За доблестный труд

Альберт Шаров 2
            Эпиграф.
               
     "У д о с т о в е р е н и е"

                "За доблестный и    самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг." 
                Шарова Анна Николаевна
    указом Президиума Верховного Совета СССР  от 6 июня 1945 года награждается медалью:
"За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг."...


                Вступление.

            Эта медаль и удостоверение к медали видится мне, как яркий красный вымпел на вершине главных событий той эпохи и, который стоит рядом с Красным знаменем "ПОБЕДЫ" в Великой Отечественной войне. Эти труды и дела, в доблести знамён, орденов и медалей,  вершили наши отцы и мамы, они светят нам и сейчас, и будут, добрым нашим маяком, освещать следующим поколениям светлый путь в будущее, до конца цивилизации. Эти дела, память людей и всего Советского народа того сурового времени, незыблемо и твёрдо, несокрушимым гранитом лежат в основе нашего исторического фундамента, на котором стоит, живёт и здравствует Отечество, нация и вся Русь.
               
           Красное знамя водрузили над рейхстагом наши сержанты,на конечном этапе тяжелейшего сражения.Но до этого момента это знамя несла вся Красная армия и наш трудовой фронт.А в передовых эшелонах трудового фронта шли вот такие люди,награжденные такой впечатляюшей медалью.
               
                Предисловие.


          Жизнь каждого человека уникальна по своим событиям, впечатлениям, успехам и огорчениям, и разные бывают радости и печали, а также их количество и пропорции.  История отечества состоит из периодов и эпох, уникальных и неповторимо различных, в которых было что- то общее и главное, когда трудились, сражались и  стояли за свою землю наши люди.

          В нашу эпоху, предвоенную, военную, и послевоенную, им мало выдалось этой самой радости и счастья, но они его находили, хотя и в мелких крупицах, и работали, проявляя истинный разум, спокойствие и радение для детей и всего будущего поколения. А ещё, самое главное, это- не щадя себя совсем и полностью. В общем, для нас с Вами, уважаемый читатель. Вот это главное трудно понять в полной мере, особенно спустя много лет, но в какой- то степени это можно увидеть в этой, отливающей бронзой, медали:

          "За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941- 1945 год"

    Здесь выражено всё и объяснять ничего не надо, да и нет таких способностей и таланта, чтобы сказать что- нибудь внятно в моём простейшем сочинении, а только молча выразить глубочайшее почтение таким людям и их подвигу, длиною в жизнь, под ликом нашего русского Бога и нашими русскими небесами.

     Этот труд был, во первых, без хлеба или почти без хлеба и основных продуктов, основных вещей и предметов первой необходимости, в холоде и голоде и всё не перечислить. А когда, скажем, у Вас на обед, десяток маленьких картофелин, только с солью и пустой чай, без сахара, а потом, не то, что работа, а пахать нужно на самом себе и без лошади, то вот тогда бы что- то поняли.

       Что стоило тогда купить, обменять или достать коробку спичек, кусок мыла, пачку соли или керосин для керосинки и настольной лампы и т.д. Этого уже не понять, ибо сейчас, и уже давно люди живут в полном изобилии и не понимают этого, по сравнению с теми, нашими временами. Кроме того многие одурманены фальсификацией многочисленных СМИ и не только. Настоящий русский всё это понимает и не будет плевать на свою землю,и свою историю.

                Главная часть.

       Моя мама Шарова Анна Николаевна, 1914 года рождения, ребёнок первой мировой войны, революционного лихолетья, затем гражданская война. Потом тяжелейшие годы грабежа и разрушения деревни, а это значит, в первую очередь детство и юность без хлеба или почти без хлеба, и уже нет смысла говорить про остальное.

      22 июня 1941 года на нас вероломно напал германец и началась Великая Отечественная Война, которая потребовала максимального напряжения на фронте и в тылу. И вот эта медаль, на которой литые бронзовые буквы, слова и фраза исторического содержания и значения. В те времена, да и вообще, награды просто так не даются, а если наградили, то силы, труды и здоровье были вложены немалые, да и не просто вложены, а результат так засветился, что высокое руководство страной считало своим долгом наградить таких людей и отметить их достоинство и доблесть.

        А уж если дали награду, так заслуги были таковы и столько, что полная большая корзинка и с горкой. Анна Николаевна не работала на заводах, где, например, строили самолёты, танки или другую военную технику. Она работала скромной сельской учительницей во время войны и от имени правительства награждена вот такой медалью.
               
