Диалоги о Пушкине. вопрос 24

Нелли Мельникова
                Пушкин на сцене
Как называлось произведение Пушкина, впервые сыгранное на сцене в Москве в доме Пашкова на Моховой?

Пашков дом – красивейшее здание старой Москвы, построенное по проекту В.И.Баженова в 1784 – 1787 годах. Позже оно передано Румянцевскому музею  в советское время Государственная библиотека имени Ленина.
«Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком, – писал П.А.Вяземский.–
 На горе, отличающийся самобытною архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр».
 И не только оркестр – там был и театр, на сцене которого даровитый воспитанник балетной школы Адам Глушковский поставил балет «Руслан и Людмила» (первый балет на сюжет русского автора), и уж потом этот балет перекочевал в Петербург, где сценическую редакцию создал знаменитый Дидло, а роль Людмилы исполняла А. Истомина, которая:

Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет…

Да, многие чисто литературные произведения Пушкина были переделаны для сцены: «Керим-Гирей» по поэме «Бахчисарайский фонтан» (1825); «Цыганы» (1832); «Хризомания» (1836) – переделка «Пиковой дамы»; «Барышня-крестьянка» – водевиль (1839). Балеты шли обычно с музыкой Кавоса («Кавказский пленник», Истомина – черкешенка), Антонолини, Шольца… («Черная шаль» или «Наказанная неверность»).

А вот чисто драматическим произведениям Пушкина на сцене при жизни поэта везло меньше.
 В 1832 году в Большом театре Петербурга состоялась премьера «Моцарт и Сальери» – без особого успеха.
Конечно, позже «Борис Годунов» с Шаляпиным в заглавной роли перекрыл все рекорды, представив шедевр ПУШКИНА- МУСОРГСКОГО миру и снискав себе и им заслуженную славу.
И не только «Борис Годунов», и не только Мусоргский…
Во вторую половину XIX века и позже – в только что убежавшем XX веке поэзию и прозу Пушкина как бы прочли «свежим глазом» и по-иному оценили их образы и содержание, на что, как мы знаем, очень рассчитывал и надеялся поэт: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» Он ошибся – ареал его известности и славы оказался гораздо шире.
К творчеству Пушкина с большой любовью и интересом обращается П.И.Чайковский.
Из письма к брату Модесту:
Москва, 18 мая 1877 года.
«На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжете для оперы… Елизавета Андреевна вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина» Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедав в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина… перечитал с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина… 
 Какая бездна поэзии в «Онегине».
9 июня 1877 г., «...я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет. Я совершенно погрузился в сочинение оперы…»
19 января 1892г., Гамбург «…певцы, оркестр, режиссеры – все влюблены в «Евгения Онегина».
С неменьшим трепетом и восторгом писалась и «Пиковая дама».
XX век подарил нам два прекрасных и совсем разных балета: романтический «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева и реалистически-философский «Медный всадник» Р.Глиэра; а уж произведения иных жанров (драмы, кинофильмы и т.д.) перечислить и вообще невозможно.
 НЕСТЬ ИМ ЧИСЛА!