хочется сказать несколько слов о доме Железнодорожника на Пирогова, внешне дом так же схож с больницей, та же архитектура и тот же темный кирпич. В доме всего восемь квартир и один подъезд. Все квартиры огромные, судя по размерам строения. Двор просто ковер из цветущих тюльпанов, и еще каких то цветов, названия которым я и не знаю. Везде приложены руки заботливых жильцов, сохраняется пусть и не первой свежести, но такой заботой окруженное место.

Проезжаем сквериком, в котором поставили лавочки и разбили клумбы, раньше это была территория моего детского сада. Гуляют мамочки с колясками, бегают дети. Дальше здание детского сада, в котором я был с младшей группы. Все что от него осталось это внешние стены, когда то они были зеленые, сейчас же это руины, без окон и с забитыми дверьми. Мне удалось заглянуть через выбитое окно в актовый зал, где проходили утренники, стояло полированное пианино. Там даже второй этаж прогнил, и провалился на первый. Ничего здесь уже не спасти, только снос начисто. Больно было смотреть на всю эту разруху, колыбели моего детства.

На углу улицы мы с женой увидели совершенно противоположную картину прежде увиденного. На территорию этого детского сада музея мы не смогли попасть. Заглядывая через забор, я удивлялся той палитре красок, которую видел. Почему музей, потому что здесь площадка выставка детских сооружений: самолет, корабль, паровоз, машина, разные звери, песочницы в виде рыб и насекомых, горки, качели и все это пестро разукрашено. Площадки для детей своей чистотой и красотой впечатляли. Наверное, приложили руки родители, и не только руки, а еще смекалку, деньги и талант собирательства. Некоторые экземпляры, явно отреставрированы.

Удовольствие кататься на велосипеде, дышать чистым воздухом, смотреть во дворы с домами, со ставенками, закрывающими на ночь окна, конечно, их давно никто уже не закрывает. Они придают улице особый шарм минувшего века. Цветущие сады, аккуратные дорожки, частный сектор, где каждый дом, это проявление любви и заботы к земле и месту где живут люди. Но не везде так, встречаются заброшенные дома и заросшие территории, облюбованные молодежью для вечерних встреч. Минуло то время, когда собирались по подвалам.

Крутим педали, и летит наш легкий двухколесный конь вперед, развеваются волосы на ветру. Военкомат, электромеханический техникум на Садовой, футбольная площадка, проспект Мира, местный Университет, раньше вообще это было общежитие техникума. Как в таких маленьких городах все просто и уютно устроено.

Заехав за шампанским в АТБ, я прошу жену заскочить в вечернюю школу, где учился мой дед, а племянник его преподавал немецкий язык. В этой дореволюционной вечерней школе иногда проходили занятия и от моей школы №10. Наверное, это было связано с ремонтом некоторых классов. Здание в точности такое же интересное как дом Железнодорожника и больницы, высокие пятиметровые потолки и просторные аудитории. Дворик с клумбами, где я на перемене ловил в спичечный коробок часиков. Это такие, не кусающиеся пчелы. За зданием были руины подвалов, с высокими сводами, я даже не знаю, что там раньше было, но нас туда строго не пускали, чтобы не упали дети и не поломали ноги. Но тот, кто нарушал запрет, приобретал уважение среди своих сверстников. Пройдет еще много лет, и возможно, все это еще подымут из под земли как архитектурную ценность, пока же здесь мы увидели компанию картежников с вокзала. Игра идет явно на деньги, взрослая, серьезная игра.

Во всех за эти дни велосипедных прогулках, меня особо тянуло в район вокзала, покататься в Подлипном, старой Физкультурной улочкой, улицей Григория Сковороды. Вот где мы насмотрелись на простоту  и красоту одновременно домов и дворов. Здесь модно дома оббивать разноцветным сайдингом, и выращивать цветы, много цветов. Улочки с новыми названиями: Кобзарей, Василя Стуса, не теми которые были в моем детстве, но сохраняющими память, мою память.

Прокатившись на лету, с горки, свернули и ехали грунтовкой по краю болотца. Иногда встречались группы отдыхающих, жарящие вкусный шашлык, дымок его приятно щекотал нос. Я не помню, чтобы в детстве здесь катался на своем Салюте, и вдруг в конце улочки выехали к озерцу. Это островок воды лежал как будто уроненное кем-то зеркало, по краям которого выросли ровными рядами молодые березки и осины. Я не удержался, спрыгнул с велосипеда подошел к воде. Жене очень понравилось это место, как будто сюрприз, на самом краю прогулки. И никакого шевеления, ровная гладь воды, наверняка ее образовали подземные ручьи. Это удивительно красивое место приятным воспоминанием врезалось в мою память.

Узенькая велосипедная тропинка лежала через кусты и железнодорожную насыпь, мы перевели через рельсы велосипеды и просто упали с насыпи на скорости вниз, с опаской держа педаль на тормозе. Московская горка – самая большая снежная горка в городе. Так мне на то время казалось, еще и с трамплином, да и самая опасная. Здесь катался я с дедом на лыжах и санках, а теперь катается мой брат с сыном Даней. Внизу под трамплином лежали рельсы, рабочие катили свои вагонетки из конца вагоноремонтного завода. Сегодня же ничего нет, весь металл откопан и сдан на металлолом не зевающими жителями. Заросли кустов, деревья, трава по пояс, и полное отсутствие людей, вот где хотелось покататься, воздухом трав подышать, соловьиные трели послушать, да лягушачьи концерты.

Домой мы вернулись под вечер, накатавшиеся вдоволь, и первое что захотелось это выпить той удивительной воды, которая течет только в Конотопе. Действительно здесь невероятно вкусная вода, холодная и легкая, такой нет в Киеве.

По приезду домой в мегаполис, мы на следующий же день купили простые велосипеды в Ашане для нашей старшей дочери и моей жены. Велосипед ХВЗ ( Харьковский велосипедный завод), ничего особенного, простые колеса без изысков. А через две недели мне родители передали Украину 1982 года рождения с кожаным седлом и двумя багажниками. Велосипед конечно раритетный но, сколько воспоминаний у меня с ним связано, не передать. Отец так сказать вложил в него душу, заменив все что можно заменить из деталей на новое.  Когда я забирал свой велосипед на вокзале у проводника, последний ухмыльнулся и сказал: Берите свою технику как раз в Киеве на таком кататься. Ну а мне все равно, ну и что, что старый - зато родной. Не знаю как мы его и довезли в багажнике Мазды, пришлось удерживать руками, чтобы не выпал.  И теперь у нас на балконе велосипедный парк ХВЗ, и как изюминка в нем моя Украина с белыми щитками и синей рамой, на стыках слегка голубого цвета. Осталось одно, купить седелочко для моей младшенькой дочки, и тогда можно сказать вся семья на колесах.