      Победа над Германией была в 1945 году, а медаль пришла в 1947 году. Так что всё было тщательно продумано и взвешено, кого и как награждать. Руководству страной было виднее и не нам сейчас им что- то указывать. Хотя кто тут будет против.

      У нас в школе были ещё и другие авторитетные, грамотные и достойные учителя. Однажды к нам на урок, в пятом классе, пришёл наш учитель старшего поколения Троицкий Сергей Николаевич с орденом Красного знамени. Мы с интересом рассматривали вблизи этот красивый орден. В те времена такой орден был очень высокой наградой.
 
        Может быть и ещё кто- то был награждён, но я просто не знаю. Шарова Анна Николаевна имела ещё и другие медали, и даже орден, но вот эта медаль и слова на ней, притягивают и волнуют впечатление, ибо она и есть главное в той эпохе, и великие заслуги в своей нелёгкой судьбе.

         Сейчас это всё трудно понять новому поколению и так же трудно объяснить, но мы видели труд и военные действия наших старших поколений своими глазами. Только мы- дети войны и послевоенного лихолетья достойно и истинно правильно можем вспомнить , что это было такое. Чтобы описать всё это в истинных фактах беспощадной действительности, нужно многое уметь. А чтобы понять всю суть опасности и подвига того поколения, одних фактов будет недостаточно. Условия и обстановка сейчас тоже сложная, но она  совершенно несопоставима с теми нашими лихими годами.

        У нашего поколения во главе угла стоит именно истина и неопровержимый факт в том, что мы жили в это время и всё видели своими глазами, а именно; добросовестный, а то и стахановский, труд советского народа, мужество и отвага солдата.

        Сражался за правое дело и одержал победу именно  СССР, советский народ, социалистическая система под руководством КПСС и Верховного главнокомандующего Сталина И.В. Все эти, мною перечисленные, высокоавторитетные, главные и уникальные, исторические фундаментальные камни заслужили и незыблемо стоят в истории, имеют  в наших трудовых сердцах самое большое и неувядаемое уважение.
Конечно,сейчас на это всё плюют и не только,но они стоят.

         Это наш исторический фундамент нации, который не следует разрушать, а необходимо стоять за него, как стояли наши предки. Без любого, из перечисленных мною, этих исторических истин, мы и Вы все, наши потомки, были бы сейчас пеплом в, огромного размера и количества, германских печах.

         Всё остальное есть западная "липа", мусор и отходы  диссидентов всех рангов, масштабов и категорий. Если бы не было победы, то не было бы и вас, уважаемое новое поколение. На нас тогда напала самая нечеловеческая германская нация, в категории людоеда, начинённая всевозможной техникой, которая построила целую сеть концентрационных лагерей, где они сжигали в печах, душили в душегубках и расстреливали русских.

        Другими словами, германец, единственный в истории вид, который системным промышленным образом уничтожал другие народы в своих заводах и фабриках смерти. Он создал огромную машину из техники, почти всех заводов Европы, для уничтожения русских.

        А техническая мощь Европы в характеристиках не нуждается. Для них люди были сырьём, из которого они изготовляли: мыло, удобрения, дамские сумки и другие изделия. Их задачей и целью было полное уничтожение и очистка нашей земли от русских, чтобы расширить своё жизненное пространство и расплодить здесь германскую нацию. Эта нация в целом приняла облик и сущность людоеда и с открытой пастью пришла в наш дом, на нашу землю. Поэтому в той эпохе, наши отцы, деды, мамы и бабушки сражались за нас на фронте и в тылу. Сейчас, как память и предупреждение потомкам, от всего этого остаются государственные награды.

      В такой круговерти трудно обойтись без ошибок, и надо быть великодушными к своей истории и не плевать на неё, ибо выполнено главное, то, что называется "ПОБЕДА."

      Шарова Анна Николаевна работала всю жизнь сельской учительницей в Великодворской семилетней школе. Она в 1933 году окончила Конаковский педагогический техникум и получила направление в Великодворскую школу. В 1936 году она вышла замуж за Шарова Анатолия Михайловича, который родился и жил в Великом Дворе у своих справных и, с хорошим достатком, родителей, и они расписывались в местном сельсовете. А я родился у них в 1937 году.               


      Сама Анна Николаевна родилась в  1914 году в деревне Зиновиха,Горицкого района Тверской области, в семье пехотного подпоручика и крестьянки. Они имели небольшой старый деревенский дом и , также небольшой, надел земли, который вспахивала и боронила единственная малорослая лошадка.
 
         Для выживания был необходим великий крестьянский труд от зари до зари, и они вкладывали его в полной мере. А ещё надо было любить землю, своих домашних животных и вообще деревню.
               
      
     После окончания Конаковского педтехникума в 1933-м году,Анна Николаевна работала учительницей в Великодворской школе, предвоенные годы и, естественно, все военные годы. Я не могу и не имею таких прав, чтобы комментировать решение руководства того времени, которое отметило, в частности, мою мать вот такой медалью. Я могу только выразить своё впечатление и полное восхищение от внимания и компетентности тогдашнего руководства.

     У нас в школах не было плохих учителей, каждая или каждый имел свою индивидуальность и мы уважали всех. Я помню, с благодарностью, свою первую учительницу Ольгу Ивановну.

     Моя мать была профессионального класса учительницей, односельчане до сих пор вспоминают её и могут сказать больше. Разговор не об этом. В период войны основная работа была в школе с детьми, были и другие дела, поручения и работы. (См. мой рассказ "Три сосны"). Но это всё не объясняет эту медаль.
Дело здесь в другой плоскости или категории.

       А именно, как я это понимаю. Шарова Анна Николаевна, профессинальная учительница, со своим природным даром, была частью той советской социалистической системы, в лучшем и правильном понимании того, что это такое, с лучшими качествами нашего народа. Линию того момента, наиболее грамотно и убедительно, преподавала и несла по жизни уверенно и стойко.

                "Наше дело правое!
                Враг будет разбит!
                Победа будет за нами!"

        Именно социалистическая система проявила невиданную стойкость и остановила многочисленного и вероломного противника.Факты действительности показали именно это.

        Благодаря таким людям на местах, под невероятно мощным натиском Германца, проявляя отвагу, мужество и геройство, стояла и выстояла нация.
Вот в этом я вижу основной смысл, начертанный на, отливающей бронзой или красным золотом, этой медали.

        В основном все советские учителя были носители теории и практики той социалистической системы, того периода нашей истории и их заслуга, что учили и направляли новое поколение в правильном направлении.

      Факты истории говорят о том, что никто не мог противостоять безжалостной германской военной машине, которая пыталась уничножить СССР и русскую нацию.
 
      Остановил злобного и вероломного врага именно СССР, его социалистическая система, под руководством КПСС и Верховного главнокомандующего Сталина И.В.

      Решающую роль в Победе над врагом и послевоенном восстановлении страны имели: доблесть, геройство и добросовестный труд советского народа. Ничего другого не было и нет.

      Немцы, когда захватывали наши города и сёла, то, в первую очередь, расстреливали и вешали именно учителей. Поэтому просто быть учителем тогда, было ещё и опасно.

      В момент массированного наступления немцев на Москву,возникла прямая угроза захвата нашего села вражескими войсками.На входе в деревню,со стороны запада,у дороги местные жители рыли большой оборонительный окоп для защиты,силами только женщин с лопатами и носилками,без всякой колесной или другой техники.Земляные работы вообще тяжелые.Моя мама хорошо владела лопатой,но главным было её присутствие.Не было никаких начальников,работа велась добровольно,женщины советовались между собой,как лучше и что лучше.Смотрели на учительницу и все шло отлично.

      С другой стороны дороги начинался наш лес.Там возводились две линии завалов из толстых и мощных деревьев,на несколько километров по линии фронта.
Деревья пилили ручной пилой с двумя ручками и затем тракторами,волоком возводили в оборонительный завал.Раскидистые кроны веток вздымались высоко в небо.Если будут подходить немецкие танки или пехота,то завал был подготовлен к поджёгу.

      Немцы были остановлены за 4- 5 десятков километров от села,но огромный окоп был готов и стоял на страже.Думаю десяток танков там поместился бы и батальон солдат.               

       Сейчас многое перепутано и фальсифицировано в интересах олигархов, диссидентов и других воров и предателей нации. А было самое справедливое рабоче- крестьянское государство с нашими глубинными традициями и всем укладом жизни.

       Честный и добросовестный труд был делом чести, доблести и геройства, что обеспечивало фронт во время войны и восстановление хозяйства в послевоенное время. Правильную оценку тому времени могут дать только люди, которые жили в то время,сражались и трудились для фронта.

       Это всё есть в советской литературе. Все последующие умники, живут и работают в простых условиях, как минимум, знают, что уже произошло, а это уже совсем другое дело. А в то суровое своё время руководство принимало решения в условиях полной неопределённости  и основной их критерий оценки, это результат, а результат называется "Победа". Поэтому будет совершенно некорректным, критиковать нашу историю, которая была  вот такой, как есть, с бедами, ошибками и победами.

       Количество, вес, массу  и масштабы проблем, которые пришлось решать тому руководству и Верховному главнокомандующему, несопоставимы ни с чем последующим. Это при острой и реальной опасности гибели всей нации, если проявить слабость. А это количество, вес, массу и масштабы работ и боевых действий выполнил Советский народ, в основном простой и скромный народ. Это всё под руководством Верховного главнокомандующего, гениального руководителя Сталина Иосифа Виссарионовича, которому пришлось решать самые масштабные проблемы века в условиях самой тяжёлой ситуации и крайней опасности, и на стороне которого  исторический факт, который называется "Победа". Все последующие руководители в своём количестве и массе в сумме не тянут на генералиссимуса.                .
 
               
        Авторитет Великодвосркой школы был известным в округе. Красивое село, хорошие школы, опытные учителя с хорошим подходом к детям, ровным уравновешенным характером, способные доходчиво и грамотно вести уроки и воспитывать учеников в правильном направлении.
   
         В 1955 году, когда я поступал в Таллиннское мореходное училище, то конкурс был 12 человек на место. Мальчишек много, у всех романтика в душе и мыслях, а тут мореходка. В то время, когда не было калькуляторов, компьютеров и многих современных машин и приборов, ставка делалась на разум человека, а, если ещё точнее, то на математику.

        Мне досталась в одном из вопросов очень нудная и малопонятная теорема Безу. Когда я закончил доклад, то комиссия в тишине несколько секунд смотрела на меня с изумлением. А один самый главный математик, профессор с института, посмотрев в мои бумаги и покашляв для порядка,  почтительно произнёс: «Сразу видно! Московская школа.»

        В моей карточке было написано, что я из Московской области. В дальнейшем я был в ранге отличника Таллиннского мореходного училища и моя мать получила письмо от нашего начальника с благодарностью за сына.               
               
               
        Учительница Шарова Анна Николаевна имела в селе особенный авторитет. 

        Она сама была из крестьян, знала и умела выполнять все сельские или деревенские работы, была в курсе всех этих дел.

       В начальных классах школы у ребёнка начинает формироваться его образование, мировоззрение,  и направления всей дальнейшей жизни. Я сам малым дошкольником, во время войны, сидел иногда на задней парте, потому что меня некуда было девать и видел, с каким вниманием слушают ученики преподавание Анны Николаевны.

        Она закончила Конаковский педагогический техникум и была настроена, на преподавание, как призвание и самое главное в жизни. По тем временам это было весьма значительное образование, но это не всё. Анна Николаевна была серьёзным человеком, я почти никогда не слышал каких- либо шуточек, иронии в адрес кого- то и т.п.

         Хотя она владела всеми моментами, приёмами и характеристиками русского языка. Вместе с образованием у неё была создана и отформирована превосходная система независимого самостоятельного личного разума, которая позволяла систематизировать, анализировать события, и делать основополагающие точные выводы.

        Такое бывает у выпускников учебных заведений, которые , во- первых, капитально прошли всю программу, а во- вторых, приняли свою профессию, как главное дело всей своей жизни, причём с душой и любовью. Учить, преподавать и нести знания вообще в массы, с душой и любовью, что и делала всю жизнь. У матери был какой- то самобытный русский разум от крестьян, она могла немедленно и убедительно ответить на любой, самый сложный вопрос, будто знала абсолютно всё.

        Её ответ или утверждение были настолько точными, единственно правильными, как и выражены в простых словах, против которых не было никаких возражений. Коротко в двух словах, как классик. Анна Николаевна имела ещё природный дар общения с людьми и могла разговаривать в тональности с любым человеком.
 
      Люди, которые с ней разговаривали, старались ей подражать; в культуре общения, разумности и пользы всех дел, восприятия и оценки действительности, правильности действий и поведения и т.п. Анна Николаевна имела природный дар быть в гармонии со всей окружающей обстановкой и любая конфликтная ситуация сама собой гасилась в её присутствии.

       И это в военное и послевоенное время, когда проблемы и беды наваливались на всех одна на другую. Мать была всегда спокойна и как- то в высшей степени уверенно говорила, что и как делать. И не только для учеников. Главное, что я помню, было спокойствие и разум, самое разумное, что можно сделать, в данном случае, рассчитывая только на себя и не рассчитывая на помощь от кого бы то ни было.

        Это при полном и несгибаемом  достоинстве, порядочности и совести, выше, чем перед самим Богом. Если нужен был труд, как тогда говорили, приложить руки,  то труд , буквально, день и ночь,
без жалоб и тому подобное. Меня слабого ребёнка, от недоедания и вообще, лихолетья того времени, никогда не заставляли много работать, а работы в деревне, тех времён, было полные мешки или полные вёдра воды, всегда. Я,дошкольник и школьник, старался, по мере сил, без напоминаний.               


      У неё спрашивали совета многие односельчане, и всегда были довольны ответом или разговором. Иногда кто- то просто хотел узнать мнение Анны Николаевны или вместе порадоваться каким- либо событием или успехом. Она никогда не уходила от разговора, не говорила, что ей некогда и т.п.


     Анна Николаевна никогда не допускала какой- либо иронии или другой вольности в разговоре, а только взвешенные, разумные и уверенные фразы и слова, причём большого и полного достоинства.

       Я приведу пример такого разговора в критической ситуации в очень сложной обстановке и положении. На улице у колодца мать разговаривала (сейчас не помню с кем, да и таких разговоров было много) с мужчиной или женщиной. У собеседника развалилось в жизни абсолютно всё, хоть в петлю лезть или в прорубь кидайся. И все вокруг плохие.

       Мать спокойно сказала: «Значит не умеем жить…»
Если бы это кто- то другой сказал, то слова пролетели мимо уха и на этом всё. Что и чем может помочь молодая, 30 лет учительница, которая получает минимальную зарплату, только- только, и у которой только что муж погиб на фронте? А такие люди дважды не выходят замуж, а только один раз и навсегда.
 
       Но это сказала Анна Николаевна. Она не сказала, что ты не умеешь жить. Она сказала «не умеем…», и это означало, и звучало, что «мы не умеем…»,
Т.е, нам обоим не сладко, но жить как- то надо. Собеседник или собеседница сразу почувствовала поддержку, что она или он не один. Анна Николаевна вошла в её или его положение, а это уже не мало. Он начал искать в себе остатки сил, перебирать варианты и почувствовал необходимость движения действий, как и положено человеку в жизни.
«не умеем…» - так это ещё не беда.
   
   Если чего- то не умеешь, так можно научиться.


      Вот и учительница говорит. Я стоял, малыш 5 лет, и смотрел в изумлении, как меняется ситуация, от полной безнадёжности на нормальную.

        «Спасибо, Анна Николаевна», я тут кое- что придумал. Он распрямил плечи, почувствовал прилив сил и решительно пошёл в работу. А работа лечит всё. В литературе классик сказал: «Воля и труд человека,
                Дивные дивы творят…»

А потом, через какое- то время снова был короткий разговор, когда работа и время сделали своё дело, жизнь наладилась и , более или менее, устроилась. Жизнь учит всегда и учиться надо всю жизнь, а главное не стоять и не ныть, а действовать и работать.У матери много было точных и понятных выражений в двух словах и в этом был их побеждающий результат. Я не помню случая, когда Анна Николаевна в чём – то ошиблась, потому что была ответственность за каждое слово, как перед Богом, хотя она, как советская учительница, может быть и не знала Бога. Но такие были времена.

      Очень заметной чертой характера Анны Николаевны была её самостоятельность и самодостаточность. Она никогда ни у кого не просила совета или помощи, а также мы никогда не брали денег взаймы.

      Хотя нет.Бывало всякое и без этого не обойтись.Однажды в магазин завезли свежий хлеб,ограниченное количество,как всегда в то лихолетье.У мамы с собой денег не было и она взяла в долг пару- тройку рублей на буханку чёрного душистого у соседки старушки.Вечером на ужин я получил целый отрезной кусок хлебушка.А через 3- 5 дней старушка умерла по старости.Так Анна Николаевна бегала в магазин,покупала платочек в горошку,чтобы повязать соседке и тем отдать долг.
 
      Мать точно рассчитывала небольшую и ограниченную зарплату учительницы от получки до получки. В те времена хватало только на хлеб и самое необходимое. Работа учительницы требует много времени на проверку тетрадей, составление планов и прочее, поэтому на личное хозяйство времени тоже мало оставалось. Но всё вместе, в трудах и заботах получалось нормально, была стабильность, спокойствие, что позволяло выбирать и прогнозировать своё будущее.

       В восьмом классе школы я получил превосходный, по тем временам, современный велосипед ХТЗ, который ярким моментом украсил мои школьные годы. Это было такое событие, как сейчас купить новый автомобиль.
   
А вот и другая медаль была вручена Анне Николаевне Шаровой в 1948-м году, вслед той первой медали и она является, как бы, дополнением к медали: "За доблестный труд в Великой отечественной войне". Медаль оформлена художественным образом и очень красива с обоих сторон. Обычно после награждения учитель приходил с медалью или орденом в школу на свой урок. Моя мама тоже приходила в школу, на свои уроки и в учительскую комнату представиться ученикам и учителям с этой медалью. Я уже учился в 4-м классе и прекрасно рассмотрел эту медаль дома у мамы. В школе я хотел увидеть ещё у кого- нибудь такую медаль, но я этого не увидел. Но, может быть, я просто не знаю.

     Самостоятельность требует какого- то ограничения общительности и мать имела только одну подругу, ещё с педагогического училища. Эта подруга, тоже учительница, работала в Гусёнках и встречались они редко, но были рады встрече и беседовали у нас за чашкой чая долго. Они были начитаны многочисленной литературой, знали историю, прекрасно ориентировались в современных событиях и выражали друг другу своё индивидуальное мнение.


       Я до сих пор помню, как замечательную фотографию, которой никогда не было или яркую картину, когда я ребёнком смотрел и восхищался, как беседуют две учительницы, у которых образованием и профессией, отформирован замечалельный современный разум и, в то же время это были молодые женщины, две закадычные подруги.
      
       В мои времена церковь стояла, но не работала и не было служителей церкви. Времена были тяжёлые, особенно в военные годы. Старшее поколение были верующими и жизнь без Бога была немыслима. Одна из пожилых женщин в обычном доме обставила свою комнату иконами и стала вместо батюшки нести церковную службу.

       Советские органы выслали эту женщину куда- то очень далеко от  её дома и о ней больше ничего неизвестно.

       Затем приезжал в село какой- то товарищ из этих органов и, вроде как,
выставил какие- то претензии учительнице Шаровой Анне Николаевне. Эта женщина несколько раз заходила к нам в квартиру, когда ходила на почту, и они продолжительно разговаривали на обычные жизненные темы. Я помню только очень умный и культурный разговор на уровне воспитанных и образованных людей.
 
      Но вот её выслали, может, в Сибирь, а теперь начинают всех знакомых тревожить.В село приезжал какой- то важный начальник из органов и, в частности, зашёл к нам, и вроде как с претензиями к Анне Николаевне.

      Анна Николаевна не имела никаких покровителей или знакомств в верхах и могла рассчитывать только на свои силы и свой разум. Моя мать чётко в нескольких фразах просто обезоружила этого товарища из органов.

      Разговаривать с соседями и односельчанами ещё никто не запрещал и так далее. Во всём облике и словах учительницы было гораздо больше самостоятельности, уверенности и правоты, и ума тоже, чем в вопросах этого товарища из органов.

       Моя мать стояла прямо с открытым лицом, без тени какого- либо сомнения, а за её спиной была стальная истина и правота. А ещё в её словах была железная логика. Анна Николаевна прекрасно знала Конситуцию СССР и не только. Конституция СССР была самой справедливой и самой правильной вообще, всех времён. Анна Николаевна понимала Конституцию буквально, так, как написано, т.е. чёрным по белому и без виляний хвостом.

       Эта Конституция  красным флагом стояла у неё за спиной. Я видел, как в кино, что стоит учительница, а перед нею троешник. Этот товарищ, вроде как, застеснялся. У него вроде бы, как бы упали штаны и он не знал, что дальше сказать. Он открыл рот, забыл его закрыть и уехал обратно в свой райком, и больше мы его не видели.

      Я, также, больше не видел ту женщину. При всём этом Анна Николаевна имела такой такт, что никогда не была в какой- либо конфронтации вообще ни с кем, с людьми вообще, начальством или другими лицами из верхов. Я не помню, чтобы моя мать выражала какую- то критику к кому- либо, но негативные факты, которые попадались на пути, отмечала коротко и точно, с достаточной долей уважительности и такта.
 
       Основные беседы и разговоры были, конечно, про детей. Когда Анна Николаевна шла из школы домой, то зачастую попадались  родители, кто у колодца, кто у магазина или так. В то время родители очень внимательно относились к учёбе и воспитанию детей.

        Учительница Шарова Анна Николаевна любила село и свою местность, она была здесь своя с полным уважением и вниманием ко всему вокруг. В селе Великий Двор несколько поколений учились у моей матери и все вспоминают об этом с гордостью и большим уважением. Разговоров и бесед было много, потому что каждый из родителей, хотел знать, как учится его ребёнок или дети. У Анны Николаевны никогда не было плохих учеников, неспособных или хулиганов. Она любила всех своих учеников, профессионально, индивидуально и лично подмечала способности, хорошие качества, сильные стороны и все положительные нюансы ученика или ученицы. С большим удовлетворением и поощерением  старалась развить всё лучшее в ребёнке, заинтересовать его и с энергией и упоением отмечала это родителям.

       Когда я слушал такие разговоры, будучи дошкольником, то мысли и разум формировались в этом направлении, ибо я наглядно видел лучшего или просто хорошего ученика или хорошего мальчика, и это был пример, каким нужно быть.

       На моей памяти, самый лучший ученик моей матери был отличник Володя Кутилкин, они жили рядом со школой. Он был старше меня года на два или три.

        А когда я слушал такую беседу матери, будучи взрослым, то, затаив дыхание, видел таких детей, которые были только в классе Анны Николаевны и нигде больше. Лучшей ученицей была прелестная девочка, с голубыми и добрыми глазами, отличница Люба Николаева. Они жили на станции и её отец был начальником станции. Если бы был такой конкурс на лучшего ребёнка, ученика начальных классов, то я бы отдал предпочтение именно ей.А ещё, не менее, по всем моментам были две сестры Крыловы.

         Это были умницы. Это говорила Анна Николаевна. (На фото рядом с учительницей сидят сёстры Крыловы). Учеников было много, но я запомнил самых, самых. Всё хорошее  замечалось и шло на пользу всем. Однако была и железная требовательность.
В центре учительница Шарова Анна Николаевна. Справа и слева сидят отличницы
сёстры Крыловы. Справа рядом стоит первая отличница Люба Николаева.

Мать не тратила время на разъяснение какого либо негатива, а в два- три слова ставила всё на место и никогда не ошибалась. Время летит быстро и оно нужно для полезных и добрых дел.
 
         У нас на этажерке были несколько книг педагога Макаренко (я сам забыл инициалы).
В те времена это была первоклассная система воспитания школьников, детей, да и всех молодых людей. Анна Николаевна читала работы Макаренко ещё в педагогическом училище, очень уважала профессора, просматривала его книги, как справочник и работала по этой системе выдающегося педагога той эпохи. Теория, практика и методика воспитания Макаренко была самой эффективной и наилучшей для того времени, а может быть, она такая и вообще, для всех времён.
 
       Анна Николаевна имела собственный дар преподавания и воспитания, но опиралась на, показавшие себя с самой лучшей стороны, работы Макаренко.
 
        Многие односельчане с особой гордостью говорили мне, что учились именно у Анны Николаевны. Память и авторитет, вместе с благодарностью были высокими и масштабными.

        Летом 2008 года на празднике «День села»  руководитель администрации
Виктор Николаевич Нестеренко акцентированно и с удовлетворением, выражая память, авторитет и благодарность, сказал мне, что он учился у Анны Николаевны. Я плохо его помню, ибо он уже был другого, молодого поколения, а я учился с его старшим братом.
 
               
         
      Со стороны Ябдино и сейчас есть лесная дорога, по которой можно добраться до деревни Прислон, что за 10 километров отсюда, который располагается на берегу Волги в месте впадения реки Дубна. Из Прислона многие дети традиционно учились в нашей школе. В деревне Лебзино тоже была школа в деревянном доме и там учились самые маленькие в 1-м и во 2-м классе. Учительницей там была Зинаида Акимовна Куликова из Великого Двора. А более старшие уже ходили в школу в Великий Двор.

       Самым отличительным моментом и показателем для села была многочисленная
жизнерадостная и весёлая детвора. Были заполнены полностью детский сад, который располагался в начале села, детские ясли (двухэтажный деревянный дом) и все школы.
 
        Медаль "За трудовую доблесть" вручена в 1949 году.
Вот эта медаль была вручена Шаровой Анне Николаевне на следующий год, после той второй медали. И если те, две первые медали, я воспринимал, именно, как за труд в военные годы, то вот эта медаль "За трудовую доблесть в СССР" наглядно и безусловно вручена за труд в СССР вообще, сюда входят довоенные, военные и послевоенные годы.

       Анна Николаевна одевала эту медаль в школу на урок только один раз, сразу после награждения. А потом только на собрания или на учительскую конференцию в Талдом,  или Москву, и в торжественных случаях.

       В 1954-м году я учился в 9- м классе и моя мать Шарова Анна Николаевна была награждена орденом "Знак почёта", который совершенно не нуждается в комментариях.

       Анна Николаевна,как сельская учительница,которых было порядка десять,примерно,имела в  своем селе ещё какую-то исключительно особенную индивидуальность или момент.Он ассоциируется у меня,как свет в окошке,в темноте ночи.Я не могу это точно выразить,поскольку мне самому это не очень понятно,и я могу это только помнить,всегда с полнейшим изумлением и гордостью за свою мать.Это была не просто учительница,а что-то гораздо больше.

       Так повелось и было всегда,что каждый новый человек,повышенной категории,который приезжал в село,считал своим необходимым делом,непременно,в ближайшее время,зайти и побеседовать с Анной Николаевной.Услышать её мнение по какому либо вопросу и вообще осмотреться с обстановкой или просто побеседовать на соответствующем уровне .

       "Инженер Акимов", - представился видный,безусловно ответственный, авторитетный и заслуженный мужчина с рабочим портфелем,который зашел в нашу квартиру.

       Мы жили и занимали весь первый этаж добротного старинного деревенского дома.На втором этаже была почта,значение и необходимость которой в разы превышает современные понятия.Человек,в основном шел на почту и затем зашел к нам.Разговор происходил всегда на кухне у нашего самовара.Но сахара и хлеба по тем временам не было.

       Но какой это был разговор.Я до сих пор нахожусь в изумлении,ибо размах и глубина мысли были на уровне планетарного масштаба.В сложнейших условиях и угрожающей обстановки,всегда находился обоюдный оптимизм.А ещё изысканное построение фраз,этикет,такт и предельное уважение.Разговор никогда не был продолжительным и собеседник уходил в приподнятом оптимизме и настроении.

       Инженер Акимов приехал на торфопредприятие Воргаш,что в трех километрах от села.Это был единственный инженер на всю округу из пяти деревень.После почты и разговора с Анной Николаевной,он более уверенно приступил к своей работе.

       А я позже учился в нашей школе с его сыном Женей Акимовым и мы сидели за одной партой.Он сын инженера,а я сын учительницы.Женя был скромный и культурный мальчик и я вспоминаю его по сей день.

--------------------------------------------------------
      
      
       А в 1967-м году я находился в  дальнем плавании в должности капитана.


      Моя мать, Шарова Анна Николаевна, сказала врачу:

 "Сыну не сообщать..."

      Ей оставалось жить всего несколько дней, поскольку у неё обнаружился рак.Это был последний жизненный порыв моей матери, под красным флагом СССР, в котором ярким пламенем, в последний раз, вспыхнуло её  уставшее от невзгод, но неутомимое и горячее сердце. Сын, капитан, где- то там, в дальнем плавании.Там морское судно и люди, за которых в ответе капитан.

       Корабль под красным флагом СССР, с золотом серпа и молота, и экипаж под моей командой, благополучно пришёл в порт. Начальник пожал мне руку...

       Моей матери уже не было на этом свете и я не успел как- то помочь ей и как- то отблагодарить за всё, за всё, что и не перечислить и не охватить. Я где- то читал, что так бывает, что сыновья увлеклись в жизни, больше заработать, что- то успеть, а мать подождёт на потом. И вдруг матери уже нет. Я тоже не думал, что это произойдёт со мной. Нелёгкая морская и рыбацкая работа, дальние и продолжительные рейсы, семья, дети, движение в капитаны крупнотоннажного флота, институт и вот...

      В последние секунды жизни перед глазами Анны Николаевны промелькнули все годы жизни, любимое село, школы, любимые ученики. И как- то неясно, где- то там, далеко в океане, на другом полушарии земли, небольшое судно, имея крен, боролось с огромными волнами, но корабль держался, неистовый ветер пытался сорвать с мачты красный флаг СССР, но флаг трепетал на ветру и тоже держался. Капитан был в порядке, это хорошо, что капитан в порядке. Сын... капитан со своим кораблём и экипажем, все в порядке.

      Анна Николаевна закрыла свои усталые глаза... Красный флаг СССР с серпом и молотом трепетал на неистовом ветру, но держался на флагштоке корабля. Экипаж работал и капитан в порядке.

      В последний момент жизни, ярким золотом, серебром и бронзой вспыхнула её главная медаль и орден...
    

                "За доблестный труд в Великой Отечественной Войне."

На фото: сельская учительница Шарова Анна Николаевна со своим классом